Наталья Изотова
Конспект занятия «Как древние люди общались друг с другом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:1. познакомить детей со способами передачи информации древними людьмина больших расстояниях;
2. показать значение общения между людьми;
3. воспитывать любовь к языку, уважение к прародителям;
4. развивать память,логическое мышление, воображение при ознакомлении с различными видами общения;
5. раскрыть значение этапа рисуночного письма, как переломного момента в эволюции письма;
6. развивать мелкую моторику,пространственные представления.
Публикация «Конспект занятия „Как древние люди общались друг с другом“» размещена в разделах
Оборудование:Барабан, верёвочки с узелками разных цветов, «письмо» девочки Таффи,береста, пластилиновые дощечки для рисунков детей, палочки. картины с изображением пещер с «царапинами» медведей, древних людей, рисунками индейцев около костров, индейцев с барабанами и узелковыми «сообщениями»
.Ход занятия :I. Орг. момент.
Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в прошлое. Рассаживайтесь на коврике поудобнее, скоро на этом месте у нас появится машина времени. Сегодня на занятии мы узнаем, когда же появилась письменность. Было это очень-очень давно. Так давно, что даже невозможно представить, когда. В те далёкие времена на всей Земле не было ни одного дома и люди жили в пещерах. Но там жили не только люди : кого ещё можно было там встретить? Долго ли, коротко ли, но древние люди выселили древних Топтыгиных. - Давайте сядем в нашу машину времени, закроем глаза и полетим в те времена (звучит музыка,закрываются жалюзи, включается презентация с изображением пещер, затем слайд со «следами» от когтей медведей). - Теперь мы с вами древние люди. Оглядитесь по сторонам, что мы видим? - Увидев такие следы, люди
подумали, что это таинственные знаки, но оказалось, что ничего таинственного в них нет. Это были царапин, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Люди захотели тоже оставить следы на поверхности стены. Именно так представляют себе некоторые учёные начало дороги к письму. - А чем люди отличаются от животных? - Что значит «общаться»? -А как передать свои мысли, сообщить важные сведения, если человек находится очень далеко? - Что могли использовать древние люди, чтобы передать сообщение? - Использовались разные сигналы: вот, например,индейцы разводили костры, дым которых был виден очень далеко. Этот дым многое мог сообщить людям. Посмотрите на рисунки (слайд с индейцами у костра). Чем они отличаются? Да, если дым от костра не поднимается высоко, значит, враг далеко, беспокоиться не о чем. Как вы думаете, что может значить этот сигнал? (дым высоко- враг близко, тревога) - А в Африке одно племя передавало сообщение другому с помощью большого барабана -там-тама (слайд с изображением там-тама). 2 удара - приветствие,частая дробь - тревога.
А теперь посмотрите на эти ленточки (раздать ленточки с узелками). Как выдумаете, так можно общаться? (слайд с древними людьми с «узелковыми сообщениями) Что можно сообщить таким способом? Многие племена завязывали узелки разных цветов, так передавали сведения о начале войны,рождении ребёнка и других событиях. Как вы думаете, каким цветом сообщали о войне? О конце войны?
Рисуночное письмо. - Прошло время, появлялись новые способы общения древних людей. И вот уменя в руках одно из первых писем. Но оно не обычное - его нарисовала (да-да, я не ошибаюсь) давным-давно маленькая девочка Таффи. Конечно, не на бумаге, а на бересте. -Береста - это верхний слой коры берёзы.
-Вернёмся к записке. Девочка Таффи несла её маме. Что на ней изображено? -Такие рисунки древние люди оставляли везде, где бывали. По ним учёные узнали и рассказали всем о жизни в те далёкие времена. Как вы думаете, очём же здесь написано? - Почему столько разных мнений у нас появилось? -О девочке Таффи рассказал детям писатель Киплинг. Называется история «Как было написано первое письмо». Папа Таффи сломал копьё на рыбалке,попросил принести девочку новое копьё, а малышка нарисовала «записку» и передала через незнакомца маме. Все «прочитали» письмо по-своему, но когда разобрались, в чём было дело, было очень смешно. Папа сказал Таффи,что такие записки - великое открытие и придёт день, когда люди назовут его умением писать. Вот так, или почти так, появилось рисуночное письмо. Это произведение мы прочитаем с вами позже, а пока давайте вспомним, как же древние люди общались друг с другом?
Закрепление изученного материала. - Давайте и мы, как и древние люди, попробуем рассказать о чём-нибудь рисуночным письмом. Я приготовила для вас сюрприз: дощечки, на которых можно царапать палочками, как и делали наши предки. (раздаются дощечки с нанесённым тонким слоем пластилина и палочки, дети рисуют свои письма) -Давайте попробуем прочитать письмо Коли. - Правильно мы поняли (заслушиваем рассказ 3-4 детей).
Итог занятия. - Какими способами общались древние люди? - Удобны эти способы?