Марина Юдина
Конспект исследовательской деятельности в подготовительной группе с использованием технологии Савенкова А. И. «Камень»
▼ Скачать +Заказ
Цель: развитие навыков исследовательского поведения и анализирование полученного материала.
Задачи: Образовательные:
· Продолжать знакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности
· развивать исследовательские способности детей, обучая использованию различных приемов добывания информации в ходе собственного исследовательского поиска получения знаний
Публикация «Конспект исследовательской деятельности в подготовительной группе с использованием технологии Савенкова А, И, „Камень“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
· познакомить детей с разнообразием камней по форме, размерам, цветовой гамме, прочности; учить выделять и называть свойства и особенности камней.
Развивающие:
· обучать приемам исследовательской деятельности через опыты и экспериментирования
· принимать участие в групповой беседе, рассуждать, обосновывать свои высказывания, внимательно слушать собеседников
· активизировать словарь детей; развивать доказательную речь, умение использовать сложные распространенные предложения
Воспитательные:
· воспитывать инициативу, стремление наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, применять свои знания при решении проблемных ситуаций.
Речевые:
· обогащать, активизировать и актуализировать словарь
· формировать грамматический строй речи.
Здоровье сберегающие:
· обеспечение эмоционального благополучия в процессе детской деятельности, своевременная смена статического положения детей
· укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
Виды областей, используемых в деятельности : Познавательная, художественно-эстетическая, речевая, социально-коммуникативная, физическая.
Материалы и оборудование: Ноутбук с презентацией о камнях. Карточки методов исследования, папка исследователя, набор камней. Материал для опытно-исследовательской работы : ёмкости с водой, разнообразные камни, пемза, сачки, подносы, пластиковые тарелки, энциклопедии, медали, мантия и шапка ученого.
Предполагаемый результат:
· у детей развиваются навыки исследовательского поведения.
· дети умеют составлять общую схему исследовательской деятельности
· активизированы исследовательские способности детей
· используют различные приемы добывания информации в ходе собственного исследовательского поиска получения знаний
· дети познакомились с разнообразием камней по форме, размерам, цветовой гамме, прочности
· выделяют и называют свойства и особенности камней.
Ход ООД: Дети входят в группу, их встречает воспитатель.
- Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать, в нашу исследовательскую лабораторию. Сегодня мы будим заниматься самостоятельными исследованиями, как настоящие ученые. Я буду научным руководителем, а вы мои коллеги. Для это нам предстоит надеть халаты и превратиться в ученых, которые исследуют окружающий мир. Уважаемые коллеги хочу напомнить, что в нашей лаборатории есть правила, которые необходимо соблюдать (не шуми, умей договариваться с товарищами, умей вовремя закончить работу). С помощью загадки мы определим тему нашего исследования. Послушайте внимательно.
Загадка.
В сережках у мамы огнем он горит. В пыли у дороги ненужным лежит. Меняет он форму, меняет он цвет, А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий-в ладошке лежать. Тяжелый, большой — одному не поднять.
(Камень)
Тема нашего исследования-камень
Наша задача — найти как можно больше информации о камнях.
Ребята, где мы можем найти информацию? В ходе коллективного обсуждения дети называют основные методы. («подумать самому», «прочитать в книге», «спросить у другого человека». «узнать в интернете», «понаблюдать»
Молодцы, вы назвали много источников.
Предлагаю вам взять по одной карточке, с помощью которой вы сможете найти себе пару для исследований и определите место работы.
Первая пара с карточкой — компьютер, подходят к компьютеру, ищут информацию о камне и фиксируют полученную информацию, с помощью схематических рисунков.
Вторая пара с карточкой — ученого, спрашивают информацию у других гостей, присутствующих на мероприятии и фиксируют полученную информацию, с помощью схематических рисунков.
Третья пара с карточкой — найти в книге, подходят к столу с энциклопедиями и ищут информацию в них.
Дети работают самостоятельно. Воспитатель подходит к каждому столу и помогает детям.
А сейчас, ребята, мы проведем эксперимент и узнаем несколько свойств камня. Изучим поверхность камней, определим температуру и плавучесть.
Дети подходят с воспитателем к столу.
Физкультурная минутка: «Руки вверх мы поднимаем….
ОПЫТ №1. Определение поверхности.
Воспитатель: Возьмите по одному камню и с помощью пальцев обследуйте поверхность. Что вы можете сказать, какая она? (Не гладкая, шероховатая, на камне крапинки, ямочки, углубления.) Этот камень называется -гравий, он используется при строительстве дорог.
Возьмите другие камни и определите поверхность. (Гладкая). Гладкие камни-это морские камни, положите по два камушка в ладошки и попробуйте перемешать, так же как в море, камни трутся друг об друга и сглаживают углы.
Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.
ОПЫТ №2. Определение температуры.
Воспитатель: Прислоните камень к щеке. Какой он, теплый или холодный? (Холодный).
Теперь один камень опустите в воду, а камень, который остался, сожмите в ладошке, посмотрите, какой камень в воде. Почему? (ответы детей)
Теперь с помощью сачка достаньте камень из воды и приложите оба камня к щекам, в чём разница мокрого и сухого камня? (Ответы детей) Давайте попробуем согреть камни.
Как мы можем это сделать?
Дыхательная гимнастика: Дети берут все камни, кладут на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой. (3-4 раза) Какой камень согрелся больше и почему?
Вывод: камни могут быть теплые и холодные. Температура камня меняется под воздействием температуры окружающей среды.
ОПЫТ №3. Плавучесть.
Воспитатель: Ребята, что происходит с камнем, когда мы его опускаем в воду? (Камень тонет). Почему? (Камень тяжелее воды). Как вы думаете, все ли камни тонут? Оказывается в природе существуют камни, которые не тонут. Этот камень называется Пемза- самый легкий. Она образовалась она во время извержения вулкана, из застывших газов, поэтому поверхность пористая, вот так в природе появляются камни, которые не тонут. Пемза используется человеком в строительстве и в быту.
Вывод: В природе есть камни, которые не тонут в воде.
А сейчас давайте зафиксируем, то что мы узнали в ходе эксперимента. (Пальчиковая гимнастика)
Теперь коллеги, с вашими картами пройдите в наш кабинет.
В течение всего исследования мы с вами собирали информацию о камнях, проводили опыты, наблюдали. Давайте расскажем, что мы узнали. В этом вам помогут карты исследователя, которые вы заполняли в течение всей исследования.
Первый метод исследования «Подумать самостоятельно».
- Ребята, расскажите, что вы знаете о камнях? (бывают большие и маленькие, камни можем увидеть на улице, в горах, в море, на даче)
Второй метод исследования «Узнать из книги».
-Ребята, что интересного вы узнали в книге? Существуют разные горные породы: мел, каменная соль, каменный уголь, мрамор и др.
Третий метод исследования «Спроси у взрослого»
-В горах, под землей, в воде люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения. Золото, янтарь, жемчуг, рубин и др.
Четвертый метод исследования «Посмотри в компьютере»
Что интересного вы узнали в презентации?
Горы -это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Из камней строят дома, башни, мосты и дороги, станции метро. Даже памятники великим людям делают из камня.
Что интересного узнали в ходе наблюдений.
Камни бывают гладкие и шероховатые. Могут быть теплые и холодные. Температура камня меняется под воздействием температуры окружающей среды. В природе есть камни, которые не тонут в воде. Это камень-пемза.
А сейчас ребята, кто хочет быть докладчиком и рассказать о камнях. (Воспитатель надевает ребенку шапку ученого).
Обобщение
И так коллеги, камни - это горные породы. Бывают разные большие и маленькие, с разнообразной поверхностью, тяжелые и легкие, могут принимать и отдавать тепло, могут менять цвет в зависимости от окружающей среды. Люди научились широко использовать камень в своей жизни, из камня строят дома, мосты, дороги, метро. Из камня создают памятники великим людям. Есть драгоценные камни, которые вставляют в украшения. Вот он, какой наш камень ветер на него дует, вода его мочит, а люди его ценят, ведь он могуч и прочен.
Вот, ребята, и подошло к концу наше с вами исследование. Мы справились с нашей задачей. Мне очень интересно было с вами работать, мы узнали много нового, а какая информация вас сегодня удивила? На память о нашем исследовании у меня есть для вас сюрприз (мешок с камешками). Спасибо вам большое, ребята! До свидания