Елена Карцева
Конспект коррекционной образовательной деятельности «Животные Африки. Путешествие за буквами»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект коррекционной образовательной деятельности по теме :
«Животные Африки. Путешествие
за буквами»
Для детей подготовительной к школе группы с ОНР.
Цель: расширить и закрепить знания о животных Африки, учить применять полученные знания в предметно-практической и игровой деятельности.
Задачи:
Публикация «Конспект коррекционной образовательной деятельности „Животные Африки, Путешествие за буквами“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Образовательные :
• уточнить и закрепить знания детей о животных Африки, их характерные признаки и повадки;
• закреплять умение грамматически правильно строить предложения, с интонационной законченностью;
• обогащать экспрессивный словарь прилагательными и глаголами;
• совершенствовать навыки подбора и употребления в речи антонимов – прилагательных;
• активизировать словообразовательные процессы за счёт словосложения;
• формировать умение объяснять слова с переносным значением.
Коррекционно-развивающие :
• развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, систематизацию);
• расширять зрительную и слуховую память, внимание;
• развивать кинестетический и визуальный каналы восприятия;
• закреплять умение проводить звуко - слоговой анализ слов, выделять ударный звук;
• совершенствовать навыки составления, печатания и чтения слова;
• способствовать развитию мелкой и общей моторики.
Воспитательные:
• воспитывать умение общаться во время беседы, желание выполнять совместные задания, доброжелательность по отношению друг к другу;
• воспитывать интерес к разнообразному животному миру.
Предварительная работа.
• Беседа «Кто живет в Африке». Знакомство с животными Африки, их внешним видом, повадками.
• Просмотр презентации о животных Африки.
• Чтение художественной литературы.
• Прослушивание и заучивание стихов и загадок, пальчиковой и зрительной гимнастики, физминутки, песни «33 родных сестрицы».
• Составление синквейнов по теме.
• Отражение полученных знаний в продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование).
Оборудование: мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук, демонстрационный экран, Азбука (изображения животных с буквами, собранные в книгу, презентация по теме,3 песочницы, наборы для звукового анализа слов, муляжи и картинки с изображением животных Африки, алгоритм синквейна, дидактическое пособие для образования многосложных слов, юла со стрелкой, запись песни «Чунга – Чанга».
Ход занятия.
I часть. Вводная.
Дети входят в зал. Педагог обращает внимание на воздушные шары с надписью «Здравствуйте» и предлагает детям прочитать, что написано.
Логопед: Что такое здравствуйте?
Лучшее из слов!
Потому что «Здравствуйте» -
Значит – «Будь здоров».
Логопед: Ребята, давайте поздороваемся с гостями и пожелаем им здоровья.
II часть. Основная.
Логопед: Ребята, в какой стране мы живем?
Дети: В России.
Логопед: Какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Логопед: Какая в России весна? (прохладная, красивая, долгожданная, тёплая и т. д.) .
В это время на экране мультимедийного проектора появляется слайд 2 (весна).
Логопед: А вы знаете, что на другом краю земли в это же время очень жарко, ярко светит солнце, на деревьях вырастают сочные плоды, по лианам прыгают обезьяны? Где же это?
Дети: В Африке.
На экране мультимедийного проектора появляется слайд 3 (Африка).
Логопед: Правильно! Каких ещё животных там можно встретить?
Дети: В Африке можно встретить жирафа и т. д.
Логопед: Молодцы, подойдите к нашей песочнице, найдите животное и назовите слова – признаки.
Дети по очереди выполняют задание. На экране мультимедийного проектора появляется слайд 4 (животные Африки).
Логопед: Молодцы, ребята! А знаете, что животные Африки живут и в Логопедической Азбуке. Подойдите ко мне и посмотрим!
Логопед демонстрирует Азбуку, затем возвращает её на мольберт. На экране - 5 слайд с изображением Азбуки.
Логопед: Наши глаза устали, давайте отдохнём и выполним зрительную гимнастику.
Дети становятся в круг.
«Тренировка».
Раз – налево, два – направо, Посмотреть влево. Посмотреть вправо.
Три – наверх, четыре — вниз. Поднять взгляд вверх. Опустить взгляд вниз.
А теперь по кругу смотрим, Круговые движения глазами.
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше, Следят взглядом за приближающимся и
Тренируя мышцу глаз. отдаляющимся указательным пальцем.
Видеть скоро будем лучше, Быстро поморгать.
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного Лёгкие нажимы.
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много – много, Сильно зажмурить глаза несколько раз.
Чтоб усилить в тыщу раз!
Логопед: Ребята, посмотрите на экран!
Раздаётся звук падающей с полки книги, а на экране - 5 слайд с изображением Азбуки и разлетающихся букв.
Логопед: Что случилось? Что случилось?
С полки азбука свалилась!
Разлетелись буквы все,
Не найти нам их нигде!
Ребята, что же нам делать? Ведь вы – будущие первоклассники и без азбуки вам никак нельзя. Посмотрите внимательно и назовите буквы, которые пропали.
На экране - 6 слайд с изображением «наложенных» букв. Дети называют буквы.
Ну что, вернём буквы в азбуку?
Дети: Да!
Логопед: Тогда предлагаю отправиться в путешествие за «потерянными» буквами!
Дети выполняют логоритмическое упражнение под музыку.
Мы шагаем, мы шагаем Дети маршируют на месте.
И не просто так совсем!
Буквы в книгу возвращаем
Ведь нельзя без них нам всем!
О кругла, как будто мячик, Дети изображают буквы.
Ж похожа на жука.
Вниз черту проводим снова.
Сверху шляпка и - готово.
То ли зонтик, то ли гвоздь,
Буква Т - наш новый гость.
Буквы разные вокруг, Дети маршируют на месте.
И учить должны их дети.
Книжки чтобы прочитать,
Азбуку должны все знать.
Азбуке мы все поможем,
Буквы ей вернуть мы сможем!
На экране - 7слайд с изображением антилопы.
Логопед: Дети, назовите животное, которое вы видите на экране.
Дети: Это антилопа.
Логопед: Правильно. С какой буквы начинается это слово?
Дети: С буквы А.
Логопед: Чтобы вернуть букву А в азбуку, надо правильно назвать слова наоборот. Подойдите к песочницам.
Логопед называет слово и рисует фигуру на песке, а ребёнок подбирает слово – антоним и рисует фигуру в обратном направлении.
Травоядный – хищный длинный – короткий
Огромный – крошечный быстрый - медленный
Высокий – низкий тяжёлый – лёгкий
Тёмный – светлый красивый – страшный
Далёкий – близкий
Логопед: Посмотрите, буква А вернулась. Значит, вы всё правильно ответили.
На экране - 8 слайд с изображением бегемота.
Логопед: Дети, кто это?
Дети: Это бегемот.
Логопед: Какой букве поможем вернуться?
Дети: Букве Б.
Логопед: А чтобы буква вернулась в Азбуку, вам надо отгадать, чем питается это животное. Посмотрите на экран и выделите первые звуки из названий животных, напечатайте соответствующие буквы и прочитайте слово.
На экране - 9 слайд с изображением тушканчика, рыси, антилопы, волка, аллигатора. Дети выполняют задание в песочницах: дают характеристику звукам, выкладывают звуковые символы на песке, печатают соответствующие буквы.
Логопед: Итак, какое слово получилось?
Дети: Трава.
Логопед: Сколько звуков в этом слове?
Дети: В этом слове 5 звуков.
Логопед: Сколько гласных звуков?
Дети: Два гласных звука.
Логопед: Назовите первый гласный, второй гласный. На какой гласный звук падает ударение?
Дети: На второй гласный звук А.
Логопед: Скажите, сколько слогов в слове «трава»?
Дети: В слове «трава» 2 слога.
Логопед: Назовите 1 слог, 2 слог. Смотрите, буква Б вернулась. Вы - молодцы! (слайд 10 – бегемот и буква Б)
Отгадайте мою загадку:
По песку идет гора,
Воду пьет по два ведра.
Зверь горбатый, добродушный,
И в пустыне очень нужный.
Дети: Это верблюд.
На экране - 11 слайд с изображением верблюда.
Логопед: Какая буква убежала из Азбуки?
Дети: Буква В.
Логопед: А вернём мы эту букву с помощью юлы – волшебной стрелы.
Логопед приглашает детей к столу с юлой, предлагает встать вокруг стола и раздаёт им по картинке с изображением животного Африки.
Ребята, на кого покажет волшебная стрелка юлы, тот подбирает слова – действия к своему животному.
Дети выполняют задание.
Логопед: Молодцы, буква В тоже вернулась в Азбуку. Вы отлично справляетесь со всеми заданиями, а теперь пускай постараются ваши пальчики. Проведём для них гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Животные жарких стран»
Если в жаркую страну
(сжимаем – разжимаем пальцы)
Я случайно попаду,
(по очереди соединяем пальцы с большим пальцем, изображая бинокль)
То увижу там шакала,
Кенгуру, гиппопотама,
Обезьяну, тигра, льва,
Крокодила и слона.
Хорошо живется им –
(сжимаем – разжимаем пальцы)
Не бывает снежных зим.
(хлопнуть в ладоши, развести руки в стороны)
Логопед: А теперь предлагаю вам сесть на ковёр. Скажите, у какого животного самая длинная шея?
Дети: У жирафа.
На экране появляется слайд с жирафом – 12.
Логопед: Какую букву будем возвращать?
Дети: Букву Ж.
Логопед: Для этого необходимо составить одно слово из двух. Помогут вам в этом картинки.
Логопед раздаёт каждому ребёнку картинку для составления многосложных слов, дети по очереди отвечают. В это время на экране чередуются слайды с дидактическим пособием для составления многосложных слов.
Дети: Жираф тонконогий, а носорог – толстоногий. И т. д.
На экране слайд 22 с жирафом и буквой Ж.
Логопед: Молодцы! Буква Ж на месте. Кто на экране?
На экране появляется слайд с изображением льва со львицей – 23.
Дети: На экране лев со львицей.
Логопед: Какая буква должна вернуться на место?
Дети: Буква Л.
Логопед: Посмотрите внимательно на животных и скажите, чем они отличаются друг от друга.
Дети: У льва пышная грива, а у львицы её нет.
Логопед: Про некоторых людей говорят, что у них львиная грива. Почему так говорят?
Дети: Потому что у них пышные волосы, большая причёска.
Логопед: Правильно вы мыслите. И буква Л возвращается в Азбуку.
На экране появляется слайд с изображением детей с пышными причёсками – слайд 24.
А теперь пройдите на стульчики. В названии этого животного 4 звука : первый звук С, а последний – звук Н. О каком обитателе Африки я говорю?
Дети: О слоне.
На экране появляется слайд с изображением слона – слайд 25.
Логопед: Конечно. Вернём букву…
Дети: Букву С.
Логопед: Буква обязательно вернётся, но только после того, как вы составите интересные синквейны о животных жаркой Африки.
Логопед ставит на мольберт алгоритм синквейна и дети под песню «Чунга – Чанга» составляют их.
Логопед: Какие же вы чудесные поэты! И буква С уже в Азбуке.
На экране появляется музыкальный слайд с изображением анимированных животных – слайд 26.
Логопед: Ребята, посмотрите как радуются за вас животные. Вы выполнили все задания – вернули буквы в Азбуку. Посмотрим!
На экране появляется музыкальный слайд 27 с изображением Азбуки. Логопед демонстрирует Азбуку (пособие). Затем приглашает детей пройти в середину зала.
III часть. Рефлексия.
Логопед: Да, вы большие молодцы! Путешествие наше было долгим, но, как мне кажется, очень интересным. А вы что думаете о нашем путешествии? Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
Дети: Оно было весёлым. И т. д.
IV часть. Заключительная.
Логопед: Вы сегодня были очень внимательными, старательными, умными. Ну а теперь пора возвращаться из путешествия!
На экране появляется слайд 28 с изображением Алфавита.
Дети с песней «33 родных сестрицы» выходят из зала.