Ольга Булгакова
Конспект лекции для родителей «Связь привязанности и тревоги»
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю начать разговор о ТРЕВОГЕ и СТРАХАХ.
«Как утверждают специалисты, расстройства, связанные с тревожностью и страхами, являются на сегодняшний день самыми распространенными проблемами с психическим здоровьем у детей» - это результат исследований, опубликованные в 2015 году.
Чаще всего у маленьких детей повышение тревоги и возникновение страхов, связаны с СЕПАРАЦИОННОЙ ТРЕВОГОЙ.
Сепарация – это отделение/разделение.
В данном случае, разделение с тем, к кому малыш привязан и кому доверяет заботу о себе.
Публикация «Конспект лекции для родителей „Связь привязанности и тревоги“» размещена в разделах
А к сепарации ребенок бывает ещё не готов. И когда возникает угроза разделения с объектом привязанности, мозг малыша воспринимает это как величайшую угрозу (мы же помним, что привязанность является базовой, витальной потребностью детей) и активирует сильную реакцию тревоги и страха, мобилизует организм. Человеческий детеныш (как и любой другой млекопитающий) при разлуке использует особый плач, который необходим для привлечения внимания родителей. И эмоциональная система малыша при тревожном разделении бывает занята только одним – определить, заботится ли о нем кто-то и вернуть заботу и безопасность.
Тут уж не до игр и развлечений, т. к. есть угроза жизненноважным вещам – ребенок не сможет переключиться на что-то другое, так устроен его биологический механизм защиты. Прилипание, цепляние, беспокойные, отчаянные, собственнические, громкие действия нужны для того, чтобы восстановить привязанность в случае столкновения с разделением. Все это нам демонстрируют наши дети, когда не хотят отпускать нас и оставаться в детском саду, когда отказываются идти спать или оставаться засыпать в одиночестве, когда отчаянно цепляются за нас и притворяются совсем маленькими при рождении младшего брата, когда громко плачут, наконец.
В основе сепарационной тревоги лежит потеря контакта и близости на одном из шести уровней привязанности : чувства, похожесть, принадлежность, преданность, значимость, любовь и познанность. Мы уже говорили об этих уровнях вот тут: https://www.facebook.com/groups/270725516739247/permalink/364662117345586/. Следовательно, чтобы снизить тревогу ребенка, необходимо уменьшить или перекрыть сепарацию, разделение. Как это делать, поговорим в следующий понедельник.
А сейчас давайте попробуем научиться замечать, что тревожность малыша явно выше того, с чем он может справиться.
Есть много признаков того, что малыш чрезмерно тревожен.
Вот на что нам следует обращать внимание:
- сильные, затяжные истерики;
- настойчивое избегание определенных ситуаций или раздражителей;
- регулярные головные боли или боли в животе;
- отказ спать отдельно;
- длительный отказ ходить в детский сад или какое-то определенное место;
- ночные кошмары;
- навязчивые идеи;
- рассеянное внимание;
- мышечные спазмы, нервные тики;
- гиперактивность, возбуждение;
- различное навязчивое поведение, призванное снизить уровень тревоги и успокоить ребенка (сосание, жевание, обкусывание ногтей, закручивание волос, потирание, частые прикасания к гениталиям, непрерывная еда, сильная привязанность к какой-то игрушке/одеяльцу и пр.)
Всё это признаки того, что ребенок не справляется с тем уровнем сепарации, который есть на данный момент, не чувствует себя спокойно и в безопасности. Их не стоит игнорировать, это сигнал для взрослого к проведению ревизии привязанности.
И, конечно, это возникает именно тогда когда нам «особенно некогда» или мы «ужасно устали и без сил», или очень необходимо, чтобы малыш именно сегодня уснул побыстрее. А он, напротив, настойчиво цепляется за нас, капризничает или другими способами привлекает наше внимание и не отпускает. Замечали такое?
Я точно замечаю эту закономерность у своих детей. Когда младшей прям очень-очень нужно задать вопрос маме? Конечно, в то время, когда мама ведет вебинар! А не получив ответа, написать записку и подсунуть под дверь – тут все способы хороши, человек чувствует угрозу привязанности! Надо ли говорить, что когда вебинар был окончен, мы с ней засыпали в обнимку, восстанавливая привязанность и её чувство безопасности и стабильности мира)