Людмила Шапкина
Конспект коррекционно-развивающей НОД в логопедической группе (ОНР 4 уровня) «Путешествие по весеннему лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели :
- совершенствование умения выразительно декламировать стихи;
- совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции);
- совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения);
- закрепление представлений о весенних, цветущих растениях (раннецветущих и позднецветущих, о перелетных птицах;
- автоматизация звука [Р] в предложениях, в связной речи;
Коррекционно-развивающие цели :
- развитие связной речи;
- развитие общих речевых навыков, речевого и физиологического дыхания;
Публикация «Конспект коррекционно-развивающей НОД в логопедической группе (ОНР 4 уровня) „Путешествие по весеннему лесу“» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- развитие речевого слуха, творческого воображения;
- развитие общей моторики, координации речи с движением;
Воспитательные цели:
Воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к природе.
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация» - актуализация словаря, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи;
«Социализация» - обогащение игрового опыта сотрудничества со сверстниками;
«Физическая культура» - развитие координации движения с речью, общей и мелкой моторики;
«Здоровье» - развитие физиологического и речевого дыхания;
«Музыка» - развитие творческого воображения;
Оборудование: предметные картинки весенних, цветущих растений (примула, гиацинт, подснежник, крокусы, первоцвет настоящий, пролески, мать-и-мачеха, ландыши, одуванчики, схемы для составления предложений с предлогами, предметные картинки (сыр, розетка со шнуром, помидор, гора, мышка, ведро, веревочки для обозначения тропинки, дуги, сундук с конфетами, ленточки для хвостов, мультимедийное оборудование для показа слайдов.
Формы организации деятельности: интегрированная НОД с элементами игровой деятельности;
Предполагаемый результат интегративных качеств у воспитанников:
1. Любознательные, активные – добиваются решения познавательных задач, используют разные способы познания мира природы, пользуются схемами, наглядными моделями;
2. Эмоционально отзывчивые – эмоционально реагируют на музыкальные произведения, мир природы;
3. Овладевшие средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками – с удовольствием участвуют в коллективных делах, используют познавательную, личностную формы общения;
Структура:
1. Организационный момент, знакомство детей с темой;
2. Сюрпризный момент, появление Лешего;
3. Музыкальное упражнение на релаксацию «Нарисуй картину и расскажи»;
4. Д/и «Лесная поляна» - припоминание названий весенних цветущих растений;
5. П/и «Живая стрелка» - составление предложений с предлогами по схемам;
6. П/г «Пианино» - звукослоговой анализ слова;
7. П\и «Скворушка» - координация речи с движением;
8. Словесная игра «Посмотри и назови» проговаривание чистоговорок по предъявленным картинкам;
9. Сюрпризный момент «Сундучок»;
10. Итог.
Характеристика группы : дети подготовительной группы компенсирующей направленности с ОНР 4 уровня.
Ход:
Организационный момент. Логопед в костюме Весны встречает детей, организует приветствие.
- Сегодня я приглашаю вас на прогулку по весеннему лесу, полюбуемся природой, весенними цветами, птицами. А вы знаете стихи о весне?
Дети читают стихи.
Ласковый солнечный лучик
Стылую землю согрел.
Выглянул маленький ключик,
Ожил, оттаял, запел.
Ключик хрустальный полился
Всё веселей, веселей,
Не замолкая струился
И превратился в ручей.
-\-
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Бегут, и будят сонный берег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Раздается храп под деревом.
Весна: Ой, кто это там под деревом спит, давайте подойдем поближе, посмотрим. Да это же хозяин леса – Леший! Здравствуй, Леший!
Леший, потягиваясь: Ох-хо-хонюшки (потирает бока). Что-то долго спал я, все бока отлежал. А вы кто такие? Чего делаете в моем лесу?
Весна: Так ты всю весну проспишь, Леший. Я вот пригласила ребят прогуляться по весеннему лесу, подышать чистым воздухом, полюбоваться природой, поможешь нам, покажешь свой лес?
Леший: Отчего не показать, да и сам пройдусь, косточки разомну, да проверю свои владения, да только они у меня не простые, есть места, которые просто так не пройти, задания нужно выполнить.
Весна: А мы попробуем, правда, ребята?
Леший: Отлично, если не выполните хоть одно, сразу заколдую и превращу в пни и коряги. Сначала, проверим какие вы умные и сообразительные.
- Назовите мне весенний месяц, который начинается на гласный звук (апрель, а какой символ апреля? (символ апреля - веточка вербы, потому что в апреле распускается верба).
- Хорошо, а в каком месяце четыре звука? (март). Его символ назовите и красиво расскажите. (Символ марта - подснежник, потому что в марте расцветают подснежники).
-Ладно, тогда отгадайте загадку о следующем месяце:
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это… (май). Символ месяца мая – веточка березы с гнездом, потому что в мае распускаются листья на деревьях и выводятся птенцы.
Леший: Ай да умники и умницы. Ну тогда садитесь на пенечки, закройте глазки, да послушайте музыкальные произведения и расскажите какую картину вы видите, какие чувства и настроение они у вас вызывают. (Звучат произведения Л. Бетховена «5 симфония», затем Э. Грига «Утро»). Дети рассказывают о своем настроении.
Какая фантазия у ребят!
Весна: Прежде, чем отправиться в путь, давайте припомним дуновение ветерка в разное время года. (Звучит соответствующий музыкальный фон)
- У весны ветер какой? (ласковый, нежный, теплый) ф-ф-ф-ф;
- у лета ветер какой? (жаркий, знойный, согревающий) х-х-х-х;
- у осени ветер какой? (прохладный) с-с-с-с;
- у зимы ветер какой? (холодный, студеный, завывающий) в-в-в-в.
Леший. Теперь мы во всеоружии, отправляемся в путь, есть у меня одна полянка, пробраться к ней можно только по узкой-узкой тропинке.
Дети по очереди проходят с вытянутыми в стороны руками по тропинке, выложенной из двух веревочек, высоко поднимая колени и вытягивая носочек ступни в сопровождении музыки.
Дети подходят к импровизированной полянке, на которой разложены картинки весенних цветов. Логопед показывает слайды весенних цветущих растений. Дети находит на поляне идентичные им.
Весна: Сколько весенних цветущих растений на поляне, какие все красивые, расскажите, что вы про них знаете.
Предполагаемые ответы:
- я знаю подснежник, он расцветает в марте;
- я знаю мать-и-мачеху, его так называют, потому что, верхняя сторона листа гладкая, холодная, как мачеха, а нижняя теплая и пушистая как мать родная;
- знаю примулы, они первоцветы;
- я знаю ландыши, эти цветы занесены в Красную книгу;
- я знаю крокусы, они раннецветущие;
- я знаю одуванчик, он считается лекарственным растением, еще поздноцветущий;
- я знаю фиалку, эти цветы расцветают в марте.
Леший: Какие молодцы! Я вам сейчас расскажу старую лесную легенду о подснежниках, мне ее еще мой дед рассказал, а ему его дед.
Существует одна давняя история, которая по своему сюжету напоминает волшебную сказку. Жили-были брат и сестра. Родители их умерли рано, оставив домик на краю леса, и дети были вынуждены заботиться о себе сами. Брат промышлял охотничьим ремеслом, а сестра хозяйничала по дому. Однажды, когда брата не было дома, решила сестра вымыть полы в горнице. Взяла она два ведра и пошла в лес за снегом, белым и чистым. Забрела она довольно далеко от дома. Девушка хорошо знала родные места, поэтому не боялась заблудиться, но тут ее подстерегла другая беда. Старый разбойник-отшельник, объезжая на хромом волке свои владения, заприметил девицу, и смекнул, что ему бы такая опрятная хозяйка не помешала, схватил ее и повез в свое жилище. Но девушка не растерялась – рванула веревочку бус из речного жемчуга, которые остались ей от матери, и стала помечать свой путь бусинками. Но они проваливались бесследно в снег. Поняла девушка, что не найти ее брату и горько заплакала. Сжалилось ясное солнышко, над горем сироты, растопило снег и на том месте, куда падали жемчужинки, выросли первые весенние цветы – подснежники. Они – то и указали брату дорогу к разбойнику. Как увидел он, что его убежище обнаружено, пустился наутек. А брат с сестрой вернулись в свой дом и зажили счастливо.
Весна: Какая красивая легенда! А мы, с помощью «Живой стрелки», понаблюдаем, в каких местах растут весенние цветущие растения.
п\и «Живая стрелка» (составление предложений с предлогами, с помощью схем, выделение предлогов). Дети становятся в круг и раскручивают ребенка со стрелкой, проговаривая:
Стрелка, стрелка, покружись,
Всем ребятам покажись,
Покажи нам скорей,
Кто из нас тебе милей. «Стрелка» останавливается напротив выбранного им ребенка, показывает схему, по которой нужно составить предложение.
Предполагаемые ответы:
Ландыши растут на кочке;
Подснежники выглядывают из-за камня;
Крокусы пригрелись между деревьев…и т. п.
Весна: а сейчас присядьте в кружок и зашифруем любое название раннецветущего растения. Игра «Пианино» (звукослоговой анализ слова).
Леший: А нам предстоит путь через болото по кочкам, будьте осторожны. Дети по музыку перескакивают по расставленным кочкам.
Леший: А здесь у меня птичий островок. Вы знаете перелетных птиц? Дети называют полным предложением перелетных птиц:
- я знаю черного грача –вестника весны;
- я знаю пеструю кукушку;…
Леший: мы с вами сейчас поиграем в народную игру «Скворушки». (И. Смолина, Встреча весны-Благовещение) :
1. Скворушки, скворушки,
Черненькие перышки!
Греет солнышко теплей,
Прилетайте поскорей (дети поют, одновременно выполняют соответствующие движения руками).
2. Домики, домики,
Мы готовим домики.
Для скворцов готовим дом,
Чтобы птицы жили в нем!
3. В домике-скворечнике
Скворушки сидят.
Из окна-скворечника
Скворушки глядят.
4. А в углу, а в углу
Хитрый кот сидит.
Притворился наш кот,
Будто сладко спит. (поют, подкрадываясь к «коту». Кот просыпается, пытается поймать за хвосты птиц, которые улетают в скворечник).
Леший: последнее препятствие осталось у нас на пути, это пещера Сокровищ, через неё нужно пробраться к моему волшебному сундуку с сюрпризом. Дети ползком пролезают под дугами.
Леший: вот и мои сокровища, но получить их не просто, расскажите мне чистоговорки с помощью картинок. Леший достает из сундука и показывает картинки (помидор, розетка, гора, ведро, сыр, мышка, дети проговаривают чистоговорки.
Ор-ор-ор- красный помидор;
Ур-ур-ур- у розетки черный шнур;
Ыр-ыр-ыр – мы едим сыр;
Ра-ра-ра- вот высокая гора;
Ро-ро-ро- на полу стоит ведро;
Ра-ра-ра – у мышки есть нора;
Леший: вот теперь вы заслужили мое фирменное угощение. Достает из сундука сладости, раздает детям.
Весна: мы с тобой прощаемся Леший, ты нам показал интересные места.
Леший: и я прощаюсь с вами, приходите еще в гости ко мне, буду очень рад. (уходит)
Весна подводит итог, задавая вопросы- что нового узнали? Чем занимались во время прогулки?