Жанна Стригунова
Конспект исследовательской деятельности в группе общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет «Нефть и ее последствие»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель; Стригунова Ж. А.
Мегион 2020г.
Цель: Дать детям представление о свойствах нефти, его разных состояниях. Вызвать интерес детей к проблеме экологического кризиса на Земле и последствий деятельности человека.
Задачи:
1. Формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимать зависимость его состояния от действий человека.
2. Развивать связную речь детей. Развивать умение анализировать, выделять главное, обобщать, доказывать. Развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребёнка. Учить ставить вопрос (выделять проблему).
Публикация «Конспект исследовательской деятельности в группе общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет „Нефть и ее последствие“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нефть. Знакомство с нефтью
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
3. Формировать практические навыки, стремление к экспериментированию.
4. Активизировать словарный запас детей.
5. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы: Глобус; бутылочка с нефтью; 4 баночки с водой и молоком; 4 палочки; белые салфетки; пуховые птичьи перья; Презентация «Катастрофа при разливе нефти»; «Последствие разлива нефти и ее влияние на природу и все живое.
Ход занятия:
Воспитатель: – Как называется планета, на которой мы живем? (показ глобуса)
– Наша планета огромный - преогромный шар. Она очень красивая! Космонавты, которые видели ее с космического корабля, называют землю, сверкающий голубой шар.
– А почему нашу планету называют голубой?
Ответ детей: (много рек, озер, морей и т. д)
Сегодня мы с вами продолжим знакомится с черным золотом, а правильно его называют «нефть». А чтобы познакомиться с этим веществом мы отправимся в лабораторию. Прежде чем мы начнем, вспомним правила, которые нужно соблюдать в лаборатории.
Сегодня мы с вами продолжим учиться проводить самостоятельные исследования – так же, как это делают взрослые учёные. Кто знает, что такое исследование? Кто слышал это слово?
Ответ детей: Исследование – это значит, получение новых знаний, о том, что мы исследуем.
Просмотр Презентации «Катастрофа при разливе нефти»
Воспитатель: Тема нашего исследования - «Нефть». Наша задача – получить как можно больше новых сведений о нефти.
Проводятся опыты, дети делают заключения.
Опыт 1. Цвет нефти.
На белую салфетку капнуть одну каплю нефти. Рассмотреть растекающуюся жидкость и сделать вывод: нефть желто-коричневого цвета.
Опыт 2. Прозрачность.
У детей две баночки: одна с водой, другая с нефтью. В обе баночки положить палочки. В баночке с водой мы видим палочку, а в баночке с нефтью – нет. Вывод: вода прозрачная, а нефть – нет.
Опыт 3. Запах.
Предложить детям понюхать воду и нефть, закрыв глаза. Выяснить, какие ассоциации возникают у детей. Вывод: нефть имеет запах.
Опыт 4. Текучесть.
Перелить нефть из одной емкости в другую. Показать, что нефть льется, потому что жидкая. Если бы нефть не была жидкой, ее не смогли бы качать насосы – качалки из глубин земли. (Показ иллюстраций с изображением добычи нефти). Вывод: нефть – жидкая.
Физкультминутка
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Нас еще работа ждет.
Руки вниз, на пояс, вверх.
Убегаем мы от всех.
Нужно опыт продолжать.
Некогда нам всем скучать.
Опыт 5. Смешиваемость и растворяемость.
В воду налить молоко и размешать. Вывод: молоко в воде размешалось. Выслушать детские предположения: что будет с нефтью, если ее налить в воду. Проверить. Сделать вывод, что нефть легче воды, не тонет, по воде расплываются пятна, потому что она маслянистая, не растворяется в воде. Вывод: нефть не смешивается и не растворяется.
Опыт 6. Птицы и нефть.
Подбросить перышко и внимательно проследить за его плавным полетом. Затем обмакнуть перо в нефть и еще раз подбросить вверх. Обратить внимание детей на то, как оно быстро падает вниз. Объяснить, что строение перьев позволяет птицам летать, «отталкивая» крыльями воздух вниз, сами же при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (утка, чайка, гагара, лебедь) садится на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность «отталкивать» воздух, а значит, птица не может взлететь и может погибнуть.
Воспитатель: – А для чего нам нужна нефть? Какую пользу она нам приносит?
Ответы детей:
Нефть дает тепло и свет, и асфальтные дороги, и костюмы, и рубашки, удивительные чашки!
Все нефтяники, с нетерпением ее ждут. Черным золотом зовут.
Воспитатель: – Нефть приносит огромную пользу человечеству. С ее помощью мы получаем свет, тепло, она приводит в движение автомобили, тракторы, самолеты и корабли. Из переработки нефти получают парафин, асфальт, пластиковые бутылки, краска для печатания книг и газет, моющее средство, ядохимикаты, целлофан, ткань, пластилин, покрышки для колес, лак для ногтей, резину, пластмассу из которой делают игрушки и т. д
Воспитатель: –Ребята вы уже знаете, что нефть добывают в нашем округе. А как ее доставляют на завод? Или транспортируют в регионы нашей огромной страны.
Но иногда случаются аварии – и происходит утечка нефти. И если в нашем округе случиться такая беда, обитатели нашего округа будут плохо себя чувствовать и даже могут погибнут. Вот, послушайте историю, которая называется «Что бы было в случаи катастрофы»
Добытая не посильным трудом нефть транспортировалась в трюмах по рекам нашего края на в другие регионы нашей огромной страны. Паром вез в трюмах столько нефти, что ею можно было, целую зиму отапливать большой город.
Но вот случилась беда. Судно село на мель и случилась беда. Матросы спустили спасательные шлюпки и отчалили от гибнущего корабля. Весла ударили по воде с непривычным глухим плеском, и от реки пахло резким запахом нефти. Нефтяное пятно широко разлилась по воде. А утром берег реки был покрыт скользкой черной пленкой. Настало страшное время для обитателей реки и птиц.
-Внимание! Внимание! Река в беде. По реке плывет пятно нефти, необходимо очистить реку, иначе все погибнут…
- Что случится, если мы не поможем (ответы детей)
-Как будем чистить реку?
Первыми пострадают птицы, которые садились в воду, не подозревая об опасности, и уже не могли взлететь, потому что нефть склеивала им перья.
Потом настала очередь тайги и ее обитателей. Затем погибли растения – они тоже не могли жить в отравленной нефтью почве. Были загрязнены все водоемы. Много рыбы погибнет при такой катастрофе. Не простой катастрофы, а экологической. Пройдут многие годы, прежде чем эти территории очистятся от нефти. Такие катастрофы еще раз должны заставить людей задуматься о том, как легко ранить природу и как трудно ее вылечить.
Воспитатель: - Вот такая страшная катастрофа может произойти.
- Что должны делать люди, чтобы не происходили такие катастрофы?
Ответ детей:
Поэтому нужно быть очень осторожными и аккуратными при транспортировке нефти, чтобы не причинить вреда нашей природе.
Воспитатель: – С каким полезным ископаемым мы познакомились?
- Для чего люди добывают нефть?
Ответ детей: Нефть — это природное богатство.
Воспитатель: - А как человек должен распоряжаться природным богатством?
Ответ детей: (бережно, аккуратно)
Воспитатель: в природе все взаимосвязано, поэтому я хочу, чтобы вы запомнили одно маленькое стихотворение:
Планета наша – общий дом
И много лет мы в нем живем.
Но, как известно всем кругом,
Должны беречь мы этот дом!