Надежда Евланова
Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по стране слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной группе
Тема: «Путешествие по стране слов».
Подготовила : Воспитатель
Евланова Н. Л.
Цель: Закрепление и обобщение знаний детей по темам пройденным в учебном году.
Задачи:
Публикация «Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной группе „Путешествие по стране слов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать и корректировать внимание, память, мышление. Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы. Формировать навыки сотрудничества на занятии. Создавать положительный эмоциональный фон. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма. Воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.
Материалы и оборудование:
Карточки с буквами, цветные фишки, картинки.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня пришли гости.
Давайте с ними поздороваемся.
Дети: - Здравствуйте.
Воспитатель: - Ребята, какое хорошее слово «здравствуйте».
Кто из вас знает, что означает это слово?
(Ответы детей)
Артикуляционная гимнастика
1. Упр. «Улыбка», 2. Упр. «Трубочка», 3. Упр. «Заборчик» (2р.)
Упражнение на дыхание «Какой красивый цветок»
(Дети встают, выполняют упражнение)
(Садятся на свои места)
Воспитатель: - Ребята, для чего нам нужны слова?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Я вам сейчас прочту стихотворение про слова, а вы внимательно послушайте.
Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть кислое слово – лимон,
Есть слово с окошком – вагон,
Есть слово колючее – Ёжик,
Есть слово упрямое – цель,
Есть книжное слово – страница,
Есть слово лесное – синица,
Есть слово пушистое – снег,
Есть слово веселое - смех.
Воспитатель: - Дети, назовите «сладкие слова»
(конфета, мороженное, торт, пирожное)
- Назовите «быстрые слова»
(ракета, самолет, поезд)
- Назовите «колючие слова»
(ёжик, иголки, ель, гвоздь, шило)
- Назовите «вежливые слова»
(«спасибо»)
- Назовите «важны слова»
(«Родина», «мир»)
- А «школьные слова» можете назвать?
(школа, класс, учитель, ученики)
Воспитатель: - Вы сейчас назвали очень много разных слов по звучанию, и по значению.
- Слова могут одинаково звучать, но обозначать разные предметы.
- Я вам сейчас буду называть разные слова, а вы попробуйте найти разные значения этих слов.
Труба (на крыше) – труба (муз. инструмент)
Кран (подъемный) – кран (из которого течет вода)
Воспитатель: - А бывают слова разные по звучанию, но они обозначают одни и те же предметы. Пример: Глаза – очи.
Воспитатель: - Варежка – (дети) - рукавица
Воспитатель: - Градусник – (дети) - термометр
Воспитатель: - Молодцы!
Физ. Минутка «Бабочка»
Воспитатель: - Ребята, а еще слово можно изменить заменив всего одну букву.
- Было одно слово, обозначало что-то одно, а заменили букву, получилось совсем другое слово.
Игра «Волшебники» (с карточками).
- Ребята, предлагаю вам игру «Волшебники».
- Будем превращать одни слова в другие.
- У вас на столе лежат карточки с буквами. С помощью этих карточек выкладываем слово ЛОДКА. (дети выполняют задание) - Затем замените в слове одну букву так, чтобы то в чем плавают, превратилось в то, чем едят (ЛОЖКА)
- Теперь с помощью карточек с буквами выкладываем слово БАРАН. Затем замените в слове одну букву так, чтобы из слова которым называется животное – Баран, получился сладкий фрукт (БАНАН)
Воспитатель: - Ребята, если из некоторых слов убрать всего одну букву, то получится совершенно новое слово.
(На доске воспитатель пишет слово «КРОТ» (картинка)
- Вам нужно убрать одну букву из слова так, чтобы подземный житель превратился в часть лица. (Рот (картинка)
Воспитатель:- Откройте коробочки с фишками.
- Для чего мы с вами используем цветные фишки на занятиях?
(Ответы детей)
- На какие две группы делятся все звуки? (Ответы детей)
- Какие бывают согласные? (Ответы детей)
- Расскажите, какие звуки мы обозначаем красной фишкой? (ответы детей)
- Синей фишкой? (ответы детей)
- Зеленой фишкой? (ответы детей)
- А для чего нам фишка черного цвета? (ответы детей)
Воспитатель: - Дети, с помощью фишек выкладываем слово «Крот» на столе. (дети выполняют задание)
- Какой первый звук в слове крот? (Ответы детей)
- Какой последний звук в слове крот? (Ответы детей)
- Чем отличается звук от буквы? (Ответы детей)
- Молодцы, справились с заданием!
Физ. Минутка «Наши красные Цветы»
Воспитатель: - Ребята, как можно определить, короткое или длинное слово?
(Ответы детей)
- Предлагаю вам игру: «Назови свое имя».
- Я каждого из вас буду называть по имени, вы должны назвать свое имя длинным словом. (Варя – Варенька и т. д.)
Воспитатель: - Ребята, как еще мы с вами можем определить сколько слогов в слове? (Ответы детей)
(Сколько в слове гласных, столько и слогов)
Воспитатель: - Молодцы!
Воспитатель: - Дети, как называются слова, состоящие из одного слога и имеющие одну гласную? (Односложные слова : дом, кот, свет нос и т. д.)
Воспитатель: - Дети, как называются слова, состоящие из двух слогов и имеющие две гласные (Двусложные слова : арбуз, кукла, туча, шары и т. д.)
Воспитатель: - Как называют слова, состоящие из трех слогов и имеющие три гласные? (Трехсложные слова : барабан, дорога, собака и т. д.)
Воспитатель: - Дети, назовите двусложные слова, состоящие из открытых слогов. ( Подсказки в виде картинок : Вата, вода, дети, зубы и т. д.)
(Ответы детей)
Воспитатель: - А теперь назовите двусложные слова с закрытым слогом.
(банан, лимон, петух)
(Ответы детей)
Воспитатель: - Ребята, что еще вы можете рассказать о словах, какие они бывают? (ответы детей)
Воспитатель: - Какие слова называются родственными?
Дети: - Родственные слова – это слова, которые имеют один корень и близки по смыслу.
Д/и «Подбери слово»
Воспитатель: - Подберите родственные слова к слову «Цветник»
(Цветы, цветик, Цветок)
- Подберите родственные слова к слову «Рыбак»
(Рыба, рыбка, рыбный)
- Подберите родственные слова к слову «Лес» (лесник, лесной, лесок)
Воспитатель: - Молодцы!
Воспитатель: - Ребята, что означают слова – антонимы?
( противоположные по значению: Старый – новый.)
Игра Д/и «Скажи наоборот».
Воспитатель: - Ребята, подберите антонимы к слову : Радость (печаль, Добрый (злой, Свет (тьма, Большой (маленький, Высокий (низкий, Мягкий (твердый, Холодный (горячий, Длинный (короткий) и т. д.
Воспитатель: - Молодцы!
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы повторили много того, чем занимались с вами на наших занятиях.
- Вы старались, и хорошо отвечали.
- Все большие молодцы!
- Наше занятие подошло к концу.
- Давайте скажем волшебные слова нашим гостям на прощание:
Дети: - Спасибо! До свидания! Удачи! Хорошего настроения!