Светлана Карловна Соболева
Конспект комплексного занятия в средней группе «Егоркин оберег»
▼ Скачать + Заказать документы
(развитие речи, аппликация)
Тема: «Егоркин оберег»
Цель: расширение и углубление представлений детей о старинных русских обычаях.
Задачи: Закреплять классификацию предметов, обобщающих слов, закрепление знаний старинных русских имен, обогатить словарный запас существительными оберег, колыбелька, лапти, чугунок, крынка; определениями старинный, деревянный, расписной, узорчатый; совершенствовать грамматический строй речи.
Формировать умения создавать индивидуальные композиции, составлять узоры из геометрических фигур в аппликации.
Развивать речь, чувство ритма и рифмы, общую и мелкую моторику.
Публикация «Конспект комплексного занятия в средней группе „Егоркин оберег“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Воспитывать уважение к русскому народу, вызвать интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
Материалы: кукла, массажные коврики, атрибуты леса, «волшебный камень», атрибуты русской избы, таз, полотенце, русская рубашка, заготовки оберегов, геометрические фигуры из цветной бумаги, клей, салфетки, аудиозаписи с русской народной музыкой.
Содержание организованной деятельности
1. Организационный момент.
В: Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня я вас приглашаю в путешествие по лесу. Посмотрите, что вы видите в нашем лесу? (воспитатель обращает внимание детей на волшебный камень)
Дети, что это за камень? А камень это не простой, на нем что – то написано. Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:
Направо пойдешь – в чулан попадешь.
Прямо пойдешь – далеко не уйдешь
Налево пойдешь – много интересного найдешь.
- как вы думаете, куда же мы пойдем?
(налево)
- а где левая сторона? (дети показывают левую сторону).
2. Содержание темы.
Дети идут по массажному коврику.
Мы шагаем по тропинке,
По лесной тропинке.
Подними повыше ногу
Покажи другим дорогу.
(Дети приходят в зону «Изба»)
В: Вот мы и пришли. Куда же мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?
Д: В русской избе.
В: давайте присядем на лавки, да рассмотрим все хорошенько.
Посмотрите. Что это стоит на столе?
Д: посуда.
В: а что это за посуда? Вам она знакома? (самовар, чугунок, крынка, деревянная ложка.)
У вас дома такая же посуда? Назовите какую посуду вы знаете?
(воспитатель достает волшебную шкатулку, дети «складывают» в нее слова – название посуды).
В: ребята а лавка, стол, сундук – это что такое.
Д: мебель.
В: а у вас дома такая же мебель? Назовите, какую мебель вы знаете?
(Дети складывают в шкатулку слова – название мебели)
(раздается плач ребенка)
В: Ой. Вы слышите? Кто – то плачет. (достает из колыбельки куклу). Посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Это кукла – малыш, он совсем маленький, поэтому и плачет. Давайте его покачаем.
(дети по очереди качают куклу, напевая звук «а»)
В: когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Так повелось с давних времен. Давайте и мы придумаем нашему малышу имя, но имя будет непростое, а старинное. Какие вы знаете старинные имена?
(Дети предлагают имена, выбирают одно имя – малыша называют - Егорушкой.)
В: ребята, а вы знаете, что сейчас, пока малыш маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастит, то его уже будут называть Егором. Мы растем и имя наше «растет». А вы знаете как «вырастет» ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?
(Дети называют свои имена)
В: молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена. Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это? (показывает поочередно уголек, зернышко, монетки.) раньше на Руси, давным – давно во времена наших бабушек клали эти вещи в таз с водой, когда ребенка первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке. (воспитатель и дети кладут уголек, зернышко и монетку в тазик).
А после того как ребеночка искупали, его одевали в отцову рубаху.
Как вы думаете, почему? (Чтобы он был похож на отца)
- а что приговаривали, когда надевали на малыша рубашку?
(расти большим, сильным, трудолюбивым, будь похожим на отца и на мать)
- а какую одежду вы знаете, положите слова – названия одежды в шкатулку.
- ребятки, вы наверное устали, давайте мы отдохнем. На Руси гости попосту не сидели, а водили хороводы и играли.
Ра- ра – ра – начинается игра
Хотите поиграть в настоящую старинную русскую игру?
Игра называется «Ворон»
Ой, ребята, та-ра-ра,
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок,
Ворон в красных сапогах
В позолоченных серьгах
Черный ворон на дубу
Он играет во трубу
Труба точеная, позолоченная
Труба ладная, песня складная
Да.
В: дети, нашему Егорушке пора спать. ( укладывают в колыбельку)
Вот так проходил день у маленького ребеночка на Руси. А пока ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?
(дети высказывают предположения)
- да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку мастерит. Давайте и мы сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Как вы думаете, что такое оберег, для чего он нужен?
(дети высказывают свои предположения)
- оберег – это предмет, который защищал и охранял людей от бед.
В: ну что вы согласны сделать для Егорки оберег, чтобы он оберегал его от бед? Тогда приглашаю вас за стол.
(воспитатель рассаживает детей, напоминает об осанке за работой, о правилах наклеивания элементов).
Итог (рефлексия).
Анализ готовых работ. Воспитатель хвалит детей за выполненную работу.
В: а теперь давайте подарим Егорушке наши подарки и пусть каждый пожелает ему что – нибудь. ( Дети высказывают пожелания)
- ну а вам, гости, за пожелания, за слова добрые тоже подарок – пряники сладкие.