Алла Деркач
Конспект комплексного занятия «Зайкины друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия в младшей группе.
Тема: «Зайкины друзья».
Цель: Закреплять знания детей о приметах осени. Усовершенствовать знания о жизни диких животных: белки, ежа, зайца в природных условиях; как передвигаются, питаются, готовятся к зиме. Учить связывать особенности внешнего вида с условиями жизни, развивать разговорную речь, умение наблюдать, логически мыслить, делать выводы. Способствовать полным ответам детей. Обогащать словарь детей прилагательными, которые указывают на характерные особенности осени, диких зверей. Развивать мелкую моторику пальцев во время аппликации. Совершенствовать знания о цвете. Закреплять правила поведения в природе. Прививать желание охранять природу, умение любить природу.
Публикация «Конспект комплексного занятия „Зайкины друзья“» размещена в разделах
Словарь: листопад, разноцветная, заяц- русак,зимовье, гнездо, враги, охранять.
Оборудование: зал украшен цветами осени: елочки, деревья, пеньки, ширма. Игрушки- заяц, белка, ежик, птица- сорока. Корзинка с шишками, трафареты для аппликации (белочка, заяц, ежик); цветные крышки от пластиковых бутылок.
Предварительная работа: экскурсия в осенний парк, по территории детского сада. Рассматривание картин: «Заяц- русак», «Ежи», «Белка». Беседы по охране природы. Проведение дидактических игр «Кто, где живет?», «Кто, чем питается?». Разучивание песенок о диких животных. Загадки про осень, зверей птиц.
Ход занятия.
Дети с воспитателем под музыку заходят в зал, здороваются с гостями.
Воспитатель: посмотрите ребята, как красиво украшен наш зал. (Поднимает с ковра один из листиков и читает загадку).
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется
Это время года….
Дети: осенью зовется.
Воспитатель: правильно ребята, в загадке говорится про осень. Почему вы так думаете? Чем осень вам нравится? Какого цвета краски осенью?
Дети: Желтая, красная, оранжевая, разноцветная. Дети отвечают, чем им нравится осень.
Звучит музыка «Пение птиц».
Воспитатель читает загадку.
«Крутится стрекочет,
Что-то сказать хочет!
Воспитатель: догадались, что за птица.
Дети: Сорока.
Появляется игрушка- сорока.
Сорока: Здравствуйте дети!
Дети здороваются с птичкой.
Сорока: Я сорока- белобока, может кто-то знает стихотворение про меня?
(пальчиковая гимнастика)
Сорока-ворона, кашу варила, деток кормила.
Этому дала…Этому дала…А этому не дала-
Этот дров не носил, этот печку не топил!
Сорока: Ребята, я через лес летела и увидела, под кустиком зайка плачет, говорит, друзей своих потерял! Может вы ему ребята поможете?
Воспитатель: ребята, вы готовы помочь зайке?
Дети: да.
Сорока: Тогда идите за мной, я вам покажу дорогу в лес.
Воспитатель: Прежде, чем отправиться в лес, мы должны повторить правила поведения в лесу. Что нельзя делать в лесу.
Дети: нельзя громко кричать, нельзя ломать ветки, разорять гнезда, разорять муравейники, мусорить и т. д.
Воспитатель: Молодцы. А теперь под веселую музыку идем за мной. (дети идут за воспитателем). Где в лесу мы можем найти зайку?
Дети: под кустиком, под деревом, под елочкой, за пеньком, на пеньке, в травке.
(Дети находят зайку за пеньком).
Воспитатель: ребята, чтобы зайка нас не боялся и к нам вышел, давайте споем ему песенку.
Песня «Заинька- зайка».
Воспитатель достает зайку- игрушку. Дети, что вызнаете о зайчике? Какой он?
Дети рассказывают о зайчике: (серый, мягкий, пушистый, трусливый, грустный).
Воспитатель: правильно, зайцы живут в лесу, любят прыгать, резвится на полянке. Но какого мы видим зайку?
Дети: грустного, тоскливого, обиженного.
Воспитатель: Ну что могло произойти, зайка мне сейчас скажет на ушко.
Заяц: Мы с друзьями играли на полянке в прятки, веселились. Пока я считал считалку, друзья спрятались, а выходить не хотят. Вот я и остался один.
Воспитатель: не грусти, мы с ребятами тебе поможем. Ребята, а кто зайки друзья, кого нам надо искать? Чтоб зайке было не грустно, возьмем его собой.
Дети: Диких животных. Белочку, медведя, ежика и т. д.
Воспитатель: Где мы можем найти белочку?
Дети: на дереве, в дупле.
Воспитатель: правильно. Смотрите, что белочка делает?
Дети: собирает шишки, грибы, орешки, желуди.
Воспитатель: зачем белочка делает запасы?
Дети: к зиме готовится.
Воспитатель: Правильно. И мы ей поможем собрать орешки, шишки, желуди (дети собирают и подпевают)
Соберем для белочки
Белые грибочки.
Соберем для белочки,
Орешки, желудочки.
(П. И. «Собери шишки» со словами»)
Белочка: спасибо вам ребята за помощь. А зачем вы меня ищете?
Дети: Ты играла с зайчиком в прятки на полянке и убежала, а он очень расстроился, что не может вас найти.
Белочка: уже осень наступила, и нет времени долго играть. Надо к зиме готовиться. Не обижайся зайка. Я подарю тебе свой портрет, чтоб ты всегда обо мне помнил и не грустил. Контур портрета надо выложить оранжевыми крышечками. А весной мы опять встретимся.
Дети выкладывают контур рисунка крышечками и дарят его зайчику.
Зайка: Спасибо белочка и ребята, но надо нам узнать, чем занимается ежик.
Воспитатель: Значит идем искать ежика. Где он может быть?
Дети: под елочкой, свернулся клубочком в листики, и спать собирается.
Воспитатель: точно, смотрите, вот он сонный! Сейчас мы про него что-то узнаем. Кто хочет рассказать про ежика? Почему он такой колючий? От кого он защищается? Почему они его враги? Как ежик к зиме готовится?
(рассказ ребенка про ежика)
Воспитатель: Молодец. Развеселим ежика шуточной песенкой.
Песня «Жил в лесу колючий ежик…»
Ежик: спасибо ребята, повеселили меня, вот зайке в подарок картинка (дети выкладывают портрет ежика).
Зайка: Спасибо тебе ежик. До свидания.
Зайка: Ребята, я понял, почему мои друзья спрятались от меня? Они пошли готовиться к зиме. Как быть дети, я совсем не готов встретить зиму. Что же мне делать?
Дети: тебе надо поменять шубку на более новую, теплую, пушистую, серую.
Зайка: Почему на серую шубку?
Дети: В Крыму живет зайка-русак, он серенький. Только в тех районах, где выпадает много снега зайка меняет шубку с серой на белую, чтобы спасаться от врагов.
Воспитатель: ребята, мы сейчас зайке-русаку сделаем подарок- портрет зайки- беляка! (Дети выкладывают зайку из крышек)
Воспитатель: зимуй зайка, не скучай без друзей, у тебя есть их портреты! Зима быстро пролетит и вы опять будете резвиться на полянке. А дети на прощание хотят тебе станцевать.
Хоровод «Зайкины гости»
Сорока: Молодцы ребята, теперь зайка знает где его друзья.
А вы знаете, что деревья, цветы, животные и птицы, не всегда могут защитить себя. Поэтому вы должны быть маленькими защитниками окружающей нас природы. Любите природ, берегите ее! До свидания ребята!
Дети: прощаются с сорокой.
Воспитатель: Как мы будем охранять, оберегать природу?
Дети: не ломать веток, не топтать цветы, не обижать зверей и птиц и т. д.
Воспитатель: молодцы ребята. Нам пора возвращаться в детский сад. Вы помните по какой дороге нам надо идти?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда в путь.
(дети с воспитателем под музыку проходят мимо деревьев и елочек и возвращаются в детский сад).
Воспитатель: Вот мы и снова в детском саду. Вам понравилось наше путешествие?
Дети Да.
Воспитатель: А теперь попрощаемся с нашими гостями.
Дети: Все мы дружные ребята
Мы ребята- дошколята.
Ни кого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
Дети: До свидания!