Нина Васягина
Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Украшение декоративной пластины по мотивам мордовской вышивки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- закрепить знания детей о нашей стране;
- систематизировать знания детей о символике государства;
- расширить и уточнить представления детей о своей республике.
- учить отвечать на вопросы полным ответом;
- развивать речь детей.
- учить выполнять декоративную пластину способом «налепа» по мотивам мордовского изобразительного искусства.
Словарная работа:
Родина, Россия, символика, традиция, герб, гимн, стяг, флаг.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект комплексного занятия в подготовительной группе „Украшение декоративной пластины по мотивам мордовской вышивки“» размещена в разделах
- Вышивание, вышивка для детей
- Вышивка, вышивание. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
Разучивание стихов о России, о Саранске.
Оборудование:
Картинки с изображением герба, флага.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине. Как называется наша страна? (Россия) Верно.
Воспитатель: Россия! Какое красивое и загадочное слово! У слова Россия не одно значение, а много, и одно из них – Родина.
Воспитатель: А что такое Родина для каждого из вас?
Дети: Это то место где мы живем. Это мой дом, мой город, моя семья, моя мама и я, моя страна.
Воспитатель: Дети, а как называется наше государство и люди, которые в нем живут?
Дети: Россия, Российская Федерация. Россияне.
Воспитатель: Кто является главным лицом в нашем государстве? (президент В. В. Путин)
Воспитатель: Как называется главный город нашей страны (столица? Чем отличается наша страна от других стран?
Дети: Размером, языком, обычаями, традициями, гербом, гимном, денежными знаками, национальными костюмами, культурой, флагом.
Воспитатель: Молодцы! Дети, назовите мне символы нашей страны.
Дети: гимн, флаг, герб.
Воспитатель: верно, расскажите о каждом из них.
Дети: Гимн – это торжественная песня, которая поётся на официальных приёмах и во время государственных праздников. Когда поют гимн полагается встать.
Герб – это эмблема государства. На нём изображён двуглавый орел. Орёл символ солнца и небесной силы, бессмертия. Герб изображается на всех печатях, денежных знаках, паспортах и документах.
Флаг. Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос. Сверху белое, посередине голубое, внизу красное. Эти цвета обозначают единство мира, земли и неба. А еще они обозначают сотрудничество трёх славянских народов: русских, украинцев, белорусов. И ещё наш флаг называют стягом, триколором, трёхцветным полотнищем.
Воспитатель: вы дали полные ответы и разъяснения о символике государства, в котором живёте. Молодцы!
Воспитатель: Наша страна поделена на множество областей и республик. Как называется наша республика?
Дети: мордовия.
Воспитатель: верно, молодцы! Республика Мордовия – это часть России, часть всей нашей страны. Это наша с вами малая Родина.
Воспитатель: Люди каких национальностей проживают в республике Мордовия?
Дети: мордва, русские, татары, украинцы.
Воспитатель: Основное население Мордовии – мордва, это мокши и эрьзя. Поэтому республика называется Мордовия.
Воспитатель: Давайте рассмотрим символы Республики Мордовии.
Герб республики Мордовия представляет собой изображение геральдического щита тёмно – красного, белого, и тёмно – синего цветов с герба города Саранска в середине, обрамлённого золотыми колосьями пшеницы, олицетворяющими приверженность мордовского народа к сельскохозяйственному труду; нашейной гривной (национальное украшение женщин) цвета золота, на котором семь орнаментов, означающих семь городов республики (Саранск, Ардатов, Инсар, Ковылкино, Краснослободск, Рузаевка, Темников, заканчивающейся солярным знаком, восьмиконечной розеткой, красного цвета (символ солнца, добра, тепла, открытости).
Флаг республики Мордовия. Темно – красный цвет символизирует право, силу, мужество, любовь, храбрость. Белый цвет символизирует духовность, веру, чистоту намерений и помыслов народа. Тёмно – синий символизирует славу, честь, верность, искренность, расположенный в центре белой полосы тёмно – красный знак в виде восьмиконечной розетки символизирует солнце, тепло, добро, открытость, стремление к равновесию, стабильности и устойчивости.
Физкультминутка «Ровным кругом»
(ровным кругом друг за другом мы идем за шагом шаг. Стой на месте, дружно вместе сделаем вот так…
(дети выполняют элементы мордовского танца)
«Замочек» - по традиции в «замочек» наши руки уберём,
Шаг – с поклоном, два с поклоном – после танца отдохнём.
«Вертушок» - Завертелся вертушок, словно в танце сапожок.
Прялочки работают, наши ноги топают!
«Волны» - Как у Мокши, у реки берега не высоки.
Волны ходят на просторе, волны те невелики.
«Лепешки» - Лепим, лепим мы лепёшки, нам не лень работать тут
Вдруг устали мы немножко, наши руки отдохнут.
(Стук в дверь. Воспитатель вносит куклу в мордовском костюме Алдуню.)
Воспитатель: дети, давайте поздороваемся! Здравствуй, Алдуня!
Воспитатель: Ребята, посмотрите сегодня к нам в гости пришла кукла –мордовочка в национальном костюме. Посмотрите, какой он нарядный и необычный. Раньше одежду украшали себе сами, поэтому каждый наряд был неповторим.
Воспитатель: Кукла с просьбой к нам явилась, в костюм мордовский нарядилась,
Полюбуйтесь присмотритесь, на узоры подивитесь!
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим костюм Алдуни. Как называется головной убор? (панга). Как называется рубаха? (панар). Как называется фартук? (пулай).
Воспитатель: Молодцы! Назовите мне элементы мордовской вышивки. Дети: (ромб, галочка, ёлочка, ромб с продлёнными сторонами и углами, восьмиконечная звезда).
Воспитатель:Какие цвета используют мордовские мастерицы?
Дети: (красный, черный, белый)
Воспитатель: Ребята, Алдуня пришла к нам с просьбой. Она спешит в гости к ребятам, а подарки купить не успела. Она просит нас помочь ей в этом. Но что же можно подарить? Нужно подарить подарок, который изготовлен своими руками.
Воспитатель: ребята, я придумала! Давайте мы с вами выполним декоративную пластину по мотивам мордовской вышивки методом «налепа». Ну как вы думаете, мы справимся? Поможем нашей гостье?
Дети:(поможем).
Воспитатель: Но сначала нам с вами нужно приготовить для работы наши пальчики. Размять их, провести пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
Вейке, кавто, колмо, ниле, вете – на мордовском знают дети,
На другой руке, заметьте – вейке, кавто, колмо, ниле, вете.
Посчитали все по пять, чтоб пластину украшать.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Прежде, чем начать работать, давайте вспомним приёмы лепки. Какие приёмы вы знаете?
Дети: скатывание (по кругу, раскатывание (вперед –назад, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание.
Воспитатель: выполнять украшение пластины мы с вами будем путём «налепа», т. е. элементы будем накладывать на пластилин.
Воспитатель: Ребята, приступайте к работе. Сначала нам нужно украсить края нашей пластины (раскатайте жгутики из пластилина чёрного цвета, и наложите их по краю пластины. Теперь тоже самое нужно сделать с красным цветом. Стекой нарисовать ромб в середине пластины и раскатав шар, сплющить его. Расположить в нарисованный ромб, и стекой расправить углы, чтобы получился ромб. Потом к каждому углу добавить тонкие жгутики и загнуть края.) Ромб с продлёнными сторонами и углами готов.
Воспитатель: Ну вот и работы детей готовы! Теперь Алдуня может идти в гости к детям. Вы молодцы, поработали на славу! И наша гостья осталась довольна. А теперь немного отдохните.