Смирнова Татьяна
Конспект комплексного занятия «Поговорим о лесе» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
(5–6 лет)
Тема: «Поговорим о лесе»
Возраст: старшая группа (5-6 лет)
Выполнила: воспитатель,
педагог доп. образования
Смирнова Т. Н.
Г. о. Балашиха, 2019 г.
Публикация «Конспект комплексного занятия „Поговорим о лесе“ для старшей группы» размещена в разделах
Программное содержание. Уточнять и расширять представление детей о лесе. (В лесу растет много разных деревьев, кустарников, травянистых растений, лесных ягод и грибов. В лесу живут разные животные: хищные звери (волк, лиса, медведь, куница); животные, которые питаются растениями или насекомыми (лось, заяц, белка, лесная мышь, еж, лягушка, лесные птицы (сорока, соловей, сова, синица, дятел, насекомые (муравьи, жуки, гусеницы, комары). Лес – это общий дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнезд, нор. Лес по-разному выглядит в разное время года, он всегда красив, поэтому многие художники любят рисовать лес. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа на картинах.
Материал. Лепбук «Узнавай-ка», репродукции картин: И. И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый бор»; И. С. Остроухов «Золотая осень»; И. И. Левитан «Березовая роща»; картины из пособий для детского сада и школы, на которых изображены лес и лесные животные на его фоне: «Медвежья берлога», «Волчья стая зимой», «Заяц на лежке», «Белки спасаются от куницы», «Лоси в зимнем лесу», «Семья волков летом», «Семья ежей», «Купание медвежат», «Семья лосей летом», «Белки с бельчатами в летнем лесу», «Медведи весной», «Медведи в осеннем лесу», «Заяц в осеннем лесу», «Спячка ежа», «Белки осенью». Специально подготовленные тексты стихотворений знаменитых поэтов: о зиме – «Зимнее утро» А. С. Пушкина, «Зима» И. 3. Сурикова, «Мороз-воевода» Н. А. Некрасова, «Метель» И. А. Бунина, «Пороша», «Березка» С. А. Есенина; о весне – «Еще дуют холодные ветры…» А. С. Пушкина, «Весна» А. Н. Плещеева, «Вот уж снег последний в поле тает…» А. К. Толстого, «Зеленый Шум» H.A. Некрасова, «Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет…» И. А. Бунина; о лете – «Крестьянские дети» Н. А. Некрасова, «Как дымкой даль полей закрыв на полчаса…» И. А. Бунина; об осени – «Унылая пора! Очей очарованье.» A.C. Пушкина, «Еще вчера на солнце млея…» A.A. Фета, «Осень» А. Н. Майкова, «Славная осень! Здоровый, ядреный…» H.A. Некрасова, «Зайчик» A.A. Блока, «Листопад» И. А. Бунина. Игрушка старичок-лесовичок, предметные картинки с изображением хвойных и лиственных деревьев, лесных ягод, муляжи грибов.
Предварительная работа
Знакомство детей с Лепбуком «Узнавай-ка».
Репродукции картин предварительно развешиваются в зале (холле, который на 2—3 дня становится картинной галереей. Картины группируются в четыре экспозиции по сезонному признаку. Между ними висят тексты некоторых стихотворений.
Ход занятия
1-я часть. Воспитатель сообщает, что на занятие пришел старичок-лесовичок, который хочет услышать, что ребята знают про лес. Лесовичок задает вопросы: кто из вас был в лесу? Что видели там? Что растет в лесу? Какие животные живут? Лесовичок слушает, хвалит детей, которые хорошо рассказывают про лес, пользуясь Лепбуком и показывая в нем подтверждение своим рассказам. Затем сообщает, что главные жители леса – деревья, их много, они высокие. Выставляет предметные картинки с изображением разных деревьев, просит ребят назвать их. Спрашивает, как они узнали березу, дуб, рябину, клен, ель, сосну, осину. Загадывает загадку: «Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, падет – почернеет». (Лист дерева.)
Лесовичок выставляет муляжи грибов. Читает детям стихи и загадки.
В чаще леса, вдоль тропинок
Он стоит среди осинок.
Шляпка есть, но нет пальто.
Отгадайте, это кто?
(Подосиновик)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек.
В шляпках разноцветных,
Издали заметных, собирай,
Не мешкая, – это…
(Сыроежки)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту
Зовусь я…
(Подосиновик)
Нет грибов дружней, чем эти.
Знают взрослые и дети —
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
(Опята)
Белый гриб
Белый гриб-боровик
Всех грибов отличнее:
Богатырь-лесовик
С головой коричневой.
Мухомор
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый мухомор.
Е. Алексеева
Лесовичок показывает лесные ягоды на картинках, просит назвать их, загадывает загадки:
На полянке у дорожки
Красные горошины.
Кто мимо пройдет,
Всяк в рот к себе кладет.
(Земляника)
Черненька, маленька, сладенька,
Ребятам миленька.
(Черника)
Воспитатель подводит итог: «Дети, я вижу, Лесовичок доволен вашими ответами и рассказами: вы бывали в лесу и многое в нем видели. Лес – это замечательное природное богатство. Туда ходят не только за грибами и ягодами, в лес ходят отдыхать, наслаждаться тишиной, прохладой, чистым воздухом, пением птиц, лесными шорохами. Лес надо беречь и ценить, он красив во все времена года. Тот, кто чувствует красоту леса, наполняется хорошими, добрыми чувствами. У поэтов рождаются стихи; художники, очарованные красотой, пишут картины. Мы сейчас увидим некоторые картины очень известных художников: Шишкина, Левитана в нашем Лепбуке. Вы увидите лес в разное время года.
2-я часть. Воспитатель ведет детей и Лесовичка на выставку, обращает внимание на то, что картины будут висеть несколько дней, дети смогут их посмотреть еще раз вместе с родителями.
В картинной галерее тихо звучит музыка, аудиозапись пения птиц. Воспитатель показывает последовательно четыре экспозиции – лес весной, летом, осенью, завершает зимней тематикой. Подводя детей к каждой экспозиции, обращает внимание на признаки сезона, его обитателей. Предлагает детям самим всмотреться в картины, почувствовать красоту леса, назвать животных. Обращает особое внимание на репродукции картин знаменитых художников. Возле некоторых экспозиций воспитатель читает стихотворения знаменитых поэтов, тексты которых висят рядом с картинами.
В завершение осмотра педагог спрашивает у детей, понравилась ли им выставка картин, какая картина понравилась больше других. Спрашивает мнение Лесовичка о лесных пейзажах.