Темирой Бондарь
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ:
1. Закрепление правильного произношения звука [Р], в слогах, словах, предложениях и связной речи.
2. Развитие органов артикуляционного аппарата, мелкой моторики пальцев рук.
3. Развитие фонематических процессов.
4. Формирование звукового анализа.
5. Развитие внимания, памяти, мышления.
ОБОРУДОВАНИЕ: индивидуальные зеркала, предметные картинки со звуком [Р], наборы для составления схем, фишки, тетради и карандаши.
Ход ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент:
Публикация «Конспект логопедического занятия „Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Здравствуйте, ребята! Сядет тот, кто придумает и правильно произнесёт слово со звуком [Р](в начале, в середине, в конце слова).
II. Артикуляционная гимнастика.
Ребята, проведём небольшую разминку для подготовки к выполнению более сложных упражнений. Для этого нужно посмотреть в зеркало, всем улыбнуться, открыли широко ротики, поднимите язычок к бугорочку. Кончиком языка по нёбу сделать несколько движений вперёд и назад и при этом следить, чтобы кончик языка не высовывался изо рта, а губки и нижняя челюсть не двигались.
Молодцы, ребята! А сейчас выполним несколько упражнений: «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Дятел», «Часики», «Маляр», Чищу зубы».
Ребята, а теперь вспомните, при помощи каких органов речевого аппарата мы научились правильно выговаривать звук [Р. ] (губы, зубы, язык, нёбо, альвеолы.)
1. Анализ артикуляционного уклада звука [ Р].
Давайте вспомним, как правильно произносим звук [ Р], где находятся губы, язык, зубы: Кончик языка и его передняя часть подняты к альвеолам (за верхними зубками, напряжены, кончик языка вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть языка опущена, его боковые края прижаты к верхним коренным зубам, выдыхаемая воздушная струя должна быть сильной. Послушайте своё горлышко! Горлышко дрожит.
2. Характеристика звука.
Попробуем дать характеристику этому звуку : Какой он? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? (бывает твёрдый и мягкий.) Какие гласные звуки, дают твёрдость согласному звуку [Р. ] (А, О, У, Э)
Звук [Р]- согласный, твёрдый, звонкий.
III. Пальчиковая гимнастика.
Ребята, вспомним наш девиз! «Чтобы лучше говорить, надо с пальцами дружить!» Выполним пальчиковую гимнастику:
«Дети бегут» указательный и средний палец правой руки «бегают» проводится одновременно пальцами обеих рук.
Пальчики «здороваются» кончик большого пальца правой и левой руки «здоровается», поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и т. д.
IV. Объявление темы занятия.
Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о разных профессиях, и следить за правильным произношением звука [Р. ]
V. Развитие фонематического слуха.
Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду показывать предметные картинки с изображением профессий, а вы называйте их и хлопайте в ладоши, если в названии услышите звук [Р].
Маляр, повар, дворник, пчеловод, землекоп, трубочист, учитель, рабочие, врач.
Игра «Кем ты будешь?» Саша, кем ты будешь в будущем? Я буду строителем. Строить дома.
Игра «Кто, чем работает?» Ребята, скажите, чем работает маляр - кистью, землекоп – лопатой, дворник – метёлкой.
VI. Связь звука с буквой
Отыскать букву [Р] в разрезных азбуках. Напечатать в тетрадях.
VII. Физкультминутка. «Шофёр». Дети бегут по кругу и крутят руль.
Лечу лечу
Во весь опор.
Я сам-шофёр
Как нажму на педаль
Моя машина мчится вдаль
VIII. Автоматизация звука [ Р] в слогах, словах и предложениях.
А сейчас повторим слоги :
ар-ар-ар - повар
ра-ра-ра - игра
ор-ор-ор - двор
ур-ур-ур – абажур
ры-ры-ры – шары
1. Игра «Доскажи словечко»
Маля (р, пова (р, шофё(р, мото (р).
2. Звуковой анализ слова. По-вар. В звуковом домике из цветных фишек выкладываем схему слова. Делим слово на слоги.
3. Составление небольших предложений по картинкам.
Например:«Мама повар», «Мама варит суп».
Записать предложения в тетрадь.
IХ. Итог занятия.
Молодцы, ребята! С каким звуком мы сегодня работали?
Дать характеристику звука «Р». Ребята, какие профессии вы запомнили?
Наше занятие подошло к концу. До свидания!