МААМ-картинки

Конспект комплексного занятия по экспериментированию в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Елена Абанкина
Конспект комплексного занятия по экспериментированию в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

- способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха : не имеет цвета, невидим, не имеет объема, легче воды, движение воздуха – ветер;

- развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы;

- продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности;

- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

- вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой;

Публикация «Конспект комплексного занятия по экспериментированию в старшей группе „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.

Материалы и оборудование: шапочки по количеству детей, стаканы, миски с водой, веера, лист бумаги, полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля, воздушный шарик, таз с водой, кораблик из бумаги, мыльные пузыри, листы бумаги, кисти, подставки, гуашь.

Предварительная работа: проведение серий занятий о воздухе, элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха, прогулок – исследований, наблюдений, экскурсий, рисование на тему «Как человек использует воздух», чтение сказок.

Ход занятия.

Восп: Ребята, чтобы узнать о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии я предлагаю вам отгадать загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем! (воздух)

Восп: Да, ребята, мы дышим воздухом и привыкли его не замечать, а ведь он повсюду – на улице, в комнате, в любом свободном пространстве. Как вы думаете, воздух нам нужен?

(ответы детей)

Восп: А кому еще нужен воздух?

(животным, растениям, насекомым и всему живому на нашей Земле)

Восп: Давайте вдохнем воздух через нос в грудь, чувствуете, как он заполнил наши легкие, а теперь выдохнем его через рот. Так происходит газообмен нашего организма и окружающей среды. А как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?

(Ответы детей)

Восп: Давайте проверим, правда это или нет! Я приглашаю пройти вас в нашу лабораторию «Почемучка» (Наливает в стакан воду, накрывает листом бумаги, вопрос детям: как вы думаете, что произойдет, если стакан перевернуть)

(ответы детей)

Восп: Прорверим! (Проделывет опыт) Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги? (Ответы детей) Делает вывод: На лист бумаги давит воздух, он прижимает бумагу к краям стакана и не дает воде вылиться.

Восп: А что такое воздух? (это то, чем дышат люди и все живое)

Восп: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз. Я воздуха не вижу, а вы видите воздух? (ответы детей – нет, не видим) А почему? (ответы детей – потому, что он не видимый)

Восп: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, хоть мы его и не видим. Возьмите полиэтиленовый пакет, посмотрите, что в нем? (Пусто)

Восп: Да он пустой, его можно сложить в несколько раз. А теперь мы наберем в пакет воздух и закрутим его. Что произошло с пакетом? (ответы детей) Действительно, пакет изменил форму, он полон воздуха. Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем мешок и выпустим из него воздух. Что изменилось? (ответы детей). Пакет опять стал пустым.

Восп: Воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его нужно поймать. Ребята, мы показали, что вокруг нас есть воздух. А вот интересно, как еще можно увидеть воздух? Я вам предлагаю взять стакан с водой и трубочку для коктейля. А теперь опустите трубочку в стакан и подуйте в нее. Что вы видите? (пузырьки) А что это за пузырьки? (это воздух) Верно. Мы можем сделать второй вывод: воздух легче воды, он всегда поднимается на ее поверхность! Посмотрите, сейчас я взвешу на весах два стакана - один с водой, другой с воздухом. Как вы думаете, какой из них опустится вниз, то есть он будет тяжелее? (ответы детей – вниз опустится стакан с водой) Верно, это еще раз доказывет вывод сделанный нами ранее – воздух легче воды.

Восп: А теперь, давайте подумаем, имеет ли воздух форму? (ответы детей). Правильно, воздух принимает форму того предмета, в котором находится. (демонстрирует опыт с воздушным шариком)

Восп: А как вы думаете, мы можем почувствовать воздух? (да) Для того, чтобы его почувствовать, нам понадобится веер. Берем лист бумаги и начинаем его складывать гармошкой. А теперь помашем веером на себя. Что вы чувствуете? (ветер)

Восп: Правильно, ветер – это и есть движение воздуха. Предлагаю вам поиграть в игру «Ветер по морю гуляет». (вызывает для демонстрации двоих детей) Опускаем лодочку на воду и попробуем подуть на нее. Что происходит с лодочкой? (она плывет) Если вы дуете сильно – лодочка плывет быстро, дуете слабо – лодочка плывет медленно. Почему она плывет? (Потому что мы на нее дуем – создаем движение воздуха). Так и настоящие лодки тоже могут плыть благодаря ветру, который надувает их паруса.

Физкультминутка.

Ветер веет над полями и качается трава, (дети качают поднятыми руками вправо-влево)

Облако плывет над нами, словно белая гора (поднимаются на носки и опускаются на всю стопу)

Ветер пыль над лесом гонит и деревья к низу клонит – (выполняют движения по тексту)

Вправо, влево, взад, вперед, а потом наоборот!

Мы взбираемся на холм, там немного отдохнем! (имитируют ходьбу)

Восп: А еще, ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать? Я приглашаю вас сесть за столы. (На столах палитры с разведенной гуашью). Возьмите каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая любой образ. (Если дети затрудняются в задумывании образа помочь им).

Восп: Какие красивые картины у вас получились. Давайте украсим ими нашу группу!

А теперь вспомним вместе, что нового мы сегодня узнали о воздухе. Работа по схемам:

1. Воздух невидим.

2. Воздух легче воды.

3. Движение воздуха – это ветер.

4. Воздух не имеет формы.

Восп: Молодцы! А в заключении мы с вами еще раз поиграем! (раздает мыльные пузыри)

Звучит музыка. Воспитатель читает стихи, дети надувают мыльные пузыри.

Воды обыкновенной в стаканчик набери

Пускать из мыльной пены мы будем пузыри.

Соломинку простую сейчас возьму я в рот,

Воды в нее втяну я потом слегка подую

В соломинку и вот, сияя гладкой пленкой,

Растягиваясь в ширь, выходит нежный, тонкий,

Раскрашенный пузырь. Горит, как хвост павлина,

Каких цветов в нем нет – лиловый, красный, синий,

Зеленый, желтый цвет. Взлетает шар надутый, прозрачнее стекла.

Внутри его как - будто сверкают зеркала. С. Я. Маршак.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возрастаОпытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста В период дошкольного детства у детей формируются способности к начальным формам обобщения и умозаключения. Работая с детьми по опытно –.

Перспективное планирование экспериментально-опытнической деятельности в подготовительной группе на 2012–2013 уч. год. СЕНТЯБРЬ: 1."Какой бывает вода?"- познакомить с принципом пипетки, развивать умение действовать по алгоритму. 2."Очищение воды. " - выявить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект комплексного занятия по экспериментированию в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Опубликовано: 11 января 2014 в 14:50
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект комплексного занятия по экспериментированию в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Абанкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД