Екатерина Кияйкина
Конспект итогового занятия кружка дополнительного образования по эколого-краеведческому направлению «Юный натуралист»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «По лесной тропинке»
Образовательные задачи :
- Уточнить представления и знания детей о лесе, как природном сообществе, закрепить знания об этажах леса, пищевых цепочках;
- Развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, выражать свои мысли; устанавливать причинно-следственные связи;
- Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.
Словарная работа: активизация словаря по теме «Лес».
Публикация «Конспект итогового занятия кружка дополнительного образования по эколого-краеведческому направлению „Юный натуралист“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Образовательные области : речевое развитие; познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Методические приемы: игровая мотивация, рассматривание, вопросы к детям, чтение стихов, дидактические и экологические игры, моделирование.
Технические средства обучения: магнитола, телевизор, мольберт, доска маркерно-магнитная.
Материалы и оборудование. Экологические знаки, тропа здоровья, предметные картинки «Деревья, ветки деревьев», аудиозапись «Звуки леса», слайды «Виды леса», «Ярусы леса», таблицы «Этажи леса», «Потребности растений», модель «Части дерева», модель эколого-системной группы «Деревья», модели «Пищевой цепочки леса», мяч.
Предварительная работа. Чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций по теме, плаката «Правила поведения в лесу».
Модель образовательной деятельности.
I. Организационный момент.
- Как вы думаете, куда можно отправиться по тропинке, чтобы узнать много интересного о растительном и животном мире? (в лес)
Дидактическая игра «Можно - нельзя» на фланелеграфе
- Прежде чем попасть в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.
- Чего нельзя делать в лесу?
(Ломать ветки, рубить молодые деревья, рвать цветы, топтать растения, разорять гнезда, уничтожать ядовитые грибы, трогать диких животных оставлять мусор после себя, ловить насекомых, громко слушать музыку, разжигать костер)
- А что можно?
(Ходить по тропинкам, любоваться красотой природы, собирать грибы, собирать ягоды, слушать пение птиц, шелест листвы)
- Если вы пришли в лес не шумите, не беспокойте лесных жителей. И тогда лес откроет вам свои секреты.
II. Сообщение темы и целей.
- Давайте отправимся в лес по тропинке, и выясним, почему лес нужен всем жителям планеты Земля. Я предлагаю вам стать учеными исследователями и открыть эту тайну леса. (аудиозапись «Звуки леса»)
Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом Крылья пестрые мелькают, В поле бабочки летают. Раз, два, три, четыре Полетели, закружились. И в лесу мы очутились.
III. Дидактическая игра «Скажи, как называется?» (Вопросы Мудрой совы) Показ слайдов о лесе.
- В лесу ждет нас Мудрая сова, которая будет с вами играть и вопросы задавать.
- Как называется лес, в котором растут одни ели и сосны, как можно назвать такой лес одним словом? (хвойный) Слайд 1
- Как называется такой лес? (лиственный). Почему? (в лесу растут деревья, у которых есть листья.) Слайд 2
- Это смешанный лес. Почему он так называется? (в нём растут разные деревья) Слайд 3
IV. Дидактическая игра «Что растёт в краю родном?» (на лесной полянке)
- На лесной полянке Сова с вами хочет поиграть в игру «Что растёт в краю родном?»
- Я буду называть деревья, если дерево растет в наших лесах, хлопните в ладоши. (Ель, береза, осина, лимон, сосна, клен, черемуха, кедр, дуб, рябина, пальма, липа, тополь, черемуха.)
V. Дидактическая игра «Части дерева». (Работа с моделями на магнитной доске)
Показ таблицы «Потребности растений».
- Знаете ли вы, без чего не может существовать дерево и лес? (без воздуха, света и тепла, почвы, влаги)
- Как вы думаете, дерево живой объект природы или нет? (варианты ответов детей)
- Почему? (Потому что, как все живое питается, спит, дышит и размножается.)
- Сейчас мы это выясним: соберем модель дерева из частей и расскажем о значении каждой части.
(Дети собирают модель дерева на магнитной доске и рассказывают о значение каждой части).
- Что у дерева в земле? (корни) Что делают корни? (Поглощают влагу и питательные вещества из почвы, удерживают дерево).
- Что это? (ствол и ветки) Какую функцию выполняет ствол? (Проводит влагу и питательные вещества к листьям и плодам. Это опора).
- Что есть на ветках? (листья)
- Ветки и листья образуют крону.
- Зачем нужны листья? (с помощью листьев дерево улавливают свет, дышит, испаряет влагу). В листьях происходит сложное превращение - фотосинтез.
- Что выделяют и поглощают листья? (Выделяют кислород, а поглощают углекислый газ.)
- Что происходит с листьями, когда они опадают? (Они гниют, образуют питательные вещества для дерева).
- Что еще есть у дерева? (У дерева есть цветы, плоды, семена).
VI. Дидактическая игра «Раз, два три – дерево найди».
- Посмотрите, у всех деревьев разные листья и плоды (разложены картинки с ветками деревьев).
- Давайте «оживим» деревья, угадаем, с какого дерева листья и плоды и. Раз, два три – дерево найди! (Дети находят соответствующую картинку, определяют принадлежность листьев и плодов к тому или иному дереву и «оживляют деревья»)
- Эта ветка какого дерева? (эта ветка дуба,)
VII. Беседа «Этажи леса».
- Мудрая сова много знает о деревьях, о лесе, о его обитателях и хочет поделиться с вами своими познаниями.
- Любой лес похож на большой многоэтажный дом, в котором обитает много разных жильцов. Они все нужны друг другу. Как вы это понимаете? (Вместе живут и растения, и звери, и насекомые, и птицы. Они связаны между собой)
- Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет своё название, назовите их. (деревья, кустарники, травы, грибы, мхи и лишайники) (слайд 4)
- Ученые называют лесные этажи ЯРУСАМИ.
- Кто же главный в этом доме? (Главные – все.)
- Что дают растения насекомым, птицам, зверям? (Растения дают кров и питание.)
- Как животные помогают растениям? (Они переносить семена, лечат их.)
VIII. Экологическая игра «Пищевая цепочка».
- Все живые существа в лесу связаны, так как служат объектами питания для других организмов.
- Давайте продолжим у солнца лучи и соберем пищевые цепочки.
- Расскажите, кто, чем питается, кто кому помогает выжить.
1. Кора березы — заяц — волк;
2. Тля – божья коровка - синица
3. Дождевой червь – жук – ежик;
4. Листья - гусеница – синица – сокол;
5. Осина (кора, ветки, листья) – заяц – лиса;
6. Дождевой червь — землеройка — сова;
7. Мышь - гадюка – еж – лиса;
8. Сосна – жук-короед – дятел – ястреб;
IX. Динамическая пауза «Мы по лесу погуляли»
Мы по лесу погуляли и немножечко устали.
Встанем, глубоко вздохнём, руки дружно разведём.
Чудеса у нас на свете: подросли немного дети,
Наблюдали, изучали, и учеными все стали
Дружно мы похлопаем! Тихонечко потопаем!
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!
X. Дидактическая игра «Для кого и для чего нужен лес?» (с мячом)
- Давайте поиграем в игру «Для кого и для чего нужен лес?».
(Педагог бросает мяч, а дети рассказывают о значении дерева.)
1. - Лес - это столовая для кого? – (для диких животных, птиц, насекомых);
2. - Лес - это место для постройки гнезд для кого? (для птиц);
3. - Лес – это жилище и укрытие для кого? (для диких животных);
4. - Лес – это жилище, место для откладывания личинок, для кого? (для насекомых);
5. - Лес – это много даров – грибов, ягод, для кого? (для человека);
6. - Лес - это место где можно отдохнуть, укрыться от знойного солнца, для кого? (для усталого путника);
7. - Лес - это чистый воздух, для кого? (для горожанина);
8. - Лес - это объект для творчества, написания картин, для кого? (для художника);
9. - Лес – это богатство, для кого? (для нашей страны).
Не зря о лесе говорят:
Лес богатство и краса
Береги свои леса,
Враг природы тот,
Кто леса не бережет!
XI. Речь с движением «Лес дремучий, до свиданья!»
- Пора возвращаться в детский сад.
Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес,
Могучий лес,
Полон сказок и чудес!
XI. Итог.
- Куда нас привела тропинка? (тропинка привела в лес)
- Что интересного вы узнали о деревьях, о лесе? (какие части есть у дерева, зачем они нужны; об этажах леса; о пищевых цепочках)
- Как вы думаете, для чего лес нужен всем жителям планеты Земля?
Список используемых источников.
1. Л. И. Грехова «В союзе с природой» - эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М. : ИГЛ «Ставрополь, 2002 г.
2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) – М. : ВАКО, 2005 г.