Лаптева Оксана
Конспект конструктивного занятия «История возникновения машин»
▼ Скачать + Заказать документы
История возникновения транспорта. Виды транспорта»
Цель: Познакомить детей с историей возникновения транспорта, различными видами транспорта.
Задачи:
- Познакомить детей с историей колеса, транспорта
- Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам.
- Активизировать словарь детей словами-названиями транспортных средств.
- Развивать любознательность, мышление, фонематический слух.
Публикация «Конспект конструктивного занятия „История возникновения машин“» размещена в разделах
- Воспитывать уважение к профессии людей, управляющих различными видами транспорта.
Предварительная работа:
Наблюдение за транспортом, рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт», раскрашивание картинок-раскрасок с изображением транспортных средств,
беседы, дидактические игры, чтение стихов, загадок, художественных произведений.
Ход занятия:
Послушайте загадку:
Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает он, что я - …
(Шофёр)
(Слайд 2)
В. : Человек придумал множество разных и интересных профессий. Каждый из вас, когда чуть подрастёт, выберет, чем ему заниматься и на какой профессии остановить свой выбор. Возможно, кто-то из вас будет шофером. Как вы думаете, что шофер должен знать о своей машине?
Дети отвечают.
В. : А что Вы знаете о машинах?
Дети высказываются.
В: А сегодня мы поговорим о том, о чем, возможно, не знают и шоферы: кто создал машины, какими они были раньше, как стали современными. А как вы думаете: что было сначала, а что потом: колесо или машина?
Дети отвечают.
В. : Почему?
Дети высказывают предположения и догадки
В. : А вы не задумывались, были ли машины много лет тому назад, в древности?
Дети отвечают
(Слайд 3)
В. : Много, много лет тому назад древние люди носили грузы на себе, таскали волоком по земле. Потом, чтобы передвинуть груз, стали подкладывать брёвна и толкать их длинными палками-жердями. Это было очень тяжело.
Как вы думаете, что изобрели люди, чтобы было легче перевозить грузы, ведь машин сначала не было?
Дети отвечают.
(Слайд 4)
В:Да, человек изобрёл колесо. Посмотрите, какие были раньше колеса. Как вы думаете, из чего они сделаны?
Дети (из дерева)
(Слайд 5)
В: Изобрели колесо на Древнем Востоке очень-очень давно, 6000 лет назад. Колесо было из дерева или камня. Люди построили повозки на сплошных деревянных колёсах. Их медленно тащили по дорогам быки и волы. И жизнь людей значительно облегчилась: стало возможным перевозить тяжести с места на место, обрабатывать землю, передвигаться на большие расстояния быстрее.
В. : А дальше люди придумали колесо со спицами и гнутым ободом. Как вы думаете, почему колесо изменилось?
Дети высказывают предположения
(Слайд 6)
В: Древние греки вставили в деревянные колёса спицы, чтобы сделать повозки легче и быстроходнее. В повозки стали впрягать лошадей – так появилась колесница.
На колесницах шли в бой, торжественно въезжали в захваченные города, мирно соревновались на Олимпийских играх. Но на колеснице было ездить неудобно, т. к. она была неустойчивая, и ездить на ней можно было только стоя.
(Слайд 7) Затем повозок стали делать на четырех колесах. И назвали телегой или колымагой. С древних времен и до наших дней люди используют телеги в сельском хозяйстве.
(Слайд 8)
В: Как называется повозка на нашей картинке?
Дети (Карета)
(Слайд 9)
В. : Кареты были четырёхколёсные, закрытые, они могли перевозить много людей, их вещи: багаж, почту. Но на большие расстояния кареты без остановок ездить не могли, потому что лошади уставали, не могли обходиться без пищи и воды, люди тоже уставали от тряской езды.
В: Скажите, а сейчас есть колеса? На каких видах транспорта вы их видели?
Дети отвечают.
(Слайд 10)
Физкультминутка:
Качу, лечу
Во весь опор.
Я сам-шофер
И сам-мотор
Нажимаю на педаль-
И машина мчится вдаль.
(Слайд 11)
В: А первым изобретателем машин был капитан артиллерии Николя Жозеф Кюньо. Первая машина похожа на современную? Какое топливо сейчас используют шоферы?
Дети отвечают.
(Слайд 12)
В. : Первая машина была паровой. И это необычное изобретение человек назвал «автомобиль», что значит сам движется – «самодвижущийся». Едет такая машина по городу, на ней медный котёл подвешен, а водитель сидит на скамейке и крутит руль. Проедет немного, остановится – это значит пар в котле кончился. Нет пара – машина не работает. Приходилось водителю слезать с машины и работать кочегаром – разжигать топку и кипятить воду. С тех пор такого водителя – кочегара стали называть шофёром. Такая машина тоже была неудобна, т. к. топилась дровами, котёл мог взорваться, а это опасно для шофёра и пешеходов.
(Слайд 13)
И вот вышел первый автомобиль, у которого был мотор, и он заправлялся бензином. (Слайд 14)
Как вы думаете, а эта машина больше похожа на современную? Чем отличается?
Дети отвечают
(Слайд 15)
В. : Да, У этой машины два больших задних колеса и одно маленькое переднее колесо. На ней мог ездить только один шофёр, который с помощью ручки управлял автомобилем.
(Слайд 16)
Позже у автомобиля появилась крыша, колёса сделали одинаковыми по размеру, и их стало четыре. Для прочности деревянные колёса со спицами обтянули железными обручами, но не было не дверей, не стёкол, машины часто ломались.
В: Как вы думаете, удобно ли людям было ездить на таких машинах?
(Слайд 17)
Постепенно у машин появились двери, стёкла, они стали перевозить больше пассажиров, но, самое главное, на колёса надели резиновые надувные шины. С каждым годом бензиновых автомобилей становилось всё больше.
(Слайд 18)
У многих из ваших родителей тоже есть машины. Расскажите о них.
2-3 ребенка рассказывают.
-Хотели бы вы вернуть прошлые машины в современную жизнь? Почему?
Рефлексия:
Чего нового вы узнали?
Какие машины вам больше всего понравились?