Ирина Александровна Малышева
Конспект комплексного занятия по ручному труду в старшей группе. «Азбука ремесел. Русская традиционная кукла Куватка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.
Задачи: - познакомить детей с традиционными русскими куклами;
- продолжать знакомить детей с русскими ремеслами;
- развивать словарь детей за счет слов Берестушка, Зернушка,
Кувадка, оберег.
- сделать тряпичную куклу – оберег «Кувадку»;
- воспитывать любовь к родной старине.
Публикация «Конспект комплексного занятия по ручному труду в старшей группе, „Азбука ремесел, Русская традиционная кукла Куватка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Ход занятия:
- Здравствуйте ребята. Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Ирина Александровна. А тебя? …Очень приятно с вами познакомится. Сегодня у нас с вами необычное занятие. К вам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
- Ребятки, у меня для вас есть сюрприз.
В тесноте да не в обиде.
С вами рядом постою,
Загадаю вам я загадку,
Кто смышленый – погляжу.
- Слушайте внимательно.
И рисую, и леплю-
Очень это я люблю.
А своей сестре Валюшке
Сам я сделаю …. (игрушки).
- Молодцы! А вы ребята любите играть? У вас есть любимые игрушки, назовите мне их. Расскажите мне, как вы с ними играете?
(рассказы детей)
- Спасибо, ребята, что рассказали мне столько интересного про игрушки.
А знаете ли вы, в какие игрушки играли ваши бабушки и прабабушки, когда были маленькими девочками. Хотели бы узнать?
- Для этого нам надо отправиться в путешествие в прошлое к Препремудрой Варваре. Вы согласны? В этом нам помогут волшебные слова, которые я произнесу несколько раз. Но, чтобы волшебство произошло, вы должны присесть и ладошками закрыть глаза и не подглядывать. Открыть глаза можно только тогда, когда я вам об этом скажу. Готовы узнать историю о старинных игрушках? Отправляемся.
Тары – бары, растобары.
Препремудрая Варвара
Ждет нас в гости
И дождется.
Мы прибудем ровно в 10.
И попросим нас приветить.
(При произнесении волшебных слов, воспитатель переодевается в сарафан, кокошник. Превращается в Варвару Препремудрую. Выставляется ширма-дом. К ширме прикреплены русские традиционные тряпичные куклы.)
- Здравствуйте, гости дорогие, проходите, очень рада видеть вас у себя в гостях – «Для дорогого гостя и ворота настежь». Меня зовут Препремудрая Варвара. Зачем ко мне пожаловали?
- Рассаживайтесь дети поудобнее, я расскажу вам много интересного.
- Давным-давно, когда не было больших городов, дома строили из дерева, не летали самолеты, не было автомобилей, а вокруг росли большие и дремучие леса, жили – были мальчики и девочки, которые очень любили играть. И так как не было заводов и фабрик, которые делали игрушки для детей, взрослые, мальчики и девочки стали делать игрушки своими руками из различных материалов. Из дерева, из мочала, березовой бересты и особенно много игрушек – кукол из ткани. И в зависимости от того для чего предназначалась такая кукла, для игры, для праздника или для защиты от злой силы, им давали различные названия: Кубышка – Травница, Зернушка, Бокситогорская красавица, Веснянка, Колокольчик и многие другие. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Ребятки, вы можете подойти и потрогать эти замечательные старинные игрушки. Тряпичных кукол было много, но сегодня я хочу особенно рассказать об одной кукле, которая называется «Кувадка». Эта кукла – оберег. Считалось, что эта кукла оберегает, охраняет маленького ребенка от недобрых взглядов и злых духов и берет на себя все плохое. Куклу – оберег делали обязательно безликой, т. е. без лица, чтобы в ней не поселилась недобрая душа. Делала такую куклу молодая мама или бабушка, и вывешивались они над колыбелью младенца. Люди верили, что кукла оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним и во сне, и в играх. Вырастая, ребенок играл с куклой : нянчил, кормил, укачивал. Подрастая, дети тоже начинали сами вертеть таких кукол. Куклы были яркими и привлекали внимание ребенка, создавая ему радостное настроение.
- Ребята, кто из вас запомнил, как называется эта кукла?
- А хотите, я вас научу делать такую куклу своими руками.
- Но давайте сначала с вами поиграем.
- Выходи честной народ, заводите хоровод.
Физкультминутка.
Ходим, ходим хороводом,
Перед всем честным народом.
Сели,
(присаживаемся)
Встали,
(встаем)
Себя показали. Попрыгали,
(прыгаем)
Потопали
(топаем)
В ладошки мы похлопали.
(хлопаем).
- А теперь давайте пройдем к столам и сделаем Кувадку своими руками.
- Давайте ребята еще раз рассмотрим куклу.
- Из какого материала выполняется кукла?
- Из каких деталей она состоит?
- С помощью чего детали соединены между собой?
- Кувадка – кукла, сделанная без шитья иголкой, она ни в каком случае не могла повредить ребенку, когда тот с ней играл.
-Для изготовления Кувадки необходимы два прямоугольных (разных размеров) лоскута ткани и нитки.
- Возьмем сначала лоскут ткани меньшего размера и скатаем трубочку. Нитью стягиваем с обеих сторон трубочки, отступив небольшое расстояние от краев. Так мы выделили ладони.
- Теперь из лоскута ткани большего размера и будем скручивать к середине по длинным сторонам с двух сторон.
- Скрученный лоскут перегибаем пополам. Отступив от места сгиба, перегнутый лоскут стягиваем несколькими плотными витками нитью. Так мы выделяем линию головы.
- Дальше трубочку – руки укладываем между концами нашей скрутки до упора и завязываем под руками нитью. Для закрепления сделаем несколько витков.
- Теперь нижнюю часть первой скрутки слегка расправим в пышное платье. Вот и готова наша кукла – Кувадка.
- Такую куклу, сделанную своими руками, можно кому – нибудь подарить или играть самому. Ребята, вам понравилось делать куклы? Тогда приходите в гости ко мне еще, а теперь вам пора отправляться назад в свое время. И в этом нам опять помогут волшебные слова. Только помните, что глаза открывать нельзя, а то волшебство не произойдет.
У Варвары побывали,
Много кукол повидали.
А теперь пора прощаться,
В детский садик возвращаться.
Тары – бары, растобары.
Вам домой пора.
Коров доить, обед варить,
Хоровод водить.
(Воспитатель снимает сарафан и кокошник и превращается в себя.)
- Ну, вот ребята вы и оказались в нашем времени, снова в детском саду. Я рада вновь вас видеть. У кого в гостях вы были? О каких старинных игрушках она вам рассказывала? Я вижу вы вернулись с не пустыми руками, что это у вас. Как называется эта кукла? Расскажите мне, что вы запомнили про эту куклу. Да, ребята, красивые куклы у вас получились. Недаром русская пословица говорит : «Не то дорого, что шито золотом, а то дорого, что доброго мастера». Вам понравилось путешествие? Возможно, когда-нибудь, мы свами опять отправимся в гости к Препремудрой Варваре. Спасибо за ваше внимание и работу.