Надежда Подметина
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на основе фонемного распознавания у учащихся 2 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах, предложениях
Цели:
- учить дифференцировать звуки С-Ц с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения.
- развивать навыки звукобуквенного анализа и фонематического восприятия
- развитие лексико-грамматического строя речи
- развивать навыки самоконтроля
- развивать орфографическую зоркость
- соблюдение преемственности в работе с учителем
- воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию.
Оборудование: демонстрационные картинки, графические профили звуков С-Ц, тетради.
Публикация «Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на основе фонемного распознавания у учащихся 2 класса» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Ход занятия:
Деятельность логопеда Деятельность детей
1. Оргмомент
-Здравствуйте! Садитесь.
-Сегодня у всех хорошее настроение, посмотрим друг на друга, мило улыбнемся и приготовимся к занятию.
-Прочтите слова, записанные на доске
РАСЦВЕТ-РАССВЕТ
-Что означают эти слова?
Расцвет-
Появление цветков у растения, или Высшая степень развития чего-л. (Творческий расцвет)
Рассвет — раннее утреннее время, предшествующее началу восхода солнца
-Какими двумя буквами отличаются эти слова?
-С и Ц
-Вы догадались и готовы озвучить тему нашего занятия? Запишите число и тему занятия.
Звуки и буквы С и Ц, их различие на письме.
2. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
-Чтобы правильно писать С и Ц, надо научиться различать соответствующие им звуки.
-Возьмите зеркало, кончик языка упирается за нижние губы, зубы сближаются, глубоко вдохни и выдыхая воздух произнеси С-с-с-с…
-А теперь поднесите тыльную сторону ладони к губам, и произнеси долго звук С. Чувствуете, какая тоненькая холодная струя воздуха выдыхается? Слышите свист? Поэтому он называется «свистящим». Звук простой. Голосовые связки отдыхают.
- Уточним произношение звука Ц. Он образуется при слиянии звуков Т и С. Возьмите зеркало, кончик языка упирается за нижние передние зубы и одновременно произносятся звуки Т и С.
-Поднесите тыльную сторону ладони к губам и произнесите ТС.
-Что ощущаете?
Звук взрывной, сложный. Голосовые связки отдыхают.
В тетрадях запишем краткую характеристику звука:
Выполняют задание с помощью логопеда
Холодный воздух выдыхается толчком и непродолжительно.
[c]-согл., тверд., глух. ,парн [з]
[ц]-согл, тверд,глух,непарн.
3. Игра «Хлоп-топ»
-Поиграем в игру «хлоп-топ» и узнаем, кто самый внимательный. Я буду называть слова со звуками [С ] и [Ц]. На слова со звуком С - хлопай, со звуком Ц-топай.
Слова: барсук, цапля, заяц, лиса, лес, куница, аист, сова, цапля, сойка.
- Что объединяет все эти слова?
Выполняют задание
Правильно, это животные, которые живут в наших лесах.
4. Проговори скороговорки:
В цветнике цветут цветы. У кольца нет конца.
Один волк гоняет овец полк.
5. Работа с карточками
-Перед тобой слова-картинки, в которых произносятся звуки С и Ц. Предлагаю найти их и отметить фишками. Слова со звуком С- зелеными фишками, со звуком Ц- синими
Слова: цапля, стол, саквояж, мастер, полотенце, кольцо, кусты, пылесос, синица.
-Называй предмет и место звука в слове: начало, середина, конец.
-Молодцы, справились с заданием.
6. Физминутка
Утром встал гусак на лапки
Приготовился к зарядке
Повернулся влево, вправо
Приседанья сделал справно.
Клювиком почистил пух
И опять за парту - плюх!
7. Графическое изображение слова
-Поупражняемся в выделении слогов с буквами С и Ц в словах. Изобразим это графически. Работу продолжаем в тетрадях.
Образец: са _ _ (сапоги)
Слова: пылесос, овца, кольцо, сердце, красавица, гостиница, синица.
-Напоминаю последовательность работы. Читаешь слово, считаешь количество слогов, опираясь на количество гласных, чертишь количество слогов, определяешь место слога в слове, записываешь слоги.
Са по ги, пы ле сос,
ов ца, коль цо, кра са ви ца, гос ти ни ца,
си ни ца
8. Отгадывание загадок
-Отгадай загадку, а отгадку запиши в тетрадь.
Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это…. Сова
-Кто всех пугается,
Под кустом спасается,
На зуб волку попадается? Заяц
- Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля
Кто же это?. Цапля.
9. Итог занятия
-Какие звуки мы сегодня учились различать?
-Дайте характеристику этим звукам.
Вы все большие молодцы. Спасибо за занятие.