Елена Русская
Конспект «Комплексное занятие с элементами игровой технологии «Как насекомые готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как насекомые готовятся к зиме»
(для детей 4-5 лет)
МБДОУ "Детский сад № 100"
Выполнила:
воспитатель Русская Е. Л.
г. Дзержинск
2020 г
Цель: знакомство детей с особенностями жизни насекомых в зимний период времени.
Задачи:
• на развитие познавательных способностей:
• обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера);
Публикация «Конспект „Комплексное занятие с элементами игровой технологии „Как насекомые готовятся к зиме“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
• упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела);
• уточнить представления о пользе насекомых.
• на развитие связной речи:
• формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы;
• развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач.
• воспитательные задачи:
• воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле;
• не разрушать условия жизни лесных обитателей.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие (речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие).
Предварительная работа: Чтение и обсуждение басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».
Ход занятия:
Воспитатель: «Ребята, сегодня, когда я шла на работу, ко мне в руки прилетел листочек. Он по ветру летал, всюду листик побывал много видел».
Давайте за руки возьмемся и произнесем слова:
Листик, листик помоги, нас листок перенеси,
перенеси ты нас туда, где раскинулись леса…
- Ребята, мы попали в осенний лес…
Воспитатель загадывает загадки:
Кто работает с утра?
Строит дом, несет дрова,
Тащит целый воз еды,
Мало ест, не пьет воды,
У него полно друзей.
Тот работник… (Муравей)
А как вы думаете, из чего строят дом муравьи?
Дети: Высказывают свои варианты (Из хвои, листьев, крошек смолы, кусочков земли, дерева)
- Он строитель настоящий,
Деловитый, работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом (Муравейник)
Воспитатель:
- Муравьи очень дружны, делают всю работу сообща, помогают друг другу
- Чем питаются муравьи?
Они поедают вредных насекомых, не зря их называют санитарами леса, любят лакомиться сладкими ягодами, соками растений, и муравьи используют тлей как «дойных коров» - щекоча их усиками, заставляют, выделять сладкий сок, который потом слизывают.
-Ребята, а как муравьи готовятся к зиме?
Муравьи закрывают все свои основные входы в муравейнике, оставляя только несколько для доступа кислорода в муравейник и впадают в спячку, но не лежат всю зиму, а потихоньку передвигаются чтобы поесть и сделать некоторые внутренние дела.
- Муравьи зимой спят или нет?
Оказывается, основная масса насекомых не спит. Лишь некоторые виды впадают в спячку.
- Где находятся муравьи зимой?
– в своем доме, но на нижних этажах.
Воспитатель: «Вот следующая загадка» :
Ловкий, быстрый-не поймаешь.
Ты его легко узнаешь.
Он зеленый, как трава,
Прыгать любит, егоза. (Кузнечик)
- Ребята, как зимуют кузнечики?
Яйца кузнечиков не боятся низких температур. Перед наступлением холодов свои яйца кузнечики надежно прячут в почву. Сами кузнечики в зимний период гибнут, а зимуют лишь яйца. Это и есть их способ пережить зиму.
- Ребята, давайте немного поиграем.
Физкультминутка «кузнечики»
Представьте, что мы все кузнечики.
Поднимайте плечики,
(дети поднимают плечи)
Прыгайте, кузнечики.
(дети прыгают)
Прыг-скок, прыг-скок.
(дети прыгают)
Сели, травушку покушали,
(дети остановились, сели).
Тишину послушали.
(дети сидят, слушают тишину)
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
(дети прыгают)
Давайте за руки возьмемся и произнесем слова:
Листик, листик помоги, нас листок перенеси,
перенеси ты нас туда, где раскинулись луга…
- И послушайте следующую загадку:
В чёрных точках красный плащ
Носит жук. Растеньям — страж.
С вредной тлёй воюет ловко
Это - … (Божья коровка)
Пальчиковая гимнастика
«Жук упал и встать не может, ждет он кто ему поможет» (активно шевелить пальцами рук).
-Как зимуют божьи коровки?
Божьи коровки, как правило, ведут одиночный образ жизни и только перед наступлением холодов, сбиваются в большие стаи. Стаи божьих коровок начинают с лугов перелетать ближе к лесу, ближе к деревьям, оврагам к берегам рек. Там, под корой, во мху или под опавшей листвой они находят место своей зимовки. Зимуют божьи коровки в состоянии диапаузы. (Чтобы не превратиться на морозе в лед, они с осени выводят воду из организма и заботятся о выработке естественного антифриза - вырабатывают глицерин, сахар).
- Следующая загадка:
В ярком платье модница
— Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится – отдыхает (Бабочка)
- Послушайте как зимует бабочка?
Некоторые гусеницы заползают в недоступные места, превращаются в куколок и там зимуют.
Некоторая часть куколок проводит зиму в открытую, не боясь холодных ветров, закрепившись на ветке дерева.
- Отгадайте следующую загадку:
Маленькая, да удаленькая,
Трудолюбивая она,
Всегда жужжащая … (Пчела)
- А что происходит с пчёлами зимой? Чем они питаются зимой?
Правильно, этим мёдом они и питаются. Рабочие пчелы поддерживают в улье * 15 -*25 градусов. Принесенный мёд используется пчёлами как горючее, съев его они выделяют тепло.
- Ребята продолжаем наше путешествие.
Давайте за руки возьмемся и произнесем слова:
Листик, листик помоги, нас листок перенеси,
перенеси ты нас туда, где разлилась вода…
Над цветами вертолет
Совершает свой полет,
Лопастями из слюды
Размахался у воды,
Полушария-глаза,
Вертолетик- (Стрекоза)
- Как зимуют стрекозы?
Стрекозы проводят зиму в стадии личинки. У них есть жабры, позволяющие дышать в воде растворенным кислородом. Зимуют они в воде. Весной личинка выползает из воды на стебель растения и после последней линьки превращается во взрослую стрекозу.
-Ребята, а как всех этих животных назвать одним словом – насекомые.
Название «Насекомые» произошло от слова насечки. Дело в том, что на теле насекомых есть поперечные полоски, похожие на насечки.
Воспитатель подводит итог:
- У всех насекомых 6 лапок
- Тело разделено на 3 части (голова, туловище, брюшко)
- У всех есть усики, у некоторых –жало.
Одни – питаются нектаром, например, шмели, бабочки. Другие поедают листья и стебли растений, например, жуки-листоеды, жук майский. Есть хищные насекомые, которые поедают других насекомых- это стрекозы, кузнечики, муравьи. Остатками пищи человека питаются мухи и тараканы.
Речевая игра:
«Исправь ошибку»
Бабушка летает около цветка. (бабочка)
Лук ползет по веточке. (жук)
Воробей залез в муравейник. (муравей)
Мука села на сыр. (муха)
Воспитатель:
- Совершенно верно.
- Ребята, кто питается насекомыми?
Многие птицы питаются насекомыми и, если бы люди стали уничтожать вредных насекомых при помощи специальных ядовитых веществ, тогда от голода погибли бы и птицы. А птицы играют важную роль в природном равновесии.
В природе не существует "бесполезных" или "вредных" растений, насекомых или животных. Все они выполняют свою работу, играют свою роль, зависят друг от друга.
- Ребята, мы сегодня узнали, как зимуют некоторые насекомые.
- Наше путешествие закончилось, а наш листочек мы засушим и будем на него любоваться зимой, вспоминая осень!