Татьяна Акатова
«Лес — наше богатство». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе
«Лес – наше богатство»
Цель: уточнить представления детей о значении леса в жизни людей; познакомить ребят с некоторыми свойствами древесины; учить бережно относится к лесу
Публикация «„Лес — наше богатство“, Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Ход занятия.
Воспитатель. Дети, знаете ли вы сказку «Золотой ключик или приключения Буратино»?
Ответы детей.
Воспитатель: вспомните историю о том, как полицейские собаки бросили бедного Буратино в пруд, чтобы утопить (показать иллюстрации). Утонул ли Буратино?
Дети. Нет.
Воспитатель. А почему? Давайте вспомним, из чего был сделан Буратино?
Ответы детей. Из дерева.
Воспитатель. Правильно.
Проведем опыт. Посмотрите, в один мешочек я кладу деревянный предмет, а в другой металлический. Как вы думаете, что будет с мешочками?
Для решения воспитатель опускает в воду положенные в тонкие непрозрачные мешочки из ткани кубик и гайку.
Воспитатель. Можете ли вы теперь сказать, где был предмет деревянный, а где – металлический.
Воспитатель. Делаем вывод: дерево не тонет в воде. Кто мне может ответить, где люди используют это свойство дерева?
Дети. Из дерева делают лодки, плоты.
Вы знаете, что люди живут в разных местах на земле: и в деревнях, и в городах. В деревнях зелени много, кругом леса, а в городах деревья специально сажают вдоль улиц, в парках, скверах.
Показ слайдов.
Как вы думаете, почему горожане стараются уехать за город на выходные дни и на лето (чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом). Давайте с вами разберемся, что же это за свежий воздух.
Воспитатель. Как вы думаете, дерево – живое?
Дети. Да.
Воспитатель. Почему?
Дети отвечают.
Воспитатель подводит итог сказанному.
Дерево живое, так оно как и все живые существа, растет, питается, спит и дышит. Люди и животные тоже дышат, то есть они вдыхают и выдыхают воздух.
Провести несколько дыхательных упражнений.
Воспитатель. Вы замечали, что, если долго мы находимся в комнате с закрытыми окнами, становится трудно дышать? «Надо проветрить», - говорят взрослые. Дело в том, что мы выдыхаем «плохой» воздух. Но людей и животных на земле очень много, выходит, и «плохого» воздуха должно становится все больше и больше. Но этого почему – то не происходит.
Куда же девается «плохой» воздух? Оказывается. Его вдыхают все растения. А выдыхают они «живой» воздух, которым и дышат люди и животные. Называется он кислород.
Как вы думаете, где кислорода больше в городе или в деревне? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель. Зачем люди в домах разводят комнатные растения? Почему в лесу хорошо дышится?
Рассуждения детей.
Воспитатель подводит детей к выводу:
деревья и кустарники, цветы и травы нам просто необходимы.
Они наши друзья и помощники.
Воспитатель. Для чего человеку нужен лес?
Ответы детей.
Воспитатель обобщает ответы детей: мы приходим в лес, чтобы отдохнуть, насладиться красотой деревьев и трав, послушать музыку леса: шелест листьев, пение птиц, жжужание разных жуков.
Воспитатель. Что еще дает человеку лес? (грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы, строительный материал).
А еще лес сплавляют. Человеку надо очень много древесины: из нее строят дома и лодки, мебель и бумагу, деревянные игрушки и музыкальные инструменты, посуду.
Показ детям деревянных предметов.
Где же берут эту древесину? В лесу. Но, чтобы сделать, например, бумагу, дерево надо отправить на фабрику, которая находится далеко от леса. Как переправить огромные стволы деревьев на большое расстояние? Для этого используют реку. Стволы бросают в воду, и река сама несет их, а в нужном месте стволы вылавливают.
Показ слайдов.
Воспитатель. Мы должны запомнить: лес наш друг и помощник. И относиться надо к нему, как к другу, бережно и внимательно.
Будь здоров, зеленый лес!
Стой в торжественном наряде!
Парты, книги и тетради
Ты нам дал, зеленый лес.
Чтоб не застили небес
Тучи копоти и пыли.
Чтоб прозрачны реки были.
Будь здоров зеленый лес!
Чтоб навеки не исчез
Зверь лесной и птица тоже.
Процветай, наш друг хороший.
Будь здоров, зеленый лес.
Воспитатель. Ребята, хотите побывать в чудесном лесу?
Прежде чем мы отправимся, я хочу вас познакомить с лесными правилами – правилами друзей природы.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать.
Бегай. Прыгай и играй,
Только чур, не забывай.
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай:
Мусор с травки убирай.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки – не стрелять;
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Им покой побереги,
Ведь они нам не враги.
Н. Рыжова
Начинаем путешествие. Отправляемся в лес на поезде, доедим до станция «Лесная».
Дети строятся друг за другом, руками имитируют вращение колес.
Воспитатель. Станция «Лесная». Прежде чем войти в лесс, давайте вспомним правила поведения:
- не срывать цветы;
- не ломать ветки, потому что на сломанной веточке не распустятся зеленые листочки, которые выделяют кислород и очищают воздух от пыли;
- не ловить птиц, насекомых;
- не шуметь;
- не оставлять мусор.
Физкульминутка.
Давайте представим, как мы гуляем в лесу.
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем отдохнем,
А потом гулять пойдем.
Дети идут по кругу, высоко поднимая ноги, садятся на корточки, встают и продолжают движение.
Воспитатель находит веточку, к которой прикреплено письмо.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что я нашла (показывает им веточку и письмом). Я кажется знаю кто оставил нам эту веточку – это лесная фея, которую нельзя увидеть, но хорошим ребятам она оставляет подарки. Давайте посмотрим, что там внутри. Посмотрите письмо.
В письме говорится о том, что лесная фея приглашает всех ребят совершить путешествие в ее лес и насладиться красотой ее лесного царства, но для этого нужно выполнить задания.
Первое задание: отгадать загадки о лесе и деревьях.
Есть у ребят
Зеленый друг,
Веселый друг,
Хороший.
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
Лес.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем.
Лес.
В зеленой шубе летом,
А зимой раздет он.
Лес.
Нам в дождь и зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший –
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.
Дерево
Воспитатель. Следующее задание. Вам нужно из частей составить дерево.
Детям предлагается карточки с изображением корня, ствола, веток, листьев, из них нужно составить изображение дерева, при этом правильно называя его части.
Воспитатель. Лесная фея предлагает нам поиграть в игру «Найди дерево». Она прислала нам изображения деревьев из ее леса. Я буду вам описывать дерево, затем по сигналу «Раз. Два, три! Дерево найди!». Вы должны найти картинку с нужным деревом, показать и назвать его.
Средь темна леса
Красная девица стоит.
Рябина.
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
Сосна.
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
Береза.
Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это —
Мы от этого чихаем.
Тополь
В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
Желудь
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
Дуб
Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет —
Желуди на нем!
Дуб
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы справились с заданиями лесной феи. Она передала вам в подарок шишку с кедровыми орешками и обещает к вам приходить.