Вера Полушкина
Конспект исследовательской работы «Удивительная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект исследовательской работы
«Удивительная соль»
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Задачи:
Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Публикация «Конспект исследовательской работы „Удивительная соль“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
Материал и оборудование: соль, баночки с кипяченой водой и столовая ложка, 2 яйца, одноразовые тарелочки, цветные мелки.
Ход работы
Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.
Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолоно хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.
Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.
Пуд соли вместе съесть.
Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.
Без денег торговать, как без соли хлебать.
Без попа, что без соли. Без попа не приход.
Без соли – что без воли: жизнь не проживешь.
Без соли, без хлеба – половина обеда.
Без соли, без хлеба за стол не садятся.
Без соли, без хлеба худая беседа.
Без соли, что без воли: жизнь не проживешь.
Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.
Наша планета очень богата солёными место рождениями.
Люди научились добывать соль различными способами
Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.
Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.
Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.
Опыт №1 «Из чего состоит соль»
Рассмотрим тарелочку с солью. Соль похожа на порошок.
А если посмотреть в увеличительное стекло, то можно увидеть, что соль состоит из белых кристаллов. Соль сыпучая, без запаха.
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.
Опыт №2 «Соль хрустит»
Если насыпать в тарелочку 2 ложки соли и надавить на неё сухой ложкой, можно услышать хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день.
Вывод: соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Опыт № 3: «Соль поглощает воду»
Если добавить в стакан ложку соли и налить ложку воды. Что произошло, Куда делась вода?
Вывод: соль поглощает воду.
Опыт№4. «Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»
Возьмём стакан холодной воды и стакан тёплой воды. В каждый стакан положим по две ложки соли, перемешаем и посмотрим, что получится.
Соль растворилась в воде. (В тёплой воде соль растворилась быстрее).
Вывод: соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.
Опыт № 5. «Плавающее яйцо».
Соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода пресная.
В солёной воде легче плавать. Проверим это.
Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. (Яйцо не тонет).
Опустим яйцо с пресной водой. (Яйцо утонуло).
Вывод: в солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.
Опыт № 6. «Соль – чистящее средство».
Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.
Берём грязный бокал. На губку насыпали немного соли и чистим бокал. Он стал чистым, даже блестит на свету.
Вывод: соль очищает грязь.
Творческая работа.
Насыплем в тарелочку по 2 столовых ложки мелкой соли и цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешаем, получается цветная соль.
Вывод: соль полезна, так как соль содержит минеральное вещество- ЙОД