надежда терехина
Конспект логопедического занятия «Знакомство с картиной В. М. Васнецова «Аленушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 2
Тема: Знакомство с картиной В. М. Васнецова «Аленушка»
Цель: Составление рассказа по сюжетной картине В. М. Васнецова «Аленушка»
Задачи:
а) обобщение представлений о русском народном творчестве;
б) обогащение словаря. Корректирование грамматического строя речи: правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; упражнять в образовании прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
Публикация «Конспект логопедического занятия „Знакомство с картиной В, М, Васнецова „Аленушка“» размещена в разделах
- Васнецов В.М., художник, знакомство с картинами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
г) корректирование навыка рассказывания.
д) продолжать корректирование способность отвечать полными ответами. Корректирование недостатков связной речи, фонематического восприятия.
е) воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине.
Используемые методы:
наглядные (демонстрация иллюстраций к сказкам, картина В. М. Васнецова «Аленушка»);
словесные (беседа по вопросам, обобщающая знания детей по данной теме (из личного опыта); рассказ – изложение нового материала).
Оборудование: репродукция картины В. М. Васнецова «Аленушка», серия карточек-символов, Аудиозапись сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Предварительная работа: Дети вместе с воспитателем на проулке наблюдают за зимними изменениями в природе. Проводится беседа об ощущениях, возникающих во время зимней прогулки. Знакомство с поэзией русских поэтов, чьи стихотворения посвящены зимнему времени года. Например, А. Пушкин «Зимняя дорога», Ф. Тютчев «Зима недаром злится…», А. Фета «Снег да снежные узоры», С. Есенина «Береза».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед : Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся с вами в гости, а к кому вы узнаете чуть позже. А сейчас мы встанем в круг и поводим в хоровод и не заметим как перенесемся к гости к сказочным героям (логопед заводит детей в хоровод).
Снова Осень, снова птицы
В теплый край летят спешат
И опять осенний праздник
К нам приходит в детский сад
Листик клена на ладошку
Потихоньку упадет
Это осень золотая
По дорожке к нам идет!
Осень на дорожке
Промочила ножки
В танце закружила
Всех заворожила
(дети берут стульчики, рассаживаются перед окном).
2. Основная часть.
Логопед : Ребята, а как хорошо вы знаете сказки? сейчас я вам покажу картинки, а вы должны отгадать из каких это сказок (картинки демонстрируются по одной, дети называют сказки (Колобок, Теремок, Сказка о старике и золотой рыбке, Дюймовочка).
Логопед : А в какой сказке есть коза, козленок? (Волк и семеро козлят, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Коза-дереза).
Логопед : Молодцы, ребята. Оказывается, вы хорошо знаете сказки. И теперь я предлагаю зайти в гости к одной из них, а к какой вы узнаете, взглянув на эту картину (демонстрируется картина В. М. Васнецова «Аленушка»).
Логопед : Ребята, кто угадает, что это за сказка? (ответы детей).
Логопед : Правильно, это сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Именно эта сказка вдохновила В. М. Васнецова на создание этой картины.
Рассматривание картины, чтение сказки.
Логопед : О ком (о чем) нам рассказал художник с помощью этой картины? (дети рассматривают картину, высказывают свои суждения).
Логопед : Почему же мы сразу увидели Аленушку? (так она является главной фигурой картины и размещена в самом ее центре). Да, действительно художник ее изобразил в центре картины. Девушка, сидит на камне, на берегу заросшей речки, привлекая взгляды своей простой красотой.
Логопед : А как мы догадались, что у нее грустное настроение? ( ответы детей: колени обхватила руками, голову склонила, глаза печальные).
Логопед : А теперь давайте послушаем сказку и решим, почему же она так пригорюнилась, опечалилась (логопед включает аудиозапись сказки).
Логопед : Сейчас давайте проведем с вами разминку!
Физминутка «Листопад»
Мы – листики осенние.
На ветках мы сидели.
Ветер дунул – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились полетели.
(повороты вокруг себя).
Составление описательных рассказов.
Логопед : Эту сказку написал русский народ, значит сказка какая? (русская народная).
А как можно еще понять, что сказка русская (по именам главных героев).
А почему Аленушка такая грустная? (потому что братец Иванушка стал козленочком. Потеряла Аленушка брата).
А как мы догадались, что она печальная? (лицо грустное, братца долго искала, он не послушался ее и выпил из козьего копытца).
Посмотрите на Аленушку, как она выглядит? (платье порвала, ноги грязные, волосы растрепаны). Почему? (братца потеряла, долго искала по лесу, бегала, все платье порвала об ветки).
А где же остановилась Аленушка, пригорюнилась? (у озера, речки).
А какая природа вокруг, давайте поговорим о ней. Что можно сказать о солнце? (солнце прячется за тучами. Оно уже не греет, только светит немного за лесом). О небе? (небо на картине хмурое, пасмурное, серое). Деревья какие? (деревья роняют листья. Идет листопад. Листья на березе желтые, в воду облетают). Ветер? (ветра нет, листочки не колышутся и вода не движется). Дождь? (дождя нет, но как будто он хочет начаться, небо в тучах. Осенью часто идут дожди). Трава? (трава желтая и сухая. Все озеро травой заросло).
3. Итог занятия.