Алевтина Морозова
Конспект клубного часа по теме «Подкова на счастье»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Подкова на счастье»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цель. Изготовление оберега «Подкова».
Задачи.
Образовательные. Закрепить понятие о семейных ценностях, приобщать к духовным традициям и быту русского народа.
Публикация «Конспект клубного часа по теме „Подкова на счастье“» размещена в разделах
Формировать навыки в изготовлении оберега своими руками с помощью подручных материалов; понимать и объяснять смысл пословиц и поговорок. Развивающие. Развивать речь и обогащать словарный запас; мелкую моторику пальцев рук; способствовать развитию творческих способностей детей; познакомить с историей появления оберега «подковы» и его значимостью для дома и семьи; закрепить и расширить знания о профессии кузнеца.
Воспитательные. Воспитывать уважение к давним народным традициям.
Материал и оборудование. Заготовки в виде подковы, монетки достоинством 10 копеек, бутафорские купюры (50,100, 500 рублей, зёрна риса, семена тыквы, подсолнуха, бобов, дольки чеснока, лавровый лист, печенье в виде бублика и др;
термоклей, салфетки.
Ход. Организационный момент. Воспитатель звенит колокольчиком:
- Колокольчик наш звенит,
В круг ребятам встать велит,
Всем, кто хочет поиграть
Что-то новое узнать.
Воспитатель: Дети, послушайте загадку.
Бежит по дороге
Подкованы ноги
Грива – дугою,
Хвост - метлою.
(Лошадь)
Воспитатель: Молодцы. Это была загадка о лошади. Я думаю, что вы уже много знаете об этом животном. Хочется ли вам узнать ещё больше интересных фактов о лошадях? Присаживайтесь на стульчики.
Включить презентацию о лошадях.
С давних времён лошадь считалась первым помощником человека. Это очень сильное и выносливое животное. Она может перевозить очень тяжёлые грузы. Раньше лошадей запрягали в плуги и они пахали поля вместо тракторов. По сей день люди используют лошадей, как средство передвижения (катаются на санях, верхом в седле). А вы знаете, что надо сказать, чтобы лошадь сдвинулась с места? (Дети изображают, как они управляют лошадью).
Дети: Но, но!
Воспитатель: А как её остановить?
Дети: Тпру-у, тпру-у.
Воспитатель: Молодцы. Вы слышали в загадке такую фразу «подкованы ноги». Что это значит?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. У лошадей на ногах есть копыта, на которые набивают подковы. А для чего это делают мы узнаем с помощью небольшого эксперимента. (Воспитатель просит детей снять обувь с одной ноги. Дети наступают на маленькие камушки ногой в обуви и без обуви, топают с силой по полу). Делают вывод, что без обуви нога более чувствительна.
Какой можно сделать вывод после эксперимента? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Без подков при беге копытами лошади ударяются о камни, могут наступить на острые предметы, получают травмы и не могут быстро скакать. Для того, чтобы защитить их ноги, люди придумали подковы.
-Из чего делают подковы? (Из металла)
-Кто их изготавливает? (Кузнец)
-Сейчас мы посмотрим фильм о профессии кузнеца, как он куёт подковы.
Дети смотрят презентацию.
Воспитатель: Есть такая поговорка: «Куй железо пока горячо». Почему так говорят? (Воспитатель выслушивает объяснения детей).
-Ещё существует такая примета, что найти подкову – к счастью. Знаете, почему люди так считают? (Дети затрудняются с ответом).
Воспитатель: Раньше подковы ковали из разного металла. Богатые люди делали их из дорогих металлов: серебра, золота, думая, что их хватит на долгое время. Но лошадь могла терять дорогие подковы. Бедный человек находил такую подкову и очень радовался, потому что сразу мог разбогатеть.
Ещё я расскажу вам одну интересную притчу.
В давние–давние времена повадился в одну деревню чёрт. Уж очень нравилось ему, как кузнец лошадей подковывает. И попросил чёрт кузнеца сделать подковы на свои копыта. А кузнец был добрым человеком. Но нечистую силу он не любил, да так приковал подковы чёрту, что чёрт еле ноги унёс. С той поры все черти обходят стороной те дома, где подкова висит. А в домах этих царит счастье, любовь и взаимопонимание.
Сейчас я вам предлагаю поиграть.
Физминутка «Кони»
Кони нас в дорогу ждут (Руки за спиной сцеплены в замок)
И копытом резво бьют (Ритмичное поднимание ноги, согнутой в колене)
На ветру играют гривой,
Пышной, сказочно-красивой. (Покачивают головой в стороны)
Быстро я в седло вскачу,
Не поеду-полечу (Подскоки на месте)
Там, за дальнею рекой,
Помашу тебе рукой. («Скачут» на лошадке и машут)
Долго скакали, давайте присядем на стульчики, отдохнем.
На магнитной доске размещены картинки с изображением разного вида подков.
-Посмотрите какие бывают разные и красивые подковы : «На счастье», «На удачу», «Здоровья» и др).
Подковы бывают настоящие и декоративные. Вот такую подковку я сделала своими руками. (Показ готовой декоративной подковы).
-Чем украшена подкова? (Дети рассматривают и замечают на подкове разные семена, денежки, чеснок и т. д.) Воспитатель поясняет значение: монетка – успех в делах, бублик – символ крепкой семьи, семена подсолнуха – здоровые дети, чеснок – оберегает от нечисти. Ягоды рябины – символ красоты и т. д.
А вы хотели бы иметь в своём доме такую подкову?
Дети: Да.
Воспитатель: Я вас предлагаю занять рабочие места за столами. У нас всё готово для труда. Осталось подготовить наши умелые пальчики. Сделаем пальчиковую гимнастику с музыкальным сопровождением.
Конь мой скачет по дороге
Без хлыста и шпор
Конь мой славный, быстроногий
Мчит во весь опор
Бьют копыта цок-цок
Через мостик скок-скок
Дома ждут меня родные
Путь домой далёк.
Воспитатель напоминает детям о правилах пользования клеем, салфетками.
Дети украшают подкову.
Воспитатель интересуется во время деятельности детей (индивидуально, почему он использует для украшения тот или иной материал?
Рефлексия. Воспитатель интересуется у детей, что понравилось или запомнилось им больше всего? Выслушивает ответы детей, хвалит их за красивые подковы-обереги, изготовленные ими.
Воспитатель: Будем знать теперь и мы
Подковы тайнами полны
И дома оберегают,
И удачу зазывают.
Обереги всем нужны
В них секреты старины.