Екатерина Васина
Фестиваль педагогического мастерства «Школа математических наук». Лэпбук «Математика в литературе»
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках фестиваля педагогического мастерства "Школа математических наук", проходившего 14 мая 2019 года, мною был представлен лепбук "Математика в литературе". Я разработала и изготовила собственноручно для детей старшей группы МДОУ "Детский сад "Веснушки" п. Дубки Саратовского района Саратовской области" дидактические игры и пособия по теме «Математика в литературе».
Публикация «Фестиваль педагогического мастерства „Школа математических наук“, Лэпбук „Математика в литературе“» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Литературная деятельность
- Лэпбук по теме «Школа», «Скоро в школу»
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Лэпбук по математике
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» май 2019
Математика – является одним из наиболее трудных учебных предметов, но если приобщение к этому предмету будет в игровой и занимательной форме, с использованием художественной литературы и устного народного творчества. Это поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать программу. А включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на занятиях.
Дидактические средства - это орудия труда педагога и инструмент познавательной деятельности детей. Назначение дидактических средств - наглядно, доступно и понятно объяснить математические понятия детям. Ведущей педагогической идеей моего опыта является создание эффективных условий для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр в разного рода видах деятельности детей.
Целью работы является: продолжить учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов, разбивать множества на части и воссоединять их, учить считать до 10, сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств, отсчитывать предметы из большего количества по образцу и заданному числу, совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10, считать предметы на ощупь, продолжить формирование представления о равенстве, упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между ними, формы, их расположения. Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины или толщины (высоты, ширины, систематизировать их, располагая в возрастающем (убывающем) порядке по величине. Развивать глазомер, умение находить предметы выше (ниже, длиннее (короче, шире (уже, толще (тоньше) образца и равные ему. Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении находить предметы одинаковой и разной формы. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (сверху-внизу, спереди-сзади, ориентироваться на листе бумаги.
Детство невозможно представить без потешек, считалок, загадок, сказок. Поэтому приобщение к математике через использование художественной литературы, устного народного творчества помогает ребенку быстрее и легче усваивать образовательную программу, вызывает у него наибольший интерес. Поскольку я работаю в старшей группе детского сада, то с учетом возраста и интересов детей, за основу были взяты сказки.
Диапазон опыта представлен различными видами дидактических игр с использованием художественной литературы, которые используются как в организационно образовательной деятельности, в образовательной деятельности в режимных моментах, так и в самостоятельной деятельности детей, как в групповой, так и в индивидуальной работе. Дидактические игры пронизывают весь процесс развития, воспитания и обучения дошкольников. Это позволяет обеспечить оптимальные условия формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.
На основании наблюдений за детьми, изучении литературы по математическому развитию детей, обобщении педагогического опыта, анализа данных мониторинга, мною были разработаны дидактические игры по ФЭМП с использованием художественной литературы, в соответствии с возрастом детей и ориентированные на уровень их умственного развития.
Необычность преподношения заданий заставляет детей думать, действовать. Большое внимание обращается на самостоятельность детей.
Сложность в разработке таких заданий состоит в том, чтобы правильно подобрать программный материал и увязать его с сюжетом сказки, разумно и рационального использовать наглядный материал.
В дидактической игре «Путешествие колобка» детям предлагается отправиться в путешествие с главным героем, предварительно вспомнив содержание сказки, далее взрослый дает инструкцию «Колобок покатился на две клеточки вправо, затем на три клеточки вниз, где он оказался». Данная игра направлена на развитие пространственной ориентации, является своеобразным математическим графическим диктантом.
Дидактическая игра «Математические пазлы» направлена на систематизацию знаний детей чисел от 1 до 10, закрепляет навыки счета в пределах 10, способствует развитию логического мышления. Для того, чтобы получилась картинка из сказки, ребенку необходимо собрать полосочки с цифрами по порядку.
Дидактическая игра «Сравни героев сказки «Теремок» направлена на формирование умения сравнивать изображение героев сказки, соизмеряя их по признаку величины – высоте, способом наложения. Цель этой игры - установить отношения путем сопоставления по наглядным моделям
Дидактическая игра «Назови сказку» направлена на формирование счетных умений, развитие внимания. В ходе игры игрок выбирает их 10 предложенных картинок, изображающих персонажи сказок, ту, в названии сказки которой присутствует число, указанное на карточке.
Дидактическая игра «Волшебная яблоня» создана по мотивам сказки Сутеева «Мешок яблок», направлена на совершенствование умений понимать смысл пространственных отношений (сверху-снизу, справа-слева, развивать умения отсчитывать предметы – яблоки в переделах 10.
Необычность преподношения заданий заставляет детей думать, действовать. Большое внимание обращается на самостоятельность детей.
Сложность в разработке таких заданий состоит в том, чтобы правильно подобрать программный материал и увязать его с сюжетом сказки, разумно и рационального использовать наглядный материал.
С младшей группы очень полюбилась детям и активно используется сейчас дидактическая игра «Чудесный мешочек», с геометрическими фигурами. По мере взросления детей правила игры усложняются, вводятся новые по форме геометрические фигуры.
Благодаря разнообразию математических дидактических средств мне удалось привлечь интерес даже у самых несобранных детей. В начале их увлекали только игровые действия, а затем у детей стал пробуждаться интерес и к самому предмету обучения.