Папки-передвижки

Конспект литературно-музыкального занятия «Ничего нет в мире музыки чудесней!» к Дню рождения Георгия Свиридова

Макеева Евгения Вячеславовна
Конспект литературно-музыкального занятия «Ничего нет в мире музыки чудесней!» к Дню рождения Георгия Свиридова
▼ Скачать + Заказать документы

Предварительное прослушивание аудиозаписи детской программы «Георгий Свиридов. Вопросы Веры и Фомы. ЖЗЛ».

Его называют «самым русским композитором». Его мелодии — как русские пейзажи: лиричные и яркие, трогающие душу, пронзительные, задумчивые и веселые… Где прошло детство Георгия Свиридова? Чем пожертвовала его мама, чтобы подарить сыну рояль? Какой великий композитор учил молодого музыканта? Какая известная телепередача выбрала своей заставкой музыку Свиридова?. Вместе с героями программы Верой и Фомой, а также их наставником дядей Мишей и его верным Алтаем послушаем фрагменты произведений гениального композитора и узнаем больше о его необыкновенной судьбе.

(В начале мероприятия звучит музыка Георгия Свиридова из его «Детского альбома» - «Музыкальный ящик»).

Ведущий.

Здравствуйте, дорогие друзья! Вот с такой чудесной пьесы началось сегодняшнее музыкальное занятие, которое посвящено замечательному композитору, Георгию Васильевичу Свиридову. «Моя музыка – это лучшее, что есть во мне» - так говорил Георгий Васильевич.

«Свиридов звучит, как свирель,

Что Бог дал российской природе,

За трелью дарил нам он трель

Божественных чудо – мелодий».

(Алексей Никуленков)

«Вокруг него всегда звучала живая музыка без слов.

Все то, что в жизни окружало, он превращал в слиянье нот.

В них слышен ветер, шорох листьев, и солнца чувствуешь тепло.

Встречаешь бодрые рассветы под трель поющих соловьев.

Усталость солнечных закатов, журчанье чистых родников

И аромат цветов душистых меня волнуют вновь и вновь».

(Пилипенко Алина)

(Звучит миниатюра «Весна» из музыкальной иллюстрации к повести Пушкина «Метель»).

Ранние детские воспоминания связаны с образами южнорусской природы — заливными лугами, полями и перелесками. Свиридовы – это крестьянский род, заведомо крепко связанный с землёй, с самой природой, с российскими просторами, их красотами и суровостью. Сейчас прозвучит пьеса Георгия Свиридова «Зима» из его «Детского альбома». Постарайтесь вслушаться и представить себе суровую красоту зимы, которую композитор передал с помощью музыкальных звуков.

(Звучит пьеса «Зима» из «Детского альбома» Г. Свиридова, либо просмотр видеоролика на эту музыку).

Огромное влияние оказали на будущего композитора детские походы с бабушкой в церковь. Великолепие русских православных храмов, Божественная Литургия, колокольный звон, входили в отзывчивое детское сердечко, чтобы навсегда остаться в памяти.

"Кто долго жил в глуши печальной,

Друзья, тот, верно, знает сам.

Как сильно колокольчик дальний

Порой волнует сердце нам".

(Алексей Толстой)

(Прослушивание с рассказом Дмитрия Благого или просмотр смонтированного видео на музыку Георгия Свиридова «Звонили звоны» из «Детского альбома», возможно отдельное прослушивание этой пьесы).

Вспоминая свои детские впечатления от посещения храма он писал: "«В церковь маленьким я ходил вместе с бабушкой, Помню, что особенно любил службу Чистого Четверга. А ходили мы в церковь Флора и Лавра — в маленькую, уютную, с хорошим хором". Мама будущего композитора с юности пела в церковном хоре. Уже во взрослом возрасте Георгий Васильевич видя однажды, как разрушали церковь, растаскивали на кирпичи, стоял и плакал, вспоминая, что бывал в этой церкви ещё маленьким. Он жил какое-то время у священника и вспоминал это как золотое время своего детства.

(Прослушивание пьесы «Грустная песня» из «Детского альбома»)

Будущий музыкант очень любил читать. Знал наизусть стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Благодаря школьным кружкам, Свиридов участвует во многих постановках и даже пытается сочинять стихи. Как-то раз ему предстояла роль в школьном спектакле, где главный герой должен был исполнить короткую мелодию на балалайке. Свиридов выступил с инициативой обучиться игре на этом русском народном инструменте, который и привил мальчику любовь к музыке. Именно благодаря ему Свиридов начал сочинять собственные мелодии и пытаться подобрать на слух известные мотивы.

Когда он поступал в курскую музыкальную школу, на вступительном экзамене необходимо было сыграть музыкальное произведение, но так как мальчик не имел нот, он сыграл марш собственного сочинения, чем покорил преподавателей. Давайте сейчас послушаем два марша из «Детского альбома» Георгия Свиридова. Георгий Васильевич написал много прекрасной музыки, но одно сочинение он написал по случаю рождения сына Георгия и посвятил ему.

(Прослушивание двух маршей из «Детского альбома»: «Весёлый марш» и «Марш на тему М. И. Глинки» с рассказом Дмитрия Благого).

Композитор очень любил стихи А. С. Пушкина. Одни из первых его музыкальных произведений были созданы для стихотворений этого великого поэта. Самым известным произведением считается его музыкальные иллюстрации к его повести «Метель». Давайте послушаем прекрасный «Вальс».

(Прослушивание аудио «Вальс» Георгия Свиридова к повести Пушкина «Метель»).

Ребята, как вы думаете, какие картины можно представить, слушая эту замечательную музыку?

(Ответы детей)

Любил Георгий Васильевич и стихи Сергея Есенина. И сейчас прозвучит его музыка, написанная на стихи этого поэта «Поёт зима, аукает».

(Прослушивание аудиозаписи на музыку Георгия Свиридова и стихи Сергея Есенина «Поёт зима, аукает» из 2-ой части вокально-симфонической Поэмы «Памяти Сергея Есенина»).

"Раскинулся Звенигород

Над Москвой-рекой.

Звенигород — не пригород,

А город есть такой. "

(Агния Барто)

Эти строчки написаны известной детской поэтессой Агнией Львовной Барто после посещения ею детского дома в этом городе.

(На экране слайды с изображением А. Барто и надписью с высказыванием, принадлежавшим ей: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность» и с детьми из детского дома)

Несмотря на то, что произведение посвящено печальным событиям, оно наполнено только радостью и беззаботностью юных жильцов дома. Для автора, которому очень важно было передать читателям это светлое настроение, подошло и название «Звенигород». Имя города стало символом тихого укромного места, где в уютном доме на берегу Москвы-реки, в окружении лесов, детям, потерявшим своих родителей во время Великой Отечественной Войны, ничто не должно напоминать об их сиротстве. Понятие «Звенигород» складывается из звона детских голосов и щебета птиц. Днем «от звонких голосов весь звенит Звенигород». Вечером «дети спать легли» – и «замолчал Звенигород».

(На экране слайд с чёрно-белой иллюстрацией из одноимённой книги издания 1949 года, рисунки А. Брея с изображением на титульном листе детей, смотрящих из окон детского дома).

Георгий Васильевич Свиридов написал на слова начальных четверостиший произведения А. Барто «Звенигород» хоровую миниатюру с одноименным названием. Чаще всего миниатюра исполняется детским хором в сопровождении бубна, треугольника, коробочки и фортепьяно. «Звенигород» Свиридова – музыкальный экспромт, в котором тема послевоенного сиротства, развитая поэтессой А. Барто, уже совершенно отсутствует. Композитора привлекла ритмичность слога, который и его сочинению передала ощущение весеннего щебета птиц в перекличке со звонкими голосами детей.

(Прослушивание аудиозаписи хоровой миниатюры Г. Свиридова «Звенигород в исполнении Хора Камертон, либо просмотр смонтированного видеоролика со слайдами на это исполнение).

Ребята, сегодняшнее занятие подходит к концу и хочется завершить его словами самого композитора: «Ничего нет в мире музыки чудесней!» и «У музыки в России - особая судьба». Давайте в заключении послушаем замечательную, весёлую, патриотическую музыку «Военный марш».

(Прослушивание аудиозаписи «Военный марш» Г. Свиридова из иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» или видеоролик на эту музыку. По окончании заключительные слова ведущего и завершение мероприятия).

Публикации по теме:

Литературно-музыкальная викторина в подготовительной к школе группе «Международный день музыки»Литературно-музыкальная викторина в подготовительной к школе группе «Международный день музыки» «Международный День музыки» Литературно – музыкальная викторина в подготовительной к школе группе Цель: Приобщение дошкольников к музыкальному.

«В мире музыки!» (фотоотчет)«В мире музыки!» (фотоотчет) Стояли всю неделю сильные морозы, но мы не унывали, нам было жарко, потому что посвятили ее музыке. Влияние музыки в развитии творческой.

Конспект доминантного музыкального занятия по слушанию музыки «Мир музыки Бетховена» в старшей группеКонспект доминантного музыкального занятия по слушанию музыки «Мир музыки Бетховена» в старшей группе Ко дню рождения композитора Л. В. Бетховена Программные задачи: развивать эмоциональную отзывчивость у воспитанников на музыку грустного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект литературно-музыкального занятия «Ничего нет в мире музыки чудесней!» к Дню рождения Георгия Свиридова
Опубликовано: 27 декабря 2024 в 16:14
+45Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект литературно-музыкального занятия «Ничего нет в мире музыки чудесней!» к Дню рождения Георгия Свиридова» (включая файлы) размещена пользователем Макеева Евгения Вячеславовна (УИ 2426148) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД