Резван Наталья
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Рыбы. Водные ресурсы»
▼ Скачать +Заказ
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме
«Рыбы. Водные ресурсы»
учитель-логопед Резван Н. В.
МДОУ «Детский сад комбинированного вида «Звездочка»,
г. о. Серпухов
Образовательная область – коррекция общего недоразвития речи
Цель: обобщение и систематизация знаний об обитателях морей, океанов и водоемов.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме „Рыбы, Водные ресурсы“» размещена в разделах
- День воды, 22 марта
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Рыбы, рыбки. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Темочки
- уточнение, активизация и актуализация словаря по теме;
- совершенствование грамматического строя речи;
- совершенствование лексико-грамматических категорий (образование родственных слов).
2. Коррекционно-развивающие :
- развитие речевого слуха, общеречевых навыков;
- развитие зрительного внимания;
- развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики;
- развитие правильного дыхания.
3. Коррекционно-воспитательные:
- воспитание самостоятельности, активности;
- воспитание инициативности, навыков сотрудничества, бережного отношения к природе.
Оборудование: - плакат «Обитатели морей и океанов»;
- мягкая игрушка «Рыба-клоун»;
- тетради в клетку;
- простые карандаши;
- тематическое лото «Рыбы»;
- аудиосистема, запись «Шум океана».
Планируемый результат:
- умение сосредоточенно действовать в течение 30 минут;
- правильное употребление грамматических форм родного языка;
- развитие речевой активности детей.
Литература:
Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР (ОНР) с 6 до 7 лет. СПб: ООО «Издательство Детство-Пресс».
Ход занятия
I. Общая артикуляционная и пальцевая гимнастика.
II. Объявление темы занятия. Обитатели морей, океанов, водоемов – какие они?
В море – морские; в аквариуме – аквариумные; в реке – речные.
Путешествие в подводный мир, к морским обитателям. Звучит запись «Шум океана».
Дыхательная гимнастика.
Л: Как вы думаете, долго ли человек может находиться под водой? Нет. Потому что люди дышат кислородом, под водой воздуха нет. И сейчас мы потренируемся в правильном дыхании. Сделаем вдох и произнося звук [П], постепенно будем выдыхать воздух, то понижая, то повышая голос.
III. Активизация глагольного словаря.
Л: Что рыбы делают в воде? Давайте, подберем вместе слова – действия (ныряют, резвятся, играют, выпрыгивают, прячутся, плещутся, дышат, питаются).
IV. Выполнение графических упражнений (тетради в клетку).
V. Динамическая пауза.
Рыбка к берегу плыла (ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклон в стороны).
Хвостиком виляла (движение руками).
Корм себе искала (прыжки на месте).
Возле берега червяк, извивается вот так (руки на поясе, круговые движения бёдрами).
Рыбка подплывает, червяка хватает (хватательные движения, руки в замок).
Дернул леску рыбачок, и сорвался червячок (хлопки в ладоши перед грудью и за спиной).
Рыбка не попалась, с червячком осталась! (волнообразные движения ладонями).
VI. Подбор однокоренных слов.
Игра «Собери семейку».
Л: Как сможно назвать маленькую рыбу? – Рыбешка.
Как называют человека, который ловит рыбу? –Рыболов, рыбак.
Что делает рыбак? – Рыбачит.
Какой суп варят из рыбы? – Рыбный.
Как можно назвать большую рыбу? – Рыбина.
VII. Закрепление в речи слов- антонимов: игра «Скажи наоборот».
Л: У окуня маленькая голова, а у сома – большая.
У щуки длинный хвост, а у карася – короткий.
У судака мелкая чешуя, а у карася – крупная.
Акула – большая, а гуппи – маленькая.
Медуза – гладкая, а морская звезда – колючая.
VIII. Рефлексия.
Л: вот и закончилось наше занятие. Что вам понравилось? Какие задания были трудными? (ответы детей).
Л: Всем необходимо любить природу и бережно относиться к ее богатствам.