Светлана Кривоногова
Конспект итоговой образовательной деятельности «По следам осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итоговой образовательной деятельности по теме «По следам осени»
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
1) Повторить знания детей о явлениях живой и неживой природы осенью
2) Учить устанавливать причинно-следственные связи посредством экспериментирования, делать самостоятельно выводы.
3) Развивать умение детей находить и называть признаки и приметы осени
Публикация «Конспект итоговой образовательной деятельности „По следам осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
4) Развивать связную речь, память, внимание.
5) Воспитывать любознательность, любовь к природе, бережное отношение к своему здоровью
Методы и приё мы: решение проблемной ситуации, беседа, экспериментальная деятельность
Оборудование и материалы: колокольчик, гелевый шарик, тайное письмо, сундук, карта маршрута, кленовые, дубовые, березовые, осиновые листья, лупы, кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие (засушенные) крупные и мелкие (разной формы, семена клена, ясеня, березы, осины, корзинка для листьев, заготовка платья для Осени, мультимедийное оборудование, листики на нитке для дыхательной гимнастики
Предварительная работа:
• Наблюдение за сезонными изменениями в природе на прогулке;
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Художественное творчество и продуктивная деятельность по данной теме.
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Воспитатель
Ребята! У нас сегодня очень необычный день. Посмотрите, как много к нам пришло гостей. Давайте поздороваемся с ними.
- (воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком:
- Мой звоночек звенит, заливается,
И ребята вокруг собираются,
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и я твой друг,
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнёмся.
Скажите мне, ребята, вы любите волшебство? Да. Ну, тогда закройте глазки скажите
1,2,3 – волшебство скорей приди!
(влетает шарик, ни нитке письмо, написанной лимонным соком)
Воспитатель – ловит шарик, удивляется. Ух ты, что это?
-Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим)
-Воспитатель-это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу.
- ну и что это может быть? (предположения детей, а может это не просто чистый лист, а тайное письмо)
Воспитатель –А разве бывают такие письма?
Ответ детей –Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами (лимоном или крахмалом)
Воспитатель- А как же узнать что в нем написано?
Ответ детей- развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо.
Воспитатель - есть у нас такая водичка.
Ответ детей- Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодовой водичкой). Появляется надпись (СУНДУК)
Воспитатель - Посмотрите проявляется что-то. Удивляется, что это?
Ответ детей- (дети читают)
Воспитатель - оказывается ребята это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?
Воспитатель - (Создание проблемной ситуации.)
Дети находят сундук, открывают и достают карту, но не знают от кого она. (на дне сундука находят загадку, которая подскажет от кого карта)
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья (ОСЕНЬ)
Осень появляется на экране, обращается к детям.
Здравствуйте, дорогие ребята!
У нас с моей сестрой Зимой возник спор. Она говорит, что мне пора уходить, а ей нужно вступать в свои права. Но я с ней категорически не согласна. Ведь еще мое время не закончилось, я еще не завершила все свои дела, природа еще не готова встречать Зиму, да и я еще не приготовила свой праздничный наряд для прощального бала. Я не знаю, что делать. Как мне украсить свое платье? Подскажите, пожалуйста, закончилась осень или нет? Есть у меня еще время, или пора уходить. Только прошу вас, представьте нам убедительные доказательства, а в этом вам поможет карта, которую вы нашли в сундуке. (ее повесить на доску)
Воспитатель: Ну, что ребята, сможем мы помочь Осени?
Ответы детей (Сможем, и доказательства найдем и наряд поможем приготовить, пойдемте искать доказательства, смотрят на указания на карте
Остановка №1 (на карте изображен березовый желтый лист, написано признаки осени, дети находят на полу березовые листья, берут по листочку, каждый называет признак осени и кладет лист в корзинку).
-становиться холоднее
-солнце светит мало
-день короче, а ночь длиннее;
-на деревьях и кустах желтеют листья,
- листья опадают, начинается листопад.
-желтее, засыхает трава
-небо серое, хмурое;
-часто идут дожди;
-появляются первые заморозки
-перелетные птицы улетают на юг;
-дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
- люди надевают демисезонную одежду;
-собирают урожай овощей, фруктов и зерна;
-могут идти дожди с мокрым снегом
Воспитатель: Ребята, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру, посмотреть в интернете). Зачем мы это узнаем?
Мы узнаем, какая погода для того, чтобы правильно одеться, чтобы не простыть и не болеть. Нужно обязательно носить шапку, варежки и шарф, а еще, чтобы не болеть, нужно закаляться и кушать витамины (Лимон, апельсин, яблоки, лук, чеснок). На улице в холодную погоду нужно правильно дышать (носом, а не ртом)
Дыхательная гимнастика «Чем пахнет лист»
Дышать правильно мы научились, можем идти дальше.
На экране появляется озеро, на нем водоплавающие птицы.
(обратить внимание на то, что еще не все улетели, водоплавающие улетят только в ноябре, когда начнет застывать водоем). В ноябре начинаются морозы посильнее, на водоемах появляется лед. Как вы думаете, можно ли ходить по такому льду? (Нет, это очень опасно, можно провалиться, он еще тонкий)
Остановка №2 (на карте изображен красный осиновый лист с надписью ПРИМЕТЫ ОСЕНИ дети находят, берут по листочку, называют приметы осени, которые определяют погоду:
-Облака редкие - будет ясно и холодно.
-Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.
-Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет, а если низко-мало.
-Листья у березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней, а если снизу поздней зимы.
-Теплая осень - к долгой зиме.
-У зайцев шерсть побелела - зима близко.
-Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
- Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
-В осеннее ненастье семь погод на дворе.
-Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.
Воспитатель: Дети, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду
Остановка №3 (на карте изображен оранжевый клиновый лист, на котором написано МЕСЯЦЫ, ПЕРИОДЫ ОСЕНИ, дети находят, берут по листочку.)
-сентябрь
-октябрь
-ноябрь
-ранняя
-середина осени
-поздняя осень
-золотая осень
-бабье лето
(Работа на интерактивной доске, определить по картинкам период осени. Какие прекрасные картины мы с вами увидели, особенно красивы осенью деревья, как будто бы какой-то художник взял кисть и раскрасил их в разные цвета. Так и хочется оказаться в таком лесу. А давайте представим себе, что какой-то волшебник взял и перенес нас туда, что бы мы там делали (любовались природой, дышали свежим воздухом, играли)
Физминутка «Осенние листочки»
-А вы задумывались, зачем дереву листья? (с их помощью дерево дышит)
Проблемный вопрос:
-А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)
А для того, чтобы получше рассмотреть лист, чем надо пользоваться?
Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором — лупой или микроскопом. (Лупа, зелёные листья)
Исследование №1 строения листа с помощью лупы
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод о строении листа (У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой)
Проблемный вопрос:
«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что в листьях желтый цвет есть постоянно, но его летом не видно по причине большого количества в листе зеленого вещества хлорофилла. Сейчас мы свами проведем опыт и увидим это вещество.
Остановка №4 (на карте ЗЕЛЕНЫЙ ЛИСТ)
«Почему лист зеленый?»
Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
( Дети: На ткани появились зеленые пятна).
- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. Вырабатывается это вещество только летом, когда тепло и много солнечного света
(Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
-Почему осенью это вещество не вырабатывается?
Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым или оранжевым, красным, коричневым).
Почему листья опадают (потому, что дереву нечем их питать, с наступлением холодов у дерева сокращается количество сока, необходимого для роста дерева и листьев, поэтому дерево сбрасывает листья, спасая себя от замерзания. Все ли листья опали с деревьев сейчас? Какой можно сделать вывод (Еще не время, осень не закончилась)
Исследование №4 Что же случается с опавшими листьями?
Ответ детей (они высыхают, лежат на земле, согревают корень дерева, их используют животные для зимних укрытий)
Смотрят на карту. Ну, вот, судя по карте, мы должны заканчивать свое путешествие. Что мы можем сказать Осени, закончилась ее пора, или нет? Нет, мы видим, что не все еще в природе готово к приходу зимы, и у Осени есть еще целый месяц для того, чтобы закончить все свои дела и даже подготовить себе наряд для прощального бала, а мы ей в этом поможем, украсим ее платье разноцветными листьями, которые собрали во время путешествия.
Остановка №5 (художественная)
Украшают наряд собранными листьями (наклеивают на нарисованное платье)