Надежда Лукьяненко
Конспект коррекционно-развивающего занятия по песочной терапии «Путешествие по Песочной стране»
▼ Скачать +Заказ
Путешествие по Песочной стране
Цели: выработка правильного взаимодействия с песком; способствовать приобретению чувственного опыта, развитию тактильно-кинестетической чувствительности; активизация речи детей; совершенствование коммуникативных навыков; создавать в игровой комнате атмосферу безопасности, доверия и принятия; развивать креативное мышление, воображение, мелкую моторику руки.
Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия по песочной терапии „Путешествие по Песочной стране“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
Оборудование и материалы: песочница, набор мелких фигурок и картинок, магнитофон, трафареты букв, «волшебная палочка», деревянные бруски для игры в песочнице, цветные прищепки, искусственная зелень – веточки и цветы.
Ход занятия
Оргмомент
1. Приветствие в кругу.
Логопед объясняет детям, что имена – названия у слов бывают разные, одни называют конкретные предметы, другие обозначают все предметы подобного рода сразу одним словом.
- Я начну говорить, а вы по очереди, передавая волшебную палочку, продолжите: кровать, шкаф, стол, стул, диван, кресло. Как назвать эти предметы одним словом? (Мебель)
Пирамидка, кукла, мишка, мозаика, мячик – это (игрушки).
Автобус, автомобиль, троллейбус, трамвай, мотоцикл, поезд – это (транспорт).
2. Игровое упражнение «Паровозик с именем».
- Сейчас я взмахну палочкой и начнутся волшебные превращения. Мы превращаемся в поезд. При помощи считалки выбираем того, кто станет паровозиком, остальные будут вагончиками.
Шел баран по крутым горам,
Вырвал травку, положил на лавку.
Кто травку возьмет, тот и вон пойдет.
«Паровозик» сейчас назовет свое имя и начнется движение. Другие же ребята будут хлопать в ладоши и в ритм хлопков произносить его имя. Например, Са-ша. Саша «проехал» круг и теперь выберет другого ребенка побыть «паровозиком». Снова превращения! Саша теперь «вагончик», а «паровозик», например, Слава. Саша встает сзади Славы и кладет руки ему на плечи. Эта пара «проезжает» круг, а все повторяют имя нового паровозика: Сла – ва, Сла – ва…
Затем все дети кладут друг другу на плечи руки и «выезжают» из логопедического кабинета в зимний сад, где стоит песочница.
3. Упражнение на развитие пальчиковой моторики «Дождик».
Звучит тихая музыка.
Логопед:
- Представьте себе, ребята, что вдруг облако солнышко закрыло. Само потемнело, съежилось и заплакало – пошел (дождик).
Одна капелька (один пальчик стучит по ладони) : д-д-д.
Две капельки ( два пальчика стучат по ладони: д-д-д и т. д.).
Ливень! (хлопаем в ладоши).
Гром! (топаем ногами).
А на крыше барабанят капли (ритмический рисунок).
Тра-та-та-та-та
тра-та-та-та-та
тра-та-та-та-та
тра –та
(дети хлопают в ладоши)
Дождь утихает: д-д-д (пальчиками дети стучат о ладонь).
4. Повторение и закрепление правил поведения в Песочной стране.
– Дождик прошел, выглянуло солнышко.
Положи теперь, дружок,
Руки прямо на песок,
Ну-ка, раз и два!
Закрывай скорей глаза,
Чтобы вместе нам сказать
Важные слова.
Чтобы двери отворить,
Каждый должен повторить.
Дети кладут руки на песок, закрывают глаза и повторяют за логопедом каждую строку.
Наше слово – серебро,
Мы пришли дарить добро!
Наши мысли хороши,
В них все золото души!
Будет сказка впереди,
Фея, к нам скорей приди!
Дети замолкают, наступает тишина.
Мы стоим, шуметь не смея,
Нас, конечно, слышит фея –
Каждый голосок.
И, поверьте, не случайно
Все свои откроет тайны,
Запоет песок!
Открывайте шире глазки –
Фея к нам пришла из сказки!
Дети открывают глаза и видят фею, воспитателя, одетого в костюм феи. Звучит тихая лирическая мелодия.
Фея:
Сказка чудная жива,
Я поверила в слова,
Что сейчас даны.
Чтобы дальше продолжать,
Я должна вам рассказать
Правила страны!
Правило первое:
Друг друга не толкаем,
Не спорим, не ругаемся.
А делом занимаемся.
Забудь про неуверенность
и страх –
И оживет песок в твоих
руках.
Правило второе:
Откровенно говоря,
Будут реки и моря,
Будут горы и леса,
И другие чудеса.
Помни правила игры –
Создавай свои миры.
Дети повторяют за феей правила волшебной страны песка.
Логопед:
- Ребята! Вы запомнили правила игры в Песочной стране?
Здесь можно все – строить из песка, копать, сыпать, наливать воду. Здесь нельзя только одно – бросать песок на пол. Посмотрите! Это не просто песок, это пустыня.
А вы - волшебники и можете превратить эту пустыню в Волшебную страну, в которой вам хорошо!
5. Пальчиковая гимнастика «Котенок» (с прищепками).
- Видите, кто – то здесь рассыпал прищепки? Ой, это не прищепки, а котята. Вернее прищепки – котята. Давайте возьмем их и разомнем свои пальчики!
2 3
Кусается сильно
4 5
Котенок – глупыш
На каждое произносимое ударное слово (над ними стоит номер пальца) дети надевают игрушку с прищепкой. Таким образом массируют пальчики.
5 4 3
Он думает: это не палец,
Смена рук.
2
А мышь.
2 3 4 5
Но я же играю с тобою, малыш,
5 4 3 2
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
- Наигрались котята? Посадите их отдохнуть.
- Наши котята хотят пить. Давайте построим для них колодец.
6. Пальчиковая гимнастика «Колодец» (на каждую произносимую логопедом строчку дети кладут на песок по одному деревянные бруски один на другой, так, чтобы в результате получился квадрат – сруб колодца).
Логопед:
А из нашего колодца
Никогда вода не льется.
Нет ни кранов и ни труб –
Мы кладем из бревен сруб!
Очень, очень аккуратно
Мы кладем и, вероятно,
Со стараньем возведен
В мире лучшим будет он!
Обрадовались котята, что мы им построили такой замечательный колодец. Они говорят нам спасибо.
7. Игра «Отпечатки наших рук».
Логопед поглаживает поверхность песка и рассказывает о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло от песка. Когда я касаюсь песка, то ощущаю маленькие песчинки. Положите и вы руки на песок. Расскажите, что вы сейчас чувствуете?»
Затем логопед кладет на песок тыльные стороны ладоней, рассказывает о своих ощущениях и просит детей следовать своему примеру.
Далее траектория движения рук усложняется. Ладони логопеда скользят по поверхности, имитируя движения машины, змейки, зайчика.
- А сейчас вы попробуйте «пройтись» по песку только подушечками пальцев, «поскользите» ребром ладони правой руки, затем левой, сделайте их отпечатки.
8. Игра «Что спрятано в песке?»
– В песке у нас спрятались буквы, давайте их поищем. А подсказкой вам будут служить следующие стихи:
В этой буквы нет угла,
Оттого она кругла.
Посмотри на колесо –
И увидишь букву (О).
Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я –
Это мы, а между тем
Получилась буква (М).
9. Игра «Путешествие со звуком «с».
Цель: развивать навык выделять звук «с» на фоне слов, фонематические представления.
Логопед произносит слова стихотворения:
Спозаранку шел садовник
(логопед ставит в песочницу фигурку садовника)
Поливать свои сады
(в песочнице создается «сад», дети «сажают» веточки деревьев, цветы).
И смотреть, как созревают
Ароматные плоды
(логопед раскладывает под деревьями муляжи фруктов).
Чтобы здесь нам поиграть.
Надо много слов назвать.
Привести сюда друзей,
В чьих названьях будет «с».
- Я сейчас буду произносить слова со звуком «с», а вы должны будете их повторить четко и выразительно. (Логопед произносит слова утрированно, нараспев).
- Посмотрите на предметы, которые лежат в песочнице. Отберите только те, в названии которых есть звук «с». Расположите их в саду.
Дети располагают в «саду» предметы и картинки: солнышко, сливы, кусты, салат, листья, мостик, скамейку.
10. Подведение итогов. – Ребята, понравилось вам путешествовать в Песочной стране? А сейчас давайте станем в круг и скажем друг другу: «До свиданья!»
Дети образуют дружный круг, затем ставят свои кулачки в единый «столбик» и громко произносят: «Всем-всем, до свиданья!», затем убирают свои кулачки.