Галина Попова
Конспект комплексного занятия по мотивам русских народных сказок в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Устное народное творчество : сказки.
Рисование: «Зайчик».
Провела: Попова Г. А.
апрель 2013
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.
Публикация «Конспект комплексного занятия по мотивам русских народных сказок в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Темочки
Цели: обобщить знания детей русских народных сказок, их героев; учить правильно передавать отношения по величине в рисунке; развивать эстетические чувства, воображение, речь детей; воспитывать любовь к книгам, доброе отношение друг к другу,
выдержку и терпение.
Планируемые результаты: поддерживает беседу, сопровождая её эмоциональной речью; рассуждает, высказывает свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействует со сверстниками и педагогом во время всего занятия; интересуется изобразительной деятельностью во время рисования зайчика.
Материалы и оборудование: выставка книг «Русские народные сказки»; маски лисы и зайца; альбомные листы(1\2, простые карандаши, ластик; платок для игры; образец рисования зайца.
Содержание организованной деятельности детей.
1. Введение игрового момента.
- Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие по русским народным сказкам. А начнём мы наше путешествие с небольшой сценки.
Рассказчик : Как от нашей деревушки
Тропка мёрзнет вдоль опушки,
Вьюгою взъерошена,
Снегом запорошена,
Целый день метель метёт,
Заплелась метель в косу –
Из-за деревьев появляется Лиса и начинает катать снежный ком.
Лиса: Я мечтаю об одном –
Вылепить красивый дом,
Чтоб он был как камень прочен,
Чтоб светло в нём было ночью,
Чтоб сверкал как самоцвет!
Ведь нигде такого нет!
Из-за кустов навстречу Лисе выходит Заяц и кланяется.
Заяц: Здравствуй, добрая соседка!
Жаль, что видимся мы редко.
Что же лепишь ты – быка,
Ёлку иль снеговика?
Лиса (хвастливо) : Докатаю этот ком
И себе построю дом –
Под луной сияющий,
Звёзды отражающий!
Не чета твоей избушке.
Уноси отсюда ушки!
Заяц (восхищённо) : Ты творишь здесь чудеса!
До свидания, Лиса!
- Помните как называется эта сказка?
Давайте вспомним окончание сказки. (ответы детей)
- Молодцы, книга с такой сказкой находится на выставке.
2. Работа с выставкой книг.
- Рассмотрите выставку. Кто нарисован на обложках? ( Звери: лиса, волк, заяц и т. д.)
- Как вы думаете, это сказочные или настоящие звери? Почему?
(Сказочные : они одеты в русские народные костюмы, разговаривают друг с другом.) Давайте попробуем назвать эти сказки. (ответы)
- Молодцы, это русские народные сказки о животных. В таких сказках животные имеют имена, они разговаривают, наделены какими-либо человеческими чертами: хитростью или простотой, добродушием или злобой, завистью. Недаром говорится…
Хитёр как (лиса, Труслив как (заяц,
Голоден как (волк, Болтлив как (сорока).
3. Рассказ воспитателя о народных сказках.
Сказка – жанр устного народного творчества. Сказки сочиняли люди, народ с давних времён и пересказывались. Мамы и папы рассказывали своим детям, бабушки и дедушки своим внукам, а позже люди научились писать и стали их записывать. Так из далёких времён сказки дошли до нас. Сказка – мир выдуманного. Она отличается тем, что события, о которых рассказывается в сказке не происходили на самом деле, а только придуманы. Но все помнят известное выражение А. С. Пушкина: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Из сказок мы понимаем, как поступать нельзя и почему. Сказка учит добру и честности, защищает обиженных, наказывает злых и жестоких. В сказке всегда добро побеждает зло.
4. Викторина «Народные сказки».
- Ребята, а сейчас проверим, как хорошо вы знаете сказочных героев.
1. Эта старушка живёт в лесной избушке одна-одинёшенька. Иногда её дразнят «костяная нога». Кто она? (Баба-Яга)
2. Как называется необычный домик, где живёт Баба-Яга? (Избушка на курьих ножках)
3. Как называется «самолёт» Бабы-Яги? (Ступа)
4. Этот герой не может умереть, пока не отыщется спрятанная в яйце его смерть? (Кощей Бессмертный)
5. Он обитает в лесу и даже считается лесным начальником. Говорят, что зимой он спит, а весной просыпается. А встретится ему в тёмном лесу прохожий, он его пугать начинает: ух, ух, ух! (Леший)
6. Он – хозяин рек, озёр, прудов. У него зелёные волосы, а на руках между пальцев перепонки, как у лягушки. (Водяной)
7. Эти девушки живут в воде. Они очень красивые, только вместо ног у них рыбьи хвосты. (Русалки)
8. Трёхглавое чудовище, изрыгающее пламя, с которым борется в сказке добрый молодец. (Змей-Горыныч)
9. Как звали волшебную рыбу, которая могла выполнить любое желание? (Щука)
10. Кто поймал волшебную щуку? (Емеля)
5. Физминутка.
-А сейчас мы немного отдохнём. Поиграем в игру «Подними платок». И платочек я вам принесла с красивым узором, и музыку буду включать русскую народную.
6. Рисование: «Зайчик».
- Отгадайте загадку:
Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверёк зовётся?. (Зайка)
- Героем многих народных сказок является заяц. Сейчас мы будем его рисовать простым карандашом.
Воспитатель предлагает детям поэтапное рисование фигурки зайца:
7. Подведение итогов занятия.
-Молодцы, ребята! Теперь вы без труда сможете сделать иллюстрацию к сказке, героем которой будет зайчик. У вас получилась заячья семья. Соберём зайчат вместе.
А сейчас вспомните, кому принадлежат эти слова из сказки? Как называется сказка?
• Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы. (Петушок, «Кот, петух и лиса».)
• Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано. (Корова, «Хаврошечка».)
• Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная? (Морозко, «Морозко»)
• Не пей, братец, козлёночком станешь. (Алёнушка, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
• Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришёл. (Баба-Яга, «Баба-Яга»)
• Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла. (Коза и Волк, «Волк и семеро козлят»)
• Вижу-вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. (Маша, «Маша и медведь»)
Молодцы. Я думаю, что совсем скоро вы их прочитаете сами. А это ещё интереснее, чем слушать.