Получи документы

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Жилище казаков и обереги» (8 фото)

Наталья Кондратова
Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Жилище казаков и обереги»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: ознакомление и приобщение детей дошкольного возраста к истории и народной культуре донского края.

Задачи:

- Закрепить знания о жилищах казаков.

- Приобщить детей к традициям казачьей культуры, к истокам народного творчества.

- Развивать трудовые навыки при изготовлении обережной куклы «Веселички», развивать мелкую моторику пальцев.

- Воспитывать чувство радости и удовлетворения от процесса самостоятельного труда.

Публикация «Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы „Жилище казаков и обереги“» размещена в разделах

Ход ЗАНЯТИЯ:

Дети входят в группу. Их встречает воспитатель в казачьем костюме. Группа оформлена в стиле казачьего быта.

Воспитатель: Здорово дневали, казачата!

Дети: Здорово, хозяюшка!

Воспитатель: Посмотрите, как необычно выглядит наша группа. Сколько здесь интересных, незнакомых вещей. Какие замечательные макеты домов стоят на столах. А всё это неспроста. Сегодня мы поговорим о доме.

Как вы думаете, сколько значений имеет слово «дом»?

(Ответы детей)

Воспитатель: Всё, что вы сказали верно. Но ещё, ребята, домом можно назвать нашу Родину - донской, казачий край. Вы знаете, почему он так называется?

(Ответы детей)

Воспитатель: Давайте-ка, сядем в тесный кружок, посидим рядком, поговорим о донском крае, да о том, как жили предки наши - казаки.

(Дети присаживаются на подготовленные скамейки).

Ребята, мы с вами потомки казаков, а кем же были казаки?

(Ответы детей)

Воспитатель: Верно, они были воинами – защищали Родину от захватчиков. Казак - это вольный человек, защитник.

С тех времён, когда жили на донской земле наши предки казаки, многое изменилось, но мы их потомки и храним обычаи и традиции сложившиеся много – много лет назад.

Коли казак – это воин, то и жилье должно быть у него такое, чтобы можно было быстро построить и если, что не жалко бросить.

Первыми домами казаков стали землянки. Ребята покажите, пожалуйста, макет землянки и расскажите, как её строили.

Ответ ребё нка: (Показывает макет) Строили землянки так: в земле рыли глубокую яму и обставляли её камышом. Камыш закрывали звериными шкурами. Из камней делали очаг, для согрева и приготовления пищи. Землянки накрывали ветками и камышом. Снаружи такое жилище было не приметным для врагов.

Воспитатель: Позднее жилища казаков изменились. Казаки стали строить хаты. Кто желает показать макет хаты и рассказать о её строительстве?

Ответ ребё нка: (Показывает макет) Такое жилище было без фундамента, стены - из глины. Крыша крылась камышом или соломой. Но хаты были непрочными, т. к. при разливе их размывало водой, и казаки стали строить более добротные дома - курени.

Воспитатель: А, что значит название дома – курень?

Ответ ребё нка: Курень, переводится с татарского языка как «круглый», но это не значит, что само здание было круглое. Просто по всему куреню можно было пройти кругом, от печки и до печки, т. к. из одной комнаты выходила дверь в другую.

Воспитатель: Правильно, но курени были разные. Чем они отличались друг от друга?

Ответ ребё нка: Одни курени были двухэтажные, другие одноэтажные.

Воспитатель: От чего это зависело строительство куреней?

Ответ ребё нка: Строительство куреней зависело от места жительства. Казаки, которые жили у реки, ставили двухэтажные курени.

Воспитатель: Покажите, пожалуйста, макет двухэтажного куреня.

(Дети показывают макет двухэтажного куреня).

Воспитатель: Рассмотрим внимательно первый этаж. Как вы думаете, какие природные материалы были использованы при его строительстве и почему?

Ответ ребё нка: Первый этаж ладили из камня, т. к. при разливе реки он оказывался в воде, а камень не размокал как глина, и не гнил как дерево. На первом этаже никто не жил, его использовали как кладовую для хранения продуктов и других вещей, необходимых в хозяйстве.

Воспитатель: Молодцы казачата! Всё верно гутарите, всё знаете. Теперь расскажите, какие материалы были использованы при строительстве второго этажа.

Ответ ребё нка: Второй этаж ладили из глины или дерева. Окна с деревянными ставнями, вокруг дома деревянный балкончик-балясник. Для того, чтобы в жаркий летний день отдохнуть. При разливе реки по нему можно было ходить, также балясник служил причалом для лодки и местом для её хранения. Крышу крыли камышом, а казаки, которые были богаче черепицей, т. к. камыш легко загорался, и его очень трудно было тушить.

Воспитатель: Верно, поэтому казакам было запрещено ставить курени рядом.

Ребята, покажите макет одноэтажного куреня, да расскажите, где же строили такие жилища.

Ответ ребё нка: Казаки, живущие подальше от реки, там, куда воды Дона не доходили, строили одноэтажные курени, на невысоком фундаменте из глины и дерева. Фундамент делали из камня. Крышу крыли камышом, иногда соломой. Казаки обычно красили свои курени в синий и жёлтый цвета. Это были их излюбленные цвета, так как жёлтый цвет символизировал - степь, а синий – воду.

Воспитатель: А чем занимались казаки?

Ответ ребё нка: Одни казаки были воинами – защищали Родину от захватчиков. Другие занимались домашним хозяйством, сеяли хлеб, выращивали скот, строили дома.

Воспитатель: А, как вы думаете, легко ли было строить курени?

Дети: Нет! Воспитатель: Поэтому, если в хуторе кто-то задумал построить курень, то на помощь приходили все родственники и просто желающие помочь. Глину месили ногами, а если замес был большой, то в него загоняли несколько лошадей и водили по всему замесу, т. е. месили глину. Одному человеку и даже всей семье с таким нелёгким трудом справиться было не под силу.

Ребята, жилища бывают разные. Но объединяет их одно - желание каждого человека, чтобы его дом был местом утешения, покоя и безопасности. Наши предки Донские казаки защищали себя и своих близких от стихийных бедствий, проникновения недобрых людей и злых сил оберегами.

Ой! Я же совсем забыла, об оберегах вам хотел рассказать наш Казачок – Групповичок. Не удивляйтесь. Он живёт в нашей группе очень давно, только нам не показывался. А теперь решил познакомиться, да, наверное, застеснялся и спрятался где-то. Пойду и позову его.

(Звучит народная казачья песня. Воспитатель переодевается в Казачка – Групповичка»)

Раздаётся покашливание, входит Групповичок с корзиной.

Групповичок : Здорово дневали, казачата!

Дети: Здорово!

Групповичок : Я - Казачок - Групповичок и живу в этом детском саду со дня его основания. Слышал я, что вы здесь обсуждаете. Об оберегах гутарите.

Вы знаете, что такое оберег?

(Ответы детей)

Послушайте, как я произнесу это слово: о-б-е-р-е-г - это значит оберегать, защищать.

Обереги – это предметы приносящие благо, оберегающие дом и хозяев от разного рода напастей.

В давние времена обережными знаками покрывалось все. Это и резные украшения на окнах, крылечках; (обращает внимание детей на предметы украшения группы) роспись посуды, вышивка на рушниках, наволочках, платках, кисетах - все эти узоры, самые настоящие обереги, защищавшие человека от всяких неприятностей.

Даже чтобы поставить курень, в котором семья будет счастлива, нужно было правильно выбрать участок. При его закладки под углы клали – клочок шерсти, перья, воск, волос конской гривы (чтобы в хозяйстве водились, у порога зарывали глиняный горшок со злаками и бобовыми (к урожаям богатым).

(Вытаскивает из корзины подкову)

В курене у казаков у дверей вешали подкову. Подкова вешалась концами вверх для удержания благополучия семьи, вниз - чтобы из семьи ушли беды. Вешать нужно на один гвоздь и больше не перемещать.

Обычно подкова была металлическая, но были и изготовленные и украшенные своими руками.

(Вытаскивает из корзины "домовушку")

На кухонный стене, подальше от постороннего глаза вешали «Домовушку» - обережный веник. Хотите иметь достаток - повесьте оберег метелкой вверх. А чтобы уберечь семью от ссор и дурного глаза вниз.

Домовушка служила местом для укрытия домового, хозяина дома. Все верили, что благополучие жилища зависело от почтительного отношения к нему.

(Вытаскивает из корзины обережную куклу)

Были на Дону и куклы - обереги, на сытость и достаток семьи, от недоброго человека, для бодрости духа. Обережными куклами не играли. Они хранились в укромном месте, подальше от людских глаз.

О куклах- оберегах сочиняли сказки, в которых они являлись волшебными помощницами: охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы. Таких кукол любили, берегли, передавали по наследству.

Ох, засиделись, заслушались! А, чтобы ваши руки не знали скуки, пора их работой потешить. Мы займёмся изготовлением обережной куклы «Веселичка».

Прежде чем заняться делом, давайте разбудим наши руки.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Молоточком я стучу,

Дом построить я хочу,

Строю я высокий дом,

Буду жить я в доме том.

Групповичок : Теперь присаживайтесь за столы и принимайтесь за работу. Поможет вам алгоритм изготовления обережной куклы.

(Дети работают, Групповичок им помогает)

Групповичок : Недаром в народе говорится:

Не то дорого, что шито золотом,

А то дорого, что добрым мастером изготовлено.

Вот таки добрыми мастерами сегодня стали вы.

Наши обереги готовы.

Помните, обереги - способны приносить удачу, оберегать уют вашего дома. Но самое главное – вы должны быть порядочными, отзывчивыми, честными людьми и тогда удача не покинет вас. Доброго здоровьица вам, казачата!

Дети: До свидания!

(Звучит казачья песня. Воспитатель переодевается и входит в группу)

Воспитатель: Ребята, к сожалению, я так и не смогла найти своего гостя. А, что это у вас в руках?

(Ответы детей).

Воспитатель: Кажется, я догадалась - это Групповичок – проказник специально меня запутал. Ну что же, казачата, с оберегами вы познакомились, куклу «Веселичку» изготовили – значит пора нам и занятие заканчивать.

Обратите внимание на эти лепестки. Выберите, пожалуйста, тот лепесток, который соответствует вашему настроению:

- красный – замечательное настроение;

- оранжевый – хорошее настроение;

- зелёный – грустное настроение;

- чёрный – унылое настроение.

Дети выбирают из множества лепестков, лежащих на столе нужный. Из лепестков создают цветок. (Количество лепестков каждого цвета по количеству детей)

Глядя на наш цветок, можно сделать вывод, что и у всех вас замечательное настроение.

ВОПРОСЫ В КОНЦЕ ЗАНЯТИЯ

1. Что нового вы узнали на занятии?

2. Что больше всего понравилось вам на занятии?

3. Для чего мы делали обережных кукол?

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Жилище казаков и обереги»
Фото «Жилище казаков и обереги»
Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы - фото
Цель ознакомление и приобщение детей дошкольного возраста к истории и народной культуре донского края Задачи Закрепить знания о жилищах казаков Приобщить детей к традициям казачьей культуры к истокам народного творчества Развивать трудовые навыки при изготовлении обережной куклы Веселички развивать мелкую моторику пальцев Воспитывать чувство радости и удовлетворения от процесса самостоятельного труда
Публикации по теме:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Данная практическая деятельность - «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам.

Календарно-тематическое планирование работы с детьми 6–7 лет в кружке «Донские казачата»Календарно-тематическое планирование работы с детьми 6–7 лет в кружке «Донские казачата» Перспективно-тематический план работы кружка «Донские казачата» для детей 6-7 лет руководитель Гугуева Галина Николаевна Михайлов.

Автор публикации:
Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Жилище казаков и обереги»
Опубликовано: 8 декабря 2014 в 00:25
+43Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Жилище казаков и обереги»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кондратова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД