Татьяна Сосунова
Конспект комплексной ОД «Экскурсия в мини-музей Искусства. Знакомство с орнаментом» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство детей с орнаментом, как видом древнейшего искусства, через организацию экскурсии в «мини-музей Искусства», созданный в группе.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с музейными экспонатами, предметами народного быта, искусства; закрепить понятие «натюрморт»; познакомить с характерными особенностями орнаментов, их видами; учить детей видеть орнаменты в украшениях различных предметов, создавать собственные.
Публикация «Конспект комплексной ОД „Экскурсия в мини-музей Искусства, Знакомство с орнаментом“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Орнамент и узоры
- Старшая группа
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Развивающие: развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие, творческую инициативу; развивать мыслительную и речевую активность детей, умение строить полные ответы; совершенствовать логическое и ассоциативное мышление, внимание, память; развивать воображение, фантазию, умение использовать разнообразные материалы.
Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного; приобщать к музейной культуре, бережному отношению к экспонатам, правилам поведения в музее; содействовать формированию умения слушать друг друга, оказывать помощь товарищу; формировать интерес к образовательной деятельности.
Здоровьесберегающие: поддерживать оптимальную двигательную активность, смену видов деятельности во время НОД для предотвращения переутомляемости детей.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Ключевые понятия: музей, экскурсовод, экспонат, узор, ритм, орнамент, неповторимость.
Планируемые результаты: дети имеют первичные представления о музее Искусства, экспонатах, культуре поведения в музее; имеют представление о понятии и видах орнамента; умеют создавать свой собственный, неповторимый орнамент; умеют излагать свои мысли; доброжелательно взаимодействуют со сверстниками и взрослым, оказывают посильную помощь товарищам.
Материалы и оборудование: - мольберт, репродукция картины «Натюрморт с белым кувшином и фруктами» И. Машкова 1913г. ; декоративный натюрморт, украшенный орнаментом;
- экран, проектор, презентация «Виды орнаментов»;
- «мини-музей Искусства», созданный в группе при помощи родителей: репродукции картин, полотенце, салфетка, прихватка, скатерть, разделочные доски, тарелки, куклы в народных костюмах, фотографии сарафанов, головных уборов, поясов, украшенные узорами и орнаментом; расписные игрушки: дымковские, городецкие, хохломские, игрушки – обереги; гербы и флаги Югры, г. Урай;
- «Расписной сундучок» с заготовками для продуктивной деятельности; вырезанные формы из бумаги и ткани: варежка, платье, прихватка, доска, тарелка, салфетка на каждого ребенка; маленькие геометрические фигуры из цветной бумаги: круги, квадраты, полоски по 30 шт. клей - карандаш; штампики, губки с краской; карандаши, фломастеры; музыка Вивальди.
- «Волшебный клубок» для организации рефлексии.
Ход мероприятия:
Организационный момент
Дети с воспитателем встают в круг, говорятся слова приветствия, сопровождая их движениями.
Собрались все дети в круг: встают в круг,
Ты мой друг и я твой друг, руки ладонями к себе, руки вытягивают вперед
Как прекрасен мир вокруг, описывают большой круг над головой
Дружно за руки возьмемся, берутся за руки
И друг другу улыбнёмся! улыбаются товарищу справа, слева.
- Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в «Музей Искусства». А вы знаете, что такое музей? (музей это место, где хранятся разные предметы старины, картины и др.) Эти предметы в музее называются экспонатами, их можно рассматривать, ими любоваться, но руками трогать нельзя! А кто рассказывает всем посетителям про экспонаты? (экскурсовод)
Сегодня мы в музее познакомимся с очень красивыми предметами, внимательно рассмотрим, что на них изображено, и поучаствуем в их создании.
На мольберте 2 репродукции картин с натюрмортом: первый раскрашен яркими красками (И. Машков, второй декоративный натюрморт украшен орнаментами.
- Что изображено на этих картинах? (натюрморты, кувшины, тарелочки, чашки, цветы, фрукты). Чем отличаются? (на второй картине предметы украшены рисунками, фигурами)
- Давайте рассмотрим второю картину. На предметах можно увидеть чередование линий, рисунков, фигур. Как называется эта последовательность, узор, ритм в оформлении предметов? (Все это называется орнамент).
- Орнамент – вид древнего искусства. А что использовать для создания орнаментов человеку подсказала природа. Посмотрите на экран: бабочка, гусеница, морозные узоры, листья, зебра, плавник рыбы имеют красивый узор.
Орнаменты бывают разные, и об этом нам расскажет и покажет экскурсовод (Имя ребенка).
Детям предлагается присесть на стульчики.
На экране демонстрируются виды орнаментов, ребенок-экскурсовод рассказывает:
Геометрический орнамент - это символ природы. Например, круг означает солнце; квадрат – дом, земля; волнистая линия – вода; треугольник – горы. В растительных орнаментах повторяются цветы, листья, бутоны. На животном орнаменте мы видим животных, птиц, фантастических существ. Есть орнаменты с изображением людей.
А как можно назвать орнамент, на котором изображены и растения, и птицы, или геометрический рисунок с изображением цветов? (так называется смешанный орнамент).
Воспитатель: - Считалось, что орнаменты, узоры, нарисованные на одежде или других предметах служат не только как украшение, но и оберегом.
Спасибо экскурсоводу. Перед тем, как отправимся дальше, предлагаю немного отдохнуть.
Физминутка. «Крепкий круг».
Дети выполняют движения по тексту, до тех пор, пока не будут произнесены слова «Крепкий круг». Нужно встать в круг, взявшись за руки.
Мы любим: бегать, прыгать… и шагать, головою кивать…
Руками махать, мальчик, девочка вставать…Крепкий круг.
(дети встают в круг с чередованием девочка – мальчик).
- Ребята, как мы встали, что у нас получилось? (Мальчик, девочка, мальчик, девочка. Получился ритм, орнамент).
- А где мы можем увидеть орнаменты, на каких предметах нам расскажет и покажет экскурсовод (Имя ребенка).
Ребенок - экскурсовод предлагает подойти к Мини – музею в группе. Напоминает, что в музее ведут себя тихо, руками ничего не трогают. Показывает на экспонаты, фотографии и рассказывает о них (воспитатель помогает):
- Орнаменты мы можем увидеть на предметах обихода: полотенца, салфетки, скатерти, доски, тарелки. Этими предметами мы пользуемся дома. В одежде - это народные костюмы, сарафаны, головные уборы, пояса. Орнаменты украшают расписные игрушки: дымковские, городецкие, хохломские, игрушки – обереги. Есть орнаменты на гербах и флагах: Югры, города Урай. Орнаменты придают предметам красоту и неповторимость.
Воспитатель: - Ребята, вам понравилось? (ответы детей) Посмотрите, в нашей группе появился расписной сундучок. Что же в нем? (открывает, достает вырезанные формы из бумаги и ткани: варежка, платье, прихватка, доска, тарелка, салфетка).
- Чего-то не хватает на этих предметах? (орнаментов, узоров). Предлагаю их украсить, используя готовые геометрические фигуры, штампики, или нарисовать узор самому.
Если у вас что-то не получается, вы можете обратиться за помощью к ребятам или ко мне. Полученные изделия разместим в нашем музее. (Дети выполняют, звучит спокойная музыка Вивальди)
- Ребята, посмотрите, какие красивые изделия получились, виден ритм, орнаменты все красивые и неповторимые, нет двух одинаковых орнаментов. (Готовые работы размещают в музее).
Рефлексия: - В сундучке ещё лежит «Волшебный клубочек». Предлагаю всем встать в круг, разматывая и передавая клубочек из рук в руки, рассказать, чем запомнился поход в музей Искусства? Что больше всего понравилось? О чем хотелось бы ещё узнать? (выполняют)
- У нас получился из нити рисунок круга, что означает круг на орнаменте? (солнце, дружба)
Предполагаемое продолжение: предложить детям поближе рассмотреть, поиграть с экспонатами музея, а так же в дидактические игры для закрепления знаний о различных видах орнаментов: «Выложи орнамент», «Дорисуй и раскрась», «Собери флаг», «Собери герб»; знакомство с орнаментами ханты и манси, пополнение мини- музея.
Список источников:
1. Т. Н. Доронова, С. Г. Доронов, О. Е. Веннецкая. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей». АСТ, Астрель, 2015г.
2. М. М. Миркес «Малыши и культура»: первые открытия в детском саду, начальной школе и дома», М. : 2016, раздел «Орнаменты».
3. Т. И. Тибенько, Н. С. Кашенова «История возникновения орнамента» //Юный ученый. – 2016. - №2(5) с 13-15.
4. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Мини-музей в детском саду». М. : Линка-Пресс, 2008.