Дина Батура
Конспект логопедического занятия «Буква Р. Путешествие с Буквоежкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Формирование представлений о буквах родного языка, навыков языкового анализа и синтеза.
Коррекционно-образовательные задачи.
1. Уточнить артикуляцию и произношение звуков [р],[р']. Учить различать звуки [р],[р'].
2. Учить определять последовательность звуков в слове. Формировать навыки звукового анализа и синтеза слов, развивать звуко-слоговые представления.
3. Познакомить с буквой Р. Закреплять навыки печатания и чтения.
Коррекционно-развивающие задачи.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Буква Р, Путешествие с Буквоежкой“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
1. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, логическое мышление.
2. Формировать фонематический слух и восприятие.
Коррекционно-воспитательные задачи.
1. Воспитывать навыки самоконтроля.
2. Воспитывать интерес к познанию родного языка.
Возрастная группа: дети 6 лет с нерезко выраженным общим недоразвитием речи подготовительной группы общеразвивающей направленности.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, разрезные азбуки, тетради, ручки, карандаши.
Методы: наглядные – показ, образец, демонстрация; словесные – объяснение; практические – упражнение.
Предварительная работа. Знакомство с артикуляционно-акустической характеристикой звуков [р],[р'], формирование правильного произношения звуков [р],[р']. Знакомство со звуковым составом слова. Работа по формированию представлений о составе предложения.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Отгадайте загадки. Назовите слова-отгадки. Какой звук слышится в начале каждого слова?
Ранним утром на цветках
Ты найдешь меня в лугах,
Будет солнышко светиться -
Испариться вся водица
(роса)
С неба дождик удалился
Сразу мостик появился,
Яркий, разноцветный
Красный, желтый, фиолетовый.
(радуга)
Вот чудесные цветы,
Небывалой красоты,
Яркие, пахучие
Ай-ай-ай! Колючие!
(розы)
Зимой молчат,
Весной зажурчат,
Жителей лесных
Водой напоят.
(ручей)
2. Сообщение темы занятия.
— Сегодня мы встречаем Буквоежку, она поведет нас в страну звуковичков и буковичков. В этой стране мы познакомимся с буквой Р.
3. Повторение характеристики звука [р], [р'].
Отгадывание по характеристике звуков [р], [р'], произношение звуков Что вы знаете о звуках [р], [р']?
Символ звука: мотор рокочет: Р-Р-Р-Р-Р-Р., моторчик рычит: р'-р'-р'-р'-р'…
Характеристика звука: [р] - согласный (воздушной струе создает преграду язычок, звонкий, твердый, обозначаем синим кружком с колокольчиком; [р'] - согласный (воздушной струе создает преграду язычок, звонкий, мягкий, обозначаем зеленым кружком с колокольчиком.
4. Звуко-слоговой анализ.
Игра «Звуки дружат»
— В стране звуковичков и буковичков согласные и гласные буквы умеют дружить. Наша буква Р дружит с гласными буквами. Скажите, что вы услышите, если сначала произнести звук [р], потом [а], [о], [у], [ы]. Повторите слоги: ра-ра-ра, ро-ро-ро, ру-ру-ру, ры-ры-ры.
Составьте в азбуках слоги ра, ро, ру, ры.
Игра «Где живет звук?»
— Рассмотрите картинки и найдите где находятся звуки [р], [р']. Отметь картинки, в которых звук [р], [р'] живет в начале слова – красным карандашом, в середине слова – синим, в конце слова – зеленым.
Роза, кенгуру, зебра, рыба, робот, корова, рысь, ворона, сорока, снегири, пузыри, сухари, гиря.
— Составьте в азбуках слово рот, рука, ракета. Разделите слово на слоги. Составьте схему каждого слова.
5. Знакомство с буквой Р.
— Рассмотрите буквы Р, живущие в стране звуковичков и буковичков. Похожи ли эти буквы?
Буквоежка показывает букву Р, которая обозначает на письме звуки [р] и [рь].
—Скажите из скольки элементов состоит буквы Р? Какие это элементы? Рассмотрите картинки. — На что похожа буква Р? Чем эти предметы напоминают букву Р?
Характеристика: буква Р согласная, твердая. Обозначение: синий кружок.
Игра «Заселение буквы Р в «Домик букв».
— В каком домике живет буква Р? Почему?
Буква Р плывет на лодке,
Заплывая в каждый порт.
Мы с ней вместе поплывем,
И ее заселим в дом.
Посмотрите, буква Р
Живет на верхнем этаже.
Игра «Буквы потерялись».
— Вставьте в слова пропущенные буквы. Какая это буква?
… ак, … от, … ука, …епа, … ама, … ыба, … ысь, … едис, … епка, … акета,. убашка.
Игра «Составлялки».
— Составьте слова со слогами: ра, ро, ру, ры.
6. Физминутка.
Ра — ра — ра! Ждет Буквоежку детвора!Хлопки в ладоши.
Ра — ра — ра! Скоро, скоро букв парад. Руки над головой, взмахи руками.
Ру — ру — ру! Приходите на игру. Шаги с высоко поднятыми коленями.
Ре — ре — ре! Соберемся во ковре. Бег на месте.
Ры — ры — ры! Мы готовы для игры. Вращательные движения рук перед грудью.
7. Чтение.
Упражнения с разрезной азбукой.
Составление и чтение слогов с буквой Р :
Лодка по морю плыла,
Букву Р она везла.
Подплыла к причалу А,
Прочитаем, дети,. (РА).
Подплыла к причалу О,
Прочитаем вместе. (РО).
Подплыла к причалу У,
Прочитаем дружно:. (РУ).
Подплыла к причалу Ы,
Прочитаем тихо. (РЫ).
Подплыла к причалу И,
Прочитаем нежно. (РИ).
Подплыла к причалу Я,
Прочитаем громко. (РЯ).
Составление и чтение слов с буквой Р по картинкам (рак, рука, рога, ров, рыба).
Слушает Рая внимательно,
Как вы слова читаете старательно.
Отгадывание ребусов: «Ворона», «Ворота»; «Вор».
Пальчиковая гимнастика.
Буквы мы нарисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальцы разомнем,
Рисовать опять начнем.
Дети выполняют движение в соответствие с текстом.
Печатание буквы Р.
— Рассмотрите букву Р, обведи ее пальчиком руки. Напечатай букву Р в воздухе. Выложи букву Р из палочек. Напечатайте буквы Р в тетради.
8. Итог.
— Закончилась наша прогулка вместе с Буквоежкой по стране звуковичков и буковичков. Теперь мы знаем, что в этой прекрасной стране живет буква Р.
9. Самооценка.