МААМ-картинки

Конспект занятия «Карельская берёза — символ Карелии»

Задоркина Алла
Конспект занятия «Карельская берёза — символ Карелии»
▼ Скачать

Цель: Ознакомление детей с карельской берёзой, как символом нашей республики.

Образовательные задачи: Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о берёзе, как о символе Карелии.

Развивающие задачи: Развивать творческие способности детей; воображение, внимание, память.

Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к истории карельского народа.

Возрастная категория: дети старшего дошкольного возраста

Публикация «Конспект занятия „Карельская берёза — символ Карелии“» размещена в разделах

Продолжительность занятия : 25 минут.

Место проведения: группа

Технологии:

-технология музыкального воздействия,

-личностно-ориентированные технология,

-здоровьесберегающая технология (дыхательная гимнастика,

-игровые технологии

Методы: наглядные, словесные, практические.

Приё мы: стихи, загадки, карельская музыка, сюрпризный момент.

Предварительная работа: чтение карельских сказок, рассматривание иллюстраций с изображением карельских берёз, интерактивные экскурсии «Леса и озёра Карелии».

Методические пособия: костюм берёзы, сундук, изделия из карельской берёзы, спилы древесины карельской берёзы, береста, магнитофон.

Ход организованной образовательной деятельности:

I. Вводная часть.

Дети под музыку входят в группу. Чтение воспитателем стихотворения Василия Фёдорова «Карельская берёза»

Мороз морозил,

Ветры дули.

Всю жизнь,

Безжалостны и злы,

Они её крутили,

Гнули,

Вязали в скорбные узлы.

И вот шкатулка.

Как красивы

Для нас открывшиеся вдруг

Пересечённые извивы

Её преодолённых мук!

Гляжу влюблёнными глазами

И думаю:

«Она мила

Не тем,

Что мучилась годами,

А тем,

Что всё-таки

Жила»

Воспитатель: Мы живем в Карелии. Наша республика очень большая. В ней много озёр, полей, лесов.

Показ слайдов. Лес.

Воспитатель: Что это?

Дети: Лес.

Воспитатель: Как вы догадались, что это лес?

Дети: Много разных деревьев.

Воспитатель: Названия каких деревьев вы знаете?

Дети: Берёза, ель, дуб, рябина, ольха.

Озеро.

Воспитатель: А что мы видим здесь?

Дети: Озеро.

Воспитатель: Да, ребята, это озеро. Посмотрите какое оно большое, даже не видно конца, а как красиво на берегу озера!

Поле.

Воспитатель: А что это?

Дети: Поле.

Воспитатель: Да, ребята, это поле. Полей в нашей республике не много, люди выращивают рожь, пшеницу, из которой делают муку и пекут хлеб. Хлеб мы едим с вами каждый день.

Скалы

Воспитатель: Ребята что мы видим здесь?

Дети: Скалы.

Воспитатель: Посмотрите, как красивы и лес, и скалы, и озёра, и поля. Всё это наша с вами республика. Ребята как она называется?

Дети: Карелия.

Воспитатель: Как называется город в котором мы живём?

Дети: Петрозаводск.

Показ слайда г. Петрозаводска

Воспитатель: Наш родной город большой и очень красивый. Вы узнали место, которое показано на слайде?

Дети: Это улица Ленина.

Воспитатель: Любой человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет своё, очень-очень родное. Оказалось, многие люди думают о наших карельских берёзках.

И сегодня мы с вами попытаемся понять, почему же карельская берёза – это символ Карелии.

II. Основная часть.

Раздается стук в дверь, входит посыльный, отдает сундук.

Воспитатель: Ребята на крышке сундука какая-то загадка, наверное, нам нужно разгадать ее:

Снаружи я корява,

Зато внутри красива

Во всём мире ценят

Мою древесину

Дети: Карельская береза

Воспитатель: А как вы догадались, что это карельская берёза?

Дети: Она – корявая, древесину её ценят.

Воспитатель: Да, ребята, это берёза. Живет она в карельском лесу вместе со своими подружками. В основном это сосняки и ельники, устланные зелёным мхом. Отлично растёт на пологих склонах и пригорках, а также вдоль оврагов в ягодных лесах. Может образовывать небольшие группы, хотя часто встречаются и одиночные растения. Не растёт на заболоченных почвах и не образует сплошных зарослей. Древесина на стволе отличается оригинальным рисунком и золотистым

оттенком. Отличается от обычной берёзы твёрдостью и прочностью. За эти ее ценные качества,

карельская берёза издревле на Руси носила название Царского дерева. Уникальный вид берёзы стал символом Карелии, а первые её описания, датированы 1766 годом. Ещё тогда все были поражены невероятной красотой берёзового среза, напоминающего рисунок натурального мрамора.

Воспитатель: Что ж, пора заглянуть в сундучок.

Достаёт из сундучка изделия из карельской берёзы, спилы древесины. По мере того как дети рассматривают, воспитатель рассказывает, что карельская берёза славится необычным мраморным рисунком, янтарным цветом древесины, которая почти не гниёт, а изделия из неё могут служить веками. Карельская берёза занесена в Красную книгу.

Воспитатель предлагает посмотреть видеослайды картинок, где берёзы изображены в разное время года.

Воспитатель: Дети, послушайте первое стихотворение и скажите, в какое время года автор описал берёзу?

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березы на плечах.

Дети: Осенью.

Воспитатель: Да, ребята, автор описала березку осенью. Давайте прогуляемся в осенний лес

Физминутка

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки,

Кто высоко так шагал –

Не споткнулся, не упал.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько в лесу берёзовых веточек с листьями, давайте превратимся в ветерок и подуем на листики: Дуем, дуем все вместе.

Дыхательная гимнастика: вдох носом, долгий выдох.

Воспитатель: Слушаем дальше.

Белая береза

Под моим окном

принакрылась, снегом,

точно серебром.

Дети: Зимой.

Воспитатель: Да, ребята, здесь автор рассказал о берёзке зимой. Вот послушайте ещё одно стихотворение.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы,

Шелестят зелёные серёжки

И горят серебряные росы.

Дети: Летом.

Воспитатель: Какие вы молодцы, отгадали все стихи. Давайте посмотрим, что ещё есть интересного в этом сундучке.

Воспитатель достаёт изделия из бересты.

Берёза – щедрое дерево. Издавна люди плели из бересты лукошки, делали ложки, игрушки, дудочки. Весной берёза поит людей, зверей и птиц берёзовым соком.

Берёза – символ и гордость русского народа.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что ещё лежит в нашем сундучке. Посмотрите, ребята, здесь находится диск, на котором записана красивая песня «Берёзы». Предлагаю вам посмотреть презентацию «Карельские берёзы».

После презентации под музыку входит берёзка и здоровается с детьми на русском, а затем на карельском языке.

Берёзка : Тэрвэ! – это по - карельски «Здравствуйте». Давайте попробуем поздороваться на карельском языке.

Дети: Тэрвэ!

Берёзка : Как я рада быть с вами в этот день! Спасибо, что берёзку не забыли, меня в гости пригласили.

Пришла я не с пустыми руками, а приготовила для вас угощение. Получите его тогда, когда поиграете со мной, стихи расскажете.

Давайте, ребята, встанем в круг, и я послушаю, что вы знаете о карельской берёзке.

Игра «Берёзовый прутик».

Дети по кругу передают друг другу «Берёзовый прутик», одновременно рассказывая о том, что они уже знают о карельской берёзе.

Дети:

Карельская берёза – символ Карелии.

У берёзы – белый, корявый ствол, гибкие тонкие ветви.

Берёза может лечить людей.

Благодаря оригинальному рисунку древесины, карельская берёза используется для изготовления художественных изделий, сувениров, дорогой мебели.

О карельской берёзе сочиняют стихи и песни, пишут картины.

Берёзка : Какие вы молодцы, может вы ещё и стихи знаете?

Дети:

1: Стоит она здесь на излуке,

Над рябью забытых озер,

И тянет корявые руки

В колеблемый зноем простор.

В скрипучей старушечьей доле,

Надвинув зеленый платок,

Вздыхает и слушает поле,

Шуршащее рожью у ног.

2: Мороз морозил,

Ветры дули.

Всю жизнь,

Безжалостны и злы,

Они её крутили,

Гнули,

Вязали в скорбные узлы.

И вот шкатулка.

Как красивы

Для нас открывшиеся вдруг

Пересечённые извивы

Её преодолённых мук!

3: Здравствуйте, карельская берёза

Как Вы здесь? Скучали обо мне,

закаляя ветви на морозе

в зимней колыбельной тишине.

Воспитатель: В старину юноши и девушки водили хороводы вокруг берёзы. Вот и я приглашаю ребят на хоровод «Берёзка».

Дети вокруг берёзки водят хоровод.

Берёзка : Молодцы, ребята, очень мне понравилось у вас. Порадовали вы меня своими знаниями. За это я вас хочу угостить.

Отдаёт корзинку с угощениями (лесные ягоды)

Ну, а мне пора возвращаться к своим подружкам белоствольным берёзкам.

Прощается уходит.

III. Рефлексия

Воспитатель: Вот и наша беседа про карельскую берёзу, подошла к концу. Теперь вы много про неё знаете. А теперь возьмите картинку, на которой нарисована берёзовая веточка с листиками, и если занятие вам понравилось, то раскрасьте листики на веточке, если не понравилось - ничего не раскрашивайте.

Воспитатель: Ребята, давайте беречь и любить природу родного края. Гордиться нашей страной.

Список литературы: Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ, 2005. - 256 с. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под ред. Т. И. Оверчук. - М. : 2004.- 56с. Знакомим детей с малой Родиной. [Электронный ресурс] // режим доступа: https://ap2004.alledu.ru/document /380/839.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Карельская сказка «Овод и козы»Фотоотчёт «Карельская сказка «Овод и козы» В нашей средней группе мы с коллегой Диановой И. Г. проводили творческо-познавательный проект «Карельские сказки». В рамках проекта мы читали,.

Конспект НОД «Берёза-символ России»Конспект НОД «Берёза-символ России» Конспект НОД по познавательному развитию «Береза-символ России» Цель: формировать представление детей о русской березе, как одном из символов.

Конспект прогулки «Берёза — символ России»Конспект прогулки «Берёза — символ России» Задачи: закрепить ранее полученные знания о лиственном дереве - берёзе; способствовать развитию наблюдательности,любознательности;воспитывать.

Конспект экскурсии «Где карел, там и рыба. Рыбалка — традиционный промысел в Карелии»Конспект экскурсии «Где карел, там и рыба. Рыбалка — традиционный промысел в Карелии» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вам конспект экскурсии по нашей приемной, которую мы оформили в стиле карельской рыбалки. Подробнее.

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе «Берёза — символ России»Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе «Берёза — символ России» Цель: способствовать развитию детского творчества, прививать любовь к природе и своей стране. Задачи: - расширять представления детей.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Рисование с элементами аппликации «Белая берёза. Зимний пейзаж»Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Рисование с элементами аппликации «Белая берёза. Зимний пейзаж» .

Конспект занятия по прикладному творчеству «Белая берёза»Конспект занятия по прикладному творчеству «Белая берёза» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», "Физическое развитие".

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Белая берёза под моим окном»Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Белая берёза под моим окном» Цель: средствами изобразительного искусства закрепить знания детей о времени года - зима; развивать у детей художественно-творческие способности,.

Мастер-класс «Белоствольная берёза — символ Родины моей»Мастер-класс «Белоствольная берёза — символ Родины моей» Введение Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта моей работы в этом направлении, можно дать утвердительный.

Конспект занятия по лепке с применением листьев берёзы «Осенняя берёза» в дошкольной группеКонспект занятия по лепке с применением листьев берёзы «Осенняя берёза» в дошкольной группе Цель : создать образ осенней березы с помощью пластилина и листьев. Задачи : продолжать знакомить детей с осенними деревьями. Расширять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Карельская берёза — символ Карелии»
Опубликовано: 12 марта 2023 в 21:58
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Карельская берёза — символ Карелии»» (включая файлы) размещена пользователем Задоркина Алла в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД