Каргаполова Елена Владимировна
Конспект «Какой пушистый снег»
▼ Скачать
Конспект непрерывной образовательной деятельности
По экологии с элементами познавательно-
Исследовательской деятельности
В старшей группе
Тема: Такой белый коварный снег
Цель: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира посредством исследовательско-эксперементальной деятельности детей старшего возраста.
Задачи:
1. Формировать понимание детьми фактов, что внешне чистый и белый снег на самом деле грязный.
2. Способствовать пониманию детьми проблемы взаимосвязи загрязненного снега и здоровья человека.
Публикация «Конспект „Какой пушистый снег“» размещена в разделах
3. Развивать способность к самостоятельной исследовательской деятельности, сравнению, умозаключению, умение выдвигать гипотезы, рассуждать, находить экологически грамотное решение.
Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за снегом, сравнение - где снег чище. Беседы о здоровье детей. Чтение «Петька – микроб : про Петькиного друга Ангинку.» Г. Остер.
Методы и приемы: Исследовательский, проблемный, словесный, наглядный, репродуктивный.
Оборудование: алгоритмы, тарелочки с тремя отделениями и обозначением места сбора образца, лопатки, лупы, ведерки с образцами снега, воронки, прозрачные стаканчики, бумажный фильтр.
Области: познание, развитие речи, развитие физической культуры, социально- коммуникативное.
Ход НОД:
На экране – снеговик (анимация)
Снеговик :
- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали (ответы детей)
-Отгадайте мою загадку.
Загадка: «Зимний дождь из звездочек малышек не стучится, в дом не стучит по крыше. Дождик этот в воздухе кружится, А потом на землю скатертью ложится»
(Дети отгадывают загадку и на слайде появляется анимационная картинка – падающий снег)
Снеговик : -А я из чего сделан?
(ответы детей) Воспитатель: Снеговичок, почему ты пришел к нам в гости?
Снеговик :
- Я услышал, что есть такой детский сад «Солнышко», а в нем живут умные, веселые и добрые как лучики солнца дети. А у меня есть к вам много вопросов.
Вопросы:
• Самый главный – может ли снег нанести вред здоровью?
(введение детей в проблему и выдвижение детьми гипотез)
• Что значит быть здоровым?
• Почему мы болеем?
• Можно ли есть снег?
• Может ли быть белый снег грязным? (ответы детей)
• Какой вывод можно сделать? (даже белый снег грязный и может нанести вред здоровью.)
Снеговик :
А как же узнать где самый грязный снег, а где чище? Воспитатель: Я приглашаю тебя, Снеговик, и детей провести опыты со снегом.
Прежде чем приступить к работе, повторим правила.
(алгоритмы – на слайде).
Работать будем в парах.
Для работы в лаборатории наденем шапочки и фартуки. Помогаем друг другу.
Присаживайтесь (внести снег в ведерках). Готовы!
1. Обратить внимание на картинки на ведерках.
2. Вспомните, в каких местах мы набирали снег? (ответы детей)
3. И так в первом опыте мы выясним с вами, имеются ли в образцах снега мусор, песок. Сравним образцы снега взятые в разных местах на территории д /с и определим в каком из образцов снега грязи больше и почему.
Для опыта нам понадобиться оборудование (показ слайда опыт № 1: тарелочки с тремя отделениями и обозначением места сбора образца, лопатки, лупы, ведерки с образцами снега)
Дети по инструкции воспитателя, выполняют опыт,
делают выводы:
в снеге можно увидеть песчинки, мелкий мусор; снег более грязный в образцах взятых у дороги, у мусорного бака, более чистый – у деревьев.
Опыт №1.
ЦЕЛЬ: выяснение, имеются ли в образцах снега мусор, песок. Сравнить образцы снега взятые в разных местах на территории д /с, определить в каком из образцов снега грязи больше. Объяснить почему?
Материал: тарелочки с тремя отделениями и обозначением места сбора образца, лопатки, лупы, ведерки с образцами снега, карточки с алгоритмами.
Последовательность опыта:
1. рассмотреть алгоритм и следовать его подсказкам
2. равномерно распределить снег
3. взять лупу и поочередно рассмотреть образцы снега.
Ожидаемый результат: в снеге можно увидеть песчинки, мелкий мусор; снег более грязный в образцах взятых у дороги, у мусорного бака, более чистый – у деревьев.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, если занести снег в помещение, что с ним будет происходить? (предположения детей)
В следующем опыте мы понаблюдаем с вами за таянием снега в помещении
и определим, где снег быстрее тает (на столе или на батарее).
Для проведения второго опыта нам понадобиться оборудование
(смотреть слайд)
Дети по инструкции воспитателя, выполняют опыт №2
Когда дети разместят стаканчики со снегом в разных местах группы (на столе и на батарее, воспитатель предлагает поиграть и подвигаться
Физминутка: (Движения выполняются под музыкальный фон).
«Белые сугробы»
Белые сугробы на земле лежат (изображают сугробы руками)
Со снежком ребята поиграть хотят ( прыгают: ноги встороны - вместе)
В теплые ладошки мы снежку возьмем (наклоны и берут воображаемый снег)
Полежит немножко и катать начнем (катают воображаемый снежок)
Вот такие вышли чудо – колобки (показывают раскрытые ладошки)
Из снежинок белых - белые снежки
А теперь, ребята, их бросать пора, вот такая вышла снежная игра (приседают, имитируют бросание снежков правой- левой рукой)
Мы снежки бросаем, ловим их опять хорошо зимою, весело играть!
Воспитатель:
Теперь посмотрим что произошло со снегом в наших стаканчиках и на тарелочках?
Дети рассматривают снег и делают выводы :
Снег тает быстрее на батарее. Во время таяния снег темнеет. На растаявшем снеге присутствуют мелкие частицы земли, мусора.
Снег нельзя брать в рот, так как в нем много мусора. Это может принести вред здоровью.
Опыт №2 за таянием снега в помещении
Цель: определение, где снег быстрее тает (на столе или на батарее). Проследить, как снег меняется во время таяния, что присутствует в таком снеге. Выяснить, почему его нельзя есть.
Последовательность: рассмотреть алгоритм выполнения опыта и следовать его подсказкам.
1. объединиться парами
2. положить снег лопаткой в две тарелочки
3. равномерно распределить снег
4. один ребенок ведет наблюдение за столом за таянием снега, другой- наблюдает за снегом на отопительной батареи
5. снег периодически помешивать
6. чей снег растает быстрее, несет свою тарелочку к партнеру по опыту
7. взять лупу рассмотреть на изменения снега.
8. сравнить снег в тарелочках.
Результат: Снег тает быстрее на батарее. Во время таяния снег темнеет. На растаявшем снеге присутствуют мелкие частицы земли, мусора.
Вывод: снег нельзя брать в рот, так как в нем много мусора. Это может принести вред здоровью.
Воспитатель:
Ребята так какая вода у вас в стаканчиках ( ответы детей : грязная….)
А как вы думаете, можно ли эту воду сделать чище (ответы детей)
Я предлагаю вам провести ещё один опыт. Для этого нам понадобится оборудование (слайд – опыт №3)
Дети по инструкции воспитателя, выполняют опыт №3
Опыт №3
Очищение воды через фильтр.
Цель: дать представление о способе очистки воды с помощью простейшей фильтрации, выяснить, что произойдет, предоставить возможность увидеть грязь и мусор на волокнах фильтра.
Материал: воронка на каждого ребенка, прозрачный стаканчик, воронка, бумажный фильтр, мензурка с талой водой (снеговой,алгоритмы.
Последовательность:
1. поместить воронку в стакан
2. взять фильтр и положить в воронку
3. взять мензурку и медленно вылить в воронку часть талой воды
4. когда вода просочится через фильтр, убрать воронку
5. рассмотреть профильтрованную воду, сравнить фильтрованную воду и воду в мензурке при помощи лупы.
Вывод:
вода фильтрованная визуально чище, чем не фильтрованная. Но не пригодная для употребления в пищу.
Дети выходят из-за столов, подходят к воспитателю.
Воспитатель: Вам понравилось быть исследователями?
Что нового вы узнали?
Вот как вы много теперь узнали, расскажите Снеговику, почему нельзя брать снег в рот? (Ответы детей).
Снеговика интересует :
Почему снег в разных местах города по разному загрязнен.»
Что можно сделать, чтобы снег был чище. Подумайте?
Проблема: загрязнение окружающей среды человеком (автомобильные выхлопы, много бытового мусора и т. д.)
- Ребята, объясните пожалуйста,что такое снег? (замершая вода,капельки дождя превратились в снег)
- Назовите мне в каком состоянии может быть вода? (лед,снег, пар.)
(слайд состояния воды)
-А вы хотели бы поиграть со мной?
Игра называется «Волшебные человечки» (слайд состояния воды с человечками)
(ТРИЗ - «моделирование маленькими человечками.») лед,снег, пар.
Вы будете волшебными человечками, Я буду называть состояние воды, а вы изображать.
Снеговик : Как здорово с вами играть!
-Я многое узнал о снеге и теперь знаю где чище всего снег. Пойду я в свой лес, меня там елочки заждались, расскажу им.
А для вас я оставляю угощение – витаминки, а не снег. Будте здоровы!