Инна Сидорова
Конспект лексического занятия «Краски осени»
▼ Скачать + Заказать документы
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «Краски осени (Осень. Признаки осени)»
Понедельник 16.09.2024 г.
Коррекционно-образовательные задачи. Закрепить представления об осени и ее приметах. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Осень». Совершенствовать грамматический строй речи.
Коррекционно-развивающие задачи. Развивать длительный плавный выдох, связную речь, зрительное внимание, мышление, артикуляционную, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные задачи. Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование. Магнитная доска, мольберт, картинки луж, сюжетные картинки по теме «Осень», предметные картинки для игры «Четвертый — лишний», игра «Катины подарки».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед приглашает детей пройти в кабинет и организует приветствие. По дороге к кабинету он раскладывает на полу на равном расстоянии друг от друга пять «луж».
Логопед. Смотрите, у нас с вами перед кабинетом образовались лужи и вам нужно перешагивать через них, чтобы добраться до места. Поставьте руки на пояс. Шагайте, высоко поднимая колени.
Логопед. Молодцы. Ловко выполнили задание, перешагнули через лужи и не промочили ноги. Садитесь за стол. Сегодня мы с вами будем говорить об осени.
2. Беседа об осени с рассматриванием картинок. Логопед помещает на магнитную доску несколько сюжетных картинок. На первой картинке дети собирают разноцветные листья в осеннем парке. На второй люди собирают яблоки в осеннем саду. На третьей картинке — клин перелетных птиц в небе. На четвертой — мальчики собирают в осеннем лесу лисички.
Логопед. Посмотрите на картинки. Какое время года нарисовал на них художник? Правильно. Теперь давайте расскажем, что нарисовано на каждой картинке.
Что вы видите на первой картинке? Какие листья собирают дети? Что нарисовано на второй картинке? Какие яблоки собирают люди?
Расскажите о том, что вы видите на третьей картинке. Какие птицы улетают на юг?
Что вы видите на последней картинке? Какие грибы собирают мальчики
Вы очень хорошо рассказали о том, что нарисовано на картинках. А какие еще приметы осени вы помните?
(Осенью часто идут холодные дожди. Исчезают насекомые. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Люди одеваются в более теплую одежду)
Логопед. Молодцы! Вы вспомнили приметы осени.
3. Упражнение «Разноцветные листочки».
Логопед убирает с наборного полотна картинки и ставит на стол корзинку с листьями.
По дороге в детский сад я набрала целую корзинку листьев. Посмотрите, какие они красивые, резные, разноцветные. Выберите по одному листочку, назовите какие они цветом.
Логопед. Очень хорошо.
4. Упражнение «Осенние листочки».
Логопед предлагает детям встать около стульчиков.
Логопед. Встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте ее от лица. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек. Упражнение выполняется три-четыре раза по команде логопеда. Логопед следит за тем, чтобы дети не надували щеки и не поднимали плечи.
5. Упражнение «Осенью».
Логопед приглашает детей выйти на ковер, предлагает им встать лицом в круг и выполнить упражнение.
Вдруг закрыли небо тучи, (Поднимаются на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки)
Начал капать дождь колючий.
Долго дождик будет плакать, (Прыгают на носочках, держат руки на поясе).
Разведет повсюду слякоть. (Приседают, держат руки на поясе).
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги. (Идут по кругу, высоко поднимая колени).
6. Упражнение «Прохлопай слова».
Логопед вновь предлагает детям встать лицом в круг.
Логопед. А теперь давайте все вместе прохлопаем слова. Послушайте, как я прохлопаю слово дожди. А теперь вы прохлопайте слово кусты. Теперь слово рябина. И наконец, слово дуб. Отлично. Пройдите за стол.
7. Упражнение «Четвертый — лишний».
Логопед помещает на мольберт четыре картинки: зонт, резиновые сапоги, спасательный круг, плащ-дождевик.
Логопед. Сейчас мы поиграем в игру «Четвертый—лишний». Посмотрите на картинки и подумайте, которая из них не имеет отношения к осени.
Аналогично проводится работа еще с двумя-тремя комплектами картинок.
8. Игра «Катины подарки».
Логопед убирает картинки и достает игру «Катины подарки». Он помещает на наборное полотно большую картинку. Л о г о п е д. Кого вы видите на картинке?
Эту девочку зовут Катя. Она отдыхала на даче, но наступила осень, и Катя вернулась в город. Она привезла подарки своим игрушкам. Логопед раскладывает предметные картинки.
Логопед. Что привезла Катя? Расскажите. Конфету, морковку, малину, помидор, табурет, носки, нагрудник, кофту, пальму, торт, нож, погремушку, палку, коляску, мороженое, тарелку, ножницы, тапки, мандарин.
Правильно. Давайте поможем Кате раздать подарки игрушкам. Каждая игрушка получит подарки, названия которых начинаются с того же звука, что и ее название. С какого звука начинается слово носорог? Подберите носорогу подарки, названия которых начинаются со звука [н].
Молодцы. Все сделали правильно. Подарки остальным игрушкам мы подберем потом.
9. Общая артикуляционная гимнастика.
Логопед раздает детям зеркала.
Логопед. Сядьте правильно. Спину держите прямо. Руки положите на колени.
Давайте сделаем упражнение «Улыбка». Вот так. Упражнение выполняют три-четыре раза. После каждого раза логопед предлагает детям проглотить слюну и отдохнуть. Затем дети под контролем логопеда делают упражнения «Трубочка» (учатся вытягивать вперед округленные губы, «Улыбка — трубочка», «Лопата».
10. Работа по картинке-загадке «Что ты видишь?»
Логопед приглашает детей пройти к магнитной доске и предлагает им встать полукругом, а на наборное полотно помещает картинку с наложенными изображениями листьев.
Логопед. Последняя игра сегодня — картинка-загадка «Что ты видишь?» Нужно сказать, что ты видишь на картинке, и обвести изображение пальцем.
Молодцы. Это было очень трудное задание. Вы отлично справились с ним.
11. Окончание занятия. Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорили на занятии, чем занимались, какие задания было интересно выполнять. Затем он положительно оценивает работу каждого ребенка.