Оксана Бондаренко
«Осень». Конспект итогового занятия с детьми средней и старшей групп
▼ Скачать + Заказать документы
Материал к занятию : мнемотаблица «Осень», картина Левитана «Золотая осень», Волкова «Октябрь», Бертгольца «Осень», аудиозапись Чайковского «Времена года».
Предварительная работа: Наблюдения в природе, чтение стихов
Программное содержание: закреплять и расширять словарь детей по теме «Осень»; совершенствовать грамматический строй речи; упражнять детей в умении рассказывать об осени с использованием наглядного пособия, связно, в логической последовательности; формировать умение интонационно-выразительно рассказывать стихотворение; прививать любовь к живописи, рассказов об осени, рассматривание иллюстраций по теме «Осень», разучивание стихотворений, пословиц, поговорок.
Публикация «„Осень“, Конспект итогового занятия с детьми средней и старшей групп» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Словарная работа: подбор прилагательных к существительным, употребление антонимов.
Ход занятия
1. Организационный момент, составление рассказа про осень.
- Ребята, я получила звуковое письмо, и чтобы ответить на него мне нужна ваша помощь. А для начала, мне бы хотелось, чтобы вы тоже послушали это послание.
Звучит аудиозапись: «Здравствуйте, жители планеты Земля! Мы живем на далеком Марсе. Однажды, пролетая над вашей планетой, мы увидели, как прекрасна ваша Земля, какая на ней природа. Мы слышали, что у вас сейчас осень, а что это такое мы не знаем. Нам это очень интересно, ведь у нас на планете такого не бывает. Пожалуйста, опишите подробно это время года».
- Оказывается, на других планетах нет такой природы и такого времени года, как осень, поэтому сейчас вы расскажете про осень очень подробно, старайтесь употреблять длинные предложения, называть все признаки, чтобы рассказ получился красивым и понятным для тех, кто не знает, что такое осень.
Выставляется мнемотаблица «Приметы осени» и дети цепочкой составляют рассказ об осени.
2. Дидактические упражнения.
Упражнение "Ответь на вопросы" в образовании прилагательных от существительных.
День, когда идет дождь, какой? -. (дождливый)
День, когда дует ветер, какой? -.
Дождик, который идет осенью, какой? -.
Погода, когда часто идут дожди, какая? -.
Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? -.
Погода, которая бывает осенью, какая? -.
. Упражнение "Найди ошибки" на развитие слухового внимания.
Определи, чего не бывает осенью.
- Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
- Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
- Набухают почки, распускаются листья.
- Люди собирают урожай овощей и фруктов.
- Дикие животные не делают запасы корма.
. Упражнение "Скажи наоборот" на употребление антонимов.
Летом солнце яркое, а осенью.
Летом небо светлое, а осенью.
Летом день длинный, а осенью.
Летом тучи ходят высоко, а осенью.
Летом люди растят урожай, а осенью.
Летом деревья стоят одетые, а осенью.
Упражнение "Правильно - неправильно" на развитие понимания причинно-следственных связей.
Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь, потому что я взял зонт.
Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила, потому что птицы улетели на юг.
3. Чтение стихотворений
- Ребята, вам нравится осень? Почему? (Ответы детей).
- Действительно, осень очень переменчива. Она бывает веселой и грустной, солнечной и пасмурной, с дождиком и мокрым снегом, с холодным ветром и заморозками. Но мы все равно любим осень за щедрость, за красоту, за редкие, но славные теплые денечки. Именно осени многие люди посвящали свои произведения: художники- картины, композиторы – музыку, поэты – стихи. У многих поэтов осень вызывала вдохновение. Творческий человек в момент вдохновения способен создавать истинные щедевры, которые нас восхищают, удивляют, радуют, тревожат. Я объявляю «Поэтическую минутку», где услышим, как поэты описывают осень в своих стихотворениях.
Дети выразительно читают стихотворения Е. Трутневой «Листопад», И. Бунина «Осень», А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…».
4. Динамическая пауза.
- Великий композитор Чайковский наблюдал за падающими пожелтевшими листочками, подхваченными ветром, и музыка сама собой пришла на ум. Сейчас мы представим, что вы осенние листочки, которые кружат в своем последнем танце.
Динамическая пауза под музыку Чайковского – свободный танец с листочками.
5. Рассматривание пейзажей.
- А сейчас мы рассмотрим несколько пейзажей, где художники каждый по-своему изобразил осень. Перед нами три пейзажа. Посмотрите внимательно и скажите, что общего в них и в чем различие? (На всех картинах изображена осень, но разные осенние периоды : ранняя осень, поздняя осень и средний период).
- Какой показал осень художник Левитан? (У Левитана осень яркая, нарядная, светлая, лучистая, солнечная, веселая, золотая).
- Да, действительно, художник запечатлел прекрасное мгновенье сказочной красоты. Именно о такой осени писал Бунин. Какие цвета использовал художник? (Желтый, оранжевый, красный).
- Какую осень нам показал художник Волков? (Ответы детей)
- На картине Волкова обнаженные деревья, листья пестрым ковром укрыли землю, только кое-где на ветках ветер колышет оставшийся листочек. Трава пожухла. Небо затянуто тяжелыми тучами. Какие цвета использовал художник? (Оранжевый, коричневый, медный, серый).
- Какую нам показал осень художник Бертгольц? (Ответы детей)
-На картине Бертгольца это уже не золотая, праздничная осень, это – предзимье, последний осенний месяц – ноябрь. Деревья окончательно сбросили свой наряд. Они такие беззащитные в своей обнаженности на фоне хмурого, серого неба. На земле уже почти не видно листвы, она ждет, когда покроет мягкое покрывало снега.
- Ребята, какие пословицы, поговорки или народные приметы об осени вы знаете?
(Дети называют пословицы, поговорки)
6 Подведение итогов занятия