Замира Мильдзихова
Консультация «Как помочь дошкольнику усвоить родной язык»
▼ Скачать + Заказать документы
«Речь — удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им». Г. Гегель
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматриваются в педагогике как узел, в котором сходится все линии развития: мышление, воображение, память, эмоции.
С самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Ребенку еще нет года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песни и начинает осваивать и понимать родной язык.
Публикация «Консультация „Как помочь дошкольнику усвоить родной язык“» размещена в разделах
Лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и впервые годы жизни исключительно на родном языке.
Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение человека. Родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания, к его народному духу, к его поэзии ребенок должен приобщаться с первых годов своей жизни.
Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи — значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человека.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начать обучение родному языку, тем свободнее будет им пользоваться в дальнейшем.
Овладение родным языком — стержень формирования личности дошкольника. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка дошкольника, который предоставляет большое возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи: речи содержательной, логической, последовательной и организованной.
Обучение дошкольников родному языку предоставляет возможность для нравственного воспитания прежде всего, для воспитания любви, интереса к родному языку, его богатству, красоте. Воспитательное воздействие оказывает и содержание литературных произведений, а также содержание картин, народных игрушек. Ознакомление детей с литературой, пересказ, составление рассказов способствует формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения.
Совместная целенаправленная работа, осуществляемая на занятиях, в повседневной жизни, помогает подвести ребят к осознанию самоценности всего окружающего, умению общаться с взрослыми и сверстниками, расширить словарный запас, звуковую сторону языка.
Звуки речи, отдельные элементы интонации, сила голоса, высота тона, темп, ритм, тембр — сами по себе нечего не обозначают, но без них не может существовать речь. Ребенок учится говорить, и для этого он должен предварительно научиться: артикулировать все характерные для данного языка фонемы, произносить звуки и сочетания звуков, стоящих в определенных позициях, в соответствии с традицией, создавать интонацию.
От звукового оформления речи во многом зависит сила воздействия на слушателей, поэтому необходима специальная работа над звуковой стороной речи. Осетинский язык обладает сложной звуковой системой, что самым трудным для ребенка бывает усвоение артикуляции отдельных звуков. Но именно на основе анализа звукового строя языка создаётся база для осмысления процессов, происходящих в языке.
Основного задачей работы детей с детьми шестого года жизни по усвоению фонетической стороны речи и правильному произношению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков правильной выразительной речи.
Дети со временем начинают различать интонацию предложений на слух. Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьют духовную силу и силу из родного слова.
Для лучшего усвоения звуков использовать упражнения: определи звук в слове; определить место звука в слове; придумать слово на заданный звук и т. д.
Воспитательно-образовательный процесс в детском саду может быть связан или построен таким образом, чтобы в нём наряду с элементами осетинской культуры, традиций, фольклора, детям так же давались знания и по культуре других народностей.
В учебных материалах детского сада обязательно воспитатели должны учитывать восприятие ребёнком наглядности, повторяемость языкового и игрового материала.
Наглядный материал необходимо использовать как на занятиях в детском саду, так и дома.
Родной язык учит многому, учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу. Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка.