Елена Маракова
Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Математика — царица всех наук»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить знания и закрепить умения детей по пройденному материалу.
Задачи: продолжать учить работать коллективно, сообща; воспитывать желание прийти на помощь; продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10; закрепить: счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке; умение называть дни недели и «соседей» дня; развивать слуховое внимание и координацию движений; логическое мышление детей; совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости; умение быстро ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова: спереди, сзади, слева, справа, сверху, внизу.
Публикация «Конспект итогового занятия в подготовительной группе „Математика — царица всех наук“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Итоговые занятия
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативные, познание, художественно – эстетическое творчество.
Предварительная работа: занятия по математике, индивидуальная работа, наблюдения за строительством дома на прогулке, дидактические игры: «Составь пейзаж», «Построй дворец», «Придумай сказочную птицу»; дидактические игры: «Живая неделя», «Ручеек», «Что, где?», «Покажи животное» или «Кто внимательный», «Числовые домики».
Материалы : 2 письма (и посылка) Царицы Математики, геометрические фигуры разных цветов и размеров; лист А 4; клеящие карандаши; счетные палочки; наглядный материал для решения арифметических задач; мяч; буквенно-числовые карточки от 1 до 10;медали.
Ход занятия:
Воспитатель: «Ребята, какое у вас сегодня настроение?
( Ответы детей: радостное, веселое, задорное, шутливое, чудесное, прекрасное, хорошее, игривое, смекалистое, весеннее и т. д.) давайте с нашими гостями поделимся хорошим настроением…»
Воспитатель: «Придя сегодня в детский сад меня встретил сторож и передал вот эту шкатулку, ее прислала нам наша старинная знакомая, сама Царица Математика, вот, послушайте, что она пишет». Читает письмо.
Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
1. Письмо Царицы Математики :
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: разрушил геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знает цифр. Этот двоечник испортил узоры из счетных палочек, решил задачи с ошибками! Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь. Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности Ваш друг Царица Математика».
Воспитатель: «Ну, что, ребята, поможем Царице Математике навести порядок в ее математическом царстве-государстве?»
Дети: «Да, да, поможем!»
Воспитатель: «Но попасть в это царство совсем не просто, для этого нужно пройти через волшебный математический портал. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!»
Прохождение портала.
Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.
Ход: Дети садятся на стульчики и по очереди отвечают на вопросы воспитателя:
1. Сколько ушей у двух кошек? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько лап у двух собак? (8)
7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9)
Воспитатель: «Молодцы, ребята! вы успешно прошли через портал, и теперь мы с вами в математической стране. А вот и первое задание: перепутаны дни недели, нам нужно их построить друг за другом в нужной последовательности. Для этого вам понадобятся карточки».
Дидактические игры: «Живая неделя», «Назови соседей».
Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели; называть «соседей» дня.
Материал : семь картонных листов размером А5.
Ход: семь карточек перепутаны на столе. Дети берут по одной карточке.
Воспитатель обращается к детям: «Неделя, стройся!»
Выстраиваются в указанном порядке.
Воспитатель: «Назовите свой день недели!»
Называют свой день недели.
Дети, которым не хватило карточек, по очереди обращаются к «неделе». Например: «вторник, топни ногой! Назови своих соседей (понедельник, среда); Пятница, хлопни в ладоши! Назови своих соседей (четверг, суббота); Воскресенье, подпрыгни! Назови своих соседей (суббота, понедельник); Суббота, помаши рукой! Назови своих соседей (пятница и воскресенье)».
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Сейчас нам предстоит расселить жителей по квартирам и вспомнить, как мы составляем число 10 из двух чисел».
Задание «Рассели жителей по квартирам»
Цель: закреплять знания детей о составе числа 10.
Материал : числовые карточки от 1 до 10 в двух экземплярах, магнитная доска.
Ход: Воспитатель предлагает детям расселить в домик жителей, так чтобы образовать вместе заданное число 10 из двух чисел, например:5 и 5, 3 и 7, 6 и 4, 8 и 2, 9 и 1.
Воспитатель: «Молодцы ребята! Вспомнили, из каких чисел состоит число 10
Воспитатель: Прежде чем выполнить следующее задание пройдем на свои рабочие места и проведем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастка «Есть у нас игрушки»
Есть у нас игрушки: (хлопки)
Пластмассовые погремушки, (встряхивают кулачки)
Мишка мягкий меховой, (сжимают и разжимают пальцы)
Мяч резиновый цветной, (делают шар из пальцев)
Кубик деревянный, (показывают квадрат)
Солдатик оловянный, (руки сложить в круг перед собой)
Шарик легкий надувной, (руки сложить в круг перед собой)
Я люблю играть с тобой, (Хлопают в ладоши)
Игровое задание со счетными палочками.
Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух, выкладывать из счетных палочек узоры; видеть и называть фигуры, составляющие узоры.
Материалы : счетные палочки.
Ход: воспитатель дает детям задание:
1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).
2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).
3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).
4. Постройте фигуру, у которой 2 острых угла и 2 тупых (ромб).
5. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник).
6. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник).
7. Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника. Какая фигура получилась? (ромб).
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием! А теперь проверим, кто из вас самый ловкий и внимательный».
Игра «Что, где?»
Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, различать правую и левую стороны, употреблять слова и предлоги (справа, слева, впереди, позади; над, под, между); развивать ловкость, быстроту реакции.
Материал : мяч.
Ход: игра проходит в кругу с мячом. Воспитатель берет мяч, бросает одному из детей и спрашивает: «Что справа от тебя?» Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и становится ведущим.
Вопросы детям: «Что у тебя над головой? Кто впереди тебя? Что позади тебя? Кто слева от тебя? Кто справа от тебя?». И т. д. Игра проходит в быстром темпе.
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием! А теперь снова в путь. Нам предстоит решить арифметические задачи».
Составление и решение арифметических задач.
Цель: закреплять умение детей составлять простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, записывать решение в виде примеров, самостоятельно выбирая нужный знак («плюс» или «минус).
Материал : наглядный материал для решения арифметических задач за столом, счетный материал.
Ход: воспитатель раздает демонстрационный материал и задает тему : «Составьте задачу про грибы» (цветы, ягоды, геометрические фигуры, и т. д.).
Воспитатель: «Ребята, скажите мне из каких трёх частей состоит задача». (условие, вопрос и решение)
8-5 – на улице гуляли 8 цыплят, 5 убежали. Сколько стало цыплят?
7+2 – мама купила 7 яблок, подумала и решила купить ещё 2 яблока. Сколько всего яблок?
10-5 – было всего 10 кубиков, Маша 5 кубиков забрала. Сколько кубиков осталось?
4+5 – у Тани 4 цв. карандаша и 5 цв. ручек. Сколько всего?
Дети самостоятельно записывают решение задач и объясняют, почему поставили «плюс» или «минус»
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с трудным заданием! А теперь вам предстоит проверка на слух и внимание».
Игра «Кто самый внимательный»
Цель: закреплять умение детей воспринимать задание на слух (количество хлопков, сопоставлять действия со словами; развивать внимание и быстроту реакции.
Ход: воспитатель объясняет детям правила игры, на один хлопок дети ходят по комнате, на два хлопка – встают в позу аиста, на три хлопка – в позу лягушки. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся, т. е. самый внимательный.
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! А сейчас вам предстоит стать строителями. Разрушился целый город, который состоит из геометрических фигур, но мы его восстановим. Давайте вспомним, какие геометрические фигуры вы знаете, так как вам предстоит восстановить математический город».
Дети: Ромб,.квадрат, прямоугольник, трапеция и т. д.
Задание «Построй город из геометрических фигур»
Цель: закреплять умение составлять коллективную аппликацию в виде города из геометрических фигур; работать сообща, быстро и аккуратно наклеивать фигуры, создавая из готовых форм изображения, домов, транспорта, деревьев и т. д.
Материал : лист А 4, геометрические фигуры из цветной бумаги разных форм и размеров, клеящие карандаши.
Ход: дети выполняют аппликацию на листе из геометрических фигур, т. е. «восстанавливают» разрушенный город: дома, деревья, транспорт. Работа проходит в быстром темпе.
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы оказались замечательными строителями. Ожила математическая страна! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное. Вам нужно выложить числовой ряд от 1 до 10. Если вы правильно расставите числа, то узнаете волшебное слово и сможете его прочесть, это и будет выход из волшебной математической страны».
Прохождение портала на выход из волшебной страны.
Цель: закреплять умение детей выкладывать числовые карточки в прямом порядке (от 1 до 10) и обратном (от10 до 1, читать по слогам.
Материал : буквенно-числовые карточки, на которых с одной стороны цифры (от 1 до 10, а с другой – буквы.
Ход: карточки лежат на ковре в хаотичном порядке цифрами вверх. Дети по очереди подходят и берут по одной карточке, выкладывая числовой ряд в прямом порядке (от 1 до 10, после чего воспитатель просит детей закрыть глаза и переворачивает карточки на другую сторону. Дети читают слово которое получилось (на обратной стороне написано слово «Математика»).
По просьбе воспитателя дети хором по слогам читают «пароль» и «возвращаются» домой.
Воспитатель: «Ну вот мы и дома, в детском сад. Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?»
Дети: «Совсем нетрудно, а даже интересно!»
Стук в дверь: «Вам письмо с посылкой».
Воспитатель: «Большое спасибо. Кто бы это мог быть?»
2. Письмо Царицы Математики : «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли математическую страну, вы создали прекрасный город из геометрических фигур, он стал лучше прежнего. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок.
Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично, вручаются медали! Надеюсь, они вам понравятся».
Воспитатель зачитывает детям письмо, в котором Царица Математика благодарит детей за оказанную помощь и в качестве награды присылает им медали».
Воспитатель: «Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь математической стране и ее жителям. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там много интересного».
Итог занятия.
Воспитатель вручает детям медали.