Альбина Шакирова
Интегрированная НОД «Посиделки» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по нравственному воспитанию
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, здоровье, музыка, чтение художественной литературы.
Цель:Прививать уважение к людям разных национальностей их традициям и обычаям.
Задачи:
Познание
Образовательные:
-дать понятие, что такое малая родина;
- закрепить знания о флаге, гербе Башкортостана, о её богатствах.
- формировать доброжелательное взаимоотношение между детьми;
Развивающие:
- развивать у детей познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, речь, память, внимание;
Публикация «Интегрированная НОД „Посиделки“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Посиделки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Воспитательные:
-воспитывать гордость за свой край, за свою нацию;
- воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности.
Труд:
-Развивать желание помощь взрослым и с их помощью выполнят посильные трудовые поручения.
Музыка:
-Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов Башкортостана, учить использовать полученные навыки и знанияв жизни.
Методы:
-игровой.
Форма организации деятельности; групповая и индивидуальная
Наглядный материал: -мольберт, стол;
- конверт, изображение герба ифлаги России, Татарстана, Башкортостана, Чувашии, Бурятии, цветок курая;
- ТСО;
- декорация дома и домашнего обихода;
- клубочки;
- узелок;
- поднос с национальными блюдами;
- национальные костюмы;
ХОД ЗАНЯТИЯ
В:Здравствуйте дети! На каждом занятии мы с вами раскрываем тайны и секреты нового слова. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну?. Но сначала вспомним уже знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная».
Поиграем с вами в игру «Подбери словечко»
-Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящее слово. Вспомните, кого и что мы можем назвать родным.
-замечательно подобрали! Давайте послушаем, как слово «родная»может звучать в стихотворении:
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
В: «Родимая, родная сторона»- как вы думаете, что это? «Родная сторона» - это место, где нам все дорого и близко, где мы родились и выросли, где все для нас родное. Хорошо, когда люди любят свою Родину. От этой любви она становится богаче и сильнее.
Стук в дверь передают письмо.
В:- Извините ребята, кто- то стучится. Какое –то письмо, давайте посмотрим адрес.
Адрес: Республика Башкортостан, г. Октябрьский д/с №15 «Березка»
- Ребята, давайте повнимательнее рассмотрим адрес на конверте. Написано «Республика ….»что дальше написано не понятно размыло водой. Как вы думаете, что там написано? В какой республике мы живем?
Правильно, это-Республика Башкортостан, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина.
Давайте заглянем в конверт, что же там внутри? (достаю из конверта цветок курая)
Что это такое, ребята вы знаете? (цветок курая)А хотите узнать?
В каждом кружочке, которое вы видите, спрятано интересное задание. Давайте посмотрим эти задания.
В: -Открываю первое задание.
1задание:Нужно выбрать из предложенных вам флагов и гербов, флаг и герб нашей республики.
В: Флаг республики Башкортостан как и флаг России - трехцветный. Что они обозначают?
Дети:- Синий - чистое небо над головой, белый - свежий воздух, зеленый - цвет жизни.
Герб республики Башкортостан символизирует дружбу народов, доброту.
2 задание:-Назовите столицу нашей республики?
3 задание.
-Ребята, а чем богата наша республика?
Башкортостан славится полезными ископаемыми. Одно из самых известных ископаемых республики что, кто скажет?
Д:-Углем, нефтью, медью, железом и т. д. Иначе нефть еще называют черным золотом. Из нефти делают бензин,керосин,дизельное топливо, краски, порошки и даже лекарства.
Д:-Еще Мы знаем, что наша республика славится медом и кумысом. Их тоже употребляют как лечебное средство. Мед - очень полезен, его употребляют при простудных заболеваниях.
Восп: - Но главное наше богатство – это люди. И вот следующее задание
4-заданиеВ:-Люди каких национальностей живут на территории Башкортостана?
Д:Русские, башкиры, татары, чуваши, немцы, марийцы, украинцы, мордва и т. д.
В:- Люди разных национальностей дружно живут в нашей республике. Так вот, ребята, дружба народов- основное богатство республики Башкортостан!
5 задание:А как вы думаете, чем отличаются друг от друга дети разных национальностей?
Дети: Разговаривают на разных языках, поют разные песни, у них есть своя национальная одежда, блюда, праздники…
В: -Да у них свои обычаи, традиции… А что такое “традиции”? Это разные умения и знания, которые передаются от одного поколения к другому. Например, ваши бабушки умеют печь блины – этому научат ваших мам, а ваши мамы научат вас.
6 задание откроем.
- Есть у нас и традиционные праздники. Какие вы знаете русские (башкирские, татарские, чувашские)традиционные праздники?
Дети: “Масленица”, “Рождество”, “Новый год”.
Башкирские: «Сабан туй», «Навруз», «Воронья каша», «Аулак»
Чувашские: «Акатуй», «Нартукан», «Саварни»
Татарские: «Нардуган», «Сумбуль», «Науруз», «Сабан туй».
7 задание приглашение.
В:- Вот и последний лепесток, посмотрим какое задание здесь. Ребята, это не задание, а приглашение олосэй нас приглашает на посиделки….
-И что же у нас получилось?Да, это соцветие курая, растения, которое распространено на территории Башкортостана. Курай – эмблема, визитная карточка нашей республики. Цветок курая символизирует дружбу, семь его лепестков — семь родов.
Воспитатель:Хотите к бабушке в гости на посиделки? Но прежде чем отправиться напраздник, давайте вспомним, как традиционно отмечают праздники люди?
Дети: Веселятся, поют песни, танцуют, играют, проводят разные конкурсы,соревнования, прыгают через костёр и т. д.
Восп. : Что ж, вы готовы идти в гости к олосэй, акак вести себя в гостях знаете?
Ответы детей.
(Дети уходят в обход, через второй этаж. Воспитатель переодевается.
Открывается занавес.)
II часть занятия.
I. Звучит мелодия курая.
Бабушка сидит дома и вяжет. В это время стучатся в дверь. Бабушка идет к двери, но никого нет. Снова садится вязать. Стучатся во второй раз и убегают.
Бабушка по-своему что-то говорит и встает за дверь… Как только постучались в третий раз, она тут же открывает дверь и застает девочек.
Б. : - Ах, это девочки! аумыыы, ыар! Здравствуйте, девочки!
Д. : - лсй, мы к вам в гости пришли, можно?
Б: - Да, заходите, я вас чаем угощу. Присаживайтесь.
Девочки заходят и садятся на стульчики.
Б:-Ой, какие у вас красивые наряды, может расскажете о своих нарядах? Кто хочет рассказать?
Ответы, рассказы детей:
1.-Мы в башкирских национальных костюмах. На нас платье с оборкой, украшенное атласными лентами, приталенная безрукавка - КАМЗУЛ, и на голове налобник.
2.-А на нас русский национальный костюм. Яркие расшитые сарафаны,вышитые узором белые блузы, а на голове кокошник, он украшен красивыми бусами.
3.-Мы в татарских национальных костюмах. Мы носим особые платья, повязанные фартуком, а на голове - национальный головной убор - калфак. А еще мы любим разные украшения, которые придают наряду красоту.
4. Ребенок в чувашском национальном костюме: - А на мне чувашский национальный костюм. Чувашские девушки носят платье и передник, на голове у них не платок, а головной убор, который называется «тухья».
Сияют радужно веками
Узор чувашский и наряд
Неугасимыми лучами
На всю вселенную горят.
Б:-Получается, что вы дети разных национальностей, какие вы молодцы, все дружные.
Еврей и тувинец, чуваш и удмурт.
Русский татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим должны мы гордится друзья!
Разные национальности нам не помеха,
Для дружбы для радости, для добра и смеха!
Б: - Ах, девочки, когда я была маленькой, тоже как вы была озорной и веселой. Мы все вместе мальчики и девочки собирались и дружно играли в разные игры. Эту встречу мы называли посиделками. На башкирском языке это называется аулак. Я сегодня вас хочу пригласить на аулак. На аулаке не только пели, танцевали, играли, загадывали загадки, но и занимались рукоделием.
Вот у меня закончились клубочки, одной мне не справиться. Вы мне поможете?
Д: - Да, лсй, поможем.
Б: - Оденьте моток на руки и будем наматывать клубочки.
Песня Шаль вязала -1 куплет исполняет воспитатель
Мальчики стучатся в дверь.
Девочка: -Олосэй, мальчики пришли впустить?
Олосэй:- Пусть заходят. Проходите мальчики. Как хорошо, что вы пришли на наши посиделки.
Девочки,вытоже наверное устали,давайте потанцуем. Мальчики пригласите девочек.
II. Исполняется парный танец
Б: - Молодцы. Понравилось вам танцевать?
Д: - Да, очень!
А может, мы в какую – нибудь игру поиграем? А какие вы игры знаете? Я вам предлагаю поиграть в башкирскую народную игру «Сапожник»
Игра «Сапожник»
-Какую русскую народную игру девочки предложат (плетень)
-Все знаете эту игру? Тогда выходите, постройте плетень.
Игра хороводная «Плетень»
Б:- У каждого народа есть пословицы и поговорки, давай вспомним,поиграем в игру «Доскажи»,Я начну пословицы, а вы заканчивайте.
Пословицы:
-• Смелость - половина счастья.
• Слово - серебро, молчание - золото.
• Знай много, да говори мало.
• Не надейся на силу, надейся на ум.
• Лентяй одно дело дважды делает.
• Кто падает по своей вине, тот не плачет.
• Дерево красиво листвой, человек - одеждой.
• Если дружба велика, будет Родина крепка.
• Человек без Родины, что соловей без песни.
Б:-Молодцы, дети, вы и пословицы знаете. Продолжим наши игры. Девочки, а вы татарскую народную игру знаете?
Дети: -Мы предлагаем поиграть татарскую народную игру «Тубэтэй»
Игра «Тубэтэй»
1)Амалии какой наказ дадим?
-Спеть песню на татарском языке.
2)Жанне какой наказ дадим?
-Пусть расскажет стихотворение на чувашском языке.
3)Анне какой наказ? (спеть песню «Жили у бабуси»)
4) А Карине?
-Девочки пусть станцуют башкирский танец.
Б:- Как хорошо пели, танцевали стихи читали молодцы, присядем, отдохнем.
(стук в дверь заходит взрослый парень – кураист)
Б:-Ой, здравствуй сынок, я тебя ждала, проходи гостем будешь. Как ты во время пришел сынок, мы и пели и танцевали и стихи читали. Чем ты нас порадуешь?
-Здравствуй олэсэй, здравствуйте дети. Меня зовут Разиф Сайфуллин. Я учусь в музыкальном училище, учусь играть на курае. А вы знаете, что такоекурай?
Ответы детей.
Б:- Да, это башкирский национальный музыкальный инструмент, вы до сих пор только слышали как играет курай, а сегодня вы увидите музыкальный инструмент и как на нем играют. Сыграй нам сынок, а мы посидим, послушаем.
Игра на курае.
В: - Спасибо сынок, как хорошо сыграл. А мы ещё игру «Курай» знаем. Дети хотите поиграть?
Башкирская игра «Курай».
Б:- Ой, дети мы даже не заметили, как пролетело время. Вам понравилось на (аулаке) посиделки? Какие мы игры играли? Что вам запомнилось больше всего? И мне очень понравилось, несмотря на то, что мы все разных национальностей нам было очень весело. Я хочу вам сказать, чтобы вы не забывали свои национальные традиции, ходили друг к другу в гости. А сейчас я всех приглашаю на чаепитие с башкирскими национальными блюдами.