Людмила Кузнецова
Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию «Радуга-дуга» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему:
«Радуга-дуга»
Образовательная деятельность осуществляется по Образовательной программе дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 12 Петродворцового района Санкт-Петербурга, разработанной на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство», в соответствии с ФГОС ДО.
Публикация «Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию „Радуга-дуга“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Радуга, радужные идеи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Возрастные особенности. Для детей старшего возраста важно создать условия для активной, разнообразной творческой игровой деятельности. Детям этого возраста особенно интересно игровое экспериментирование, они проявляют интерес к развивающим и познавательным играм.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Технологии и методы: игровые, технология проблемного обучения, личностно-ориентированная, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникативные технологии, работа в подгруппах, здоровьесберегающая (динамическая пауза).
Планируемые результаты: У детей формируются представления о цветовом спектре, практические навыки смешения цветов и их результатов; умение слушать педагога, взаимодействовать со сверстниками.
Рекомендовано для педагогов ДОУ как вариант для развития познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности детей.
Цель: Уточнение и закрепление представлений детей о последовательности цветов в спектре радуги в процессе экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1. Актуализировать знания детей об основных цветах.
2. Познакомить со способами смешивания красок для получения других цветов: зеленого, фиолетового, голубого.
3. Продолжать знакомить детей с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и их последовательностью.
4. Формировать навыки исследовательской деятельности в процессе проведения практических опытов.
5. Расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет.
6. Активизировать речь детей, вызвать желание участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, делать выводы.
Развивающие:
1. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти, умению наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
2. Развивать познавательные способности и интерес к экспериментированию.
3. Развивать двигательную активность детей, координацию, ориентацию в
пространстве, координацию слов с движениями через выполнение
физических упражнений.
4. Развивать мелкую и общую моторику.
Воспитательные:
1. Воспитывать желание помогать тем, кто нуждается в помощи и поддержке.
2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления природы и результаты своего творчества.
3. Воспитывать умение работать сообща, оценивать результат совместной работы.
4. Воспитывать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
Материал и оборудование: Презентация, ноутбук, проектор, схема «Смешивание цветов», модель «Радуга», радужные гномы на магнитах, вентилятор с цветовым кругом, СД-диски и фонарики (по количеству детей – 8 шт., баночки для воды (4 шт, краски гуашевые (красная, жёлтая, синяя, каждой по 3 шт, краска белая- 1 шт, кисти (по количеству детей – 8 шт., белая бумага (5 листов, цветные квадратики (2- оранжевых, 2-зелёных, 2- фиолетовых, 2- голубых, ёмкость с водой (прозрачная, большая-для смешения всех красок, чайная ложечка;
Предварительная работа: знакомство с радужными гномами, беседа «Цвета радуги», «Основные цвета спектра», «Смешение цветов», разучивание поговорки «Каждый охотник ….».
Ход совместной образовательной деятельности
1. Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте подарим друг другу и гостям наши улыбки.
Воспитатель: Ребята, а вы любите чудеса и волшебство?
Дети: Да.
Воспитатель: Посмотрите на экран. (пустой слайд 1)
Слайд: 2 На экране появляется «Фиолетовый лес»
Воспитатель: Как вы думаете, что это?
Ответы детей: Это лес…
Воспитатель: Как вы думаете, какой это лес? Почему?
Дети: ответы (потому что сказочный)
Воспитатель: Правильно, это лес, а почему он фиолетовый, как вы думаете?
Ответы детей
Воспитатель: Совершенно верно, этот лес необычный, сказочный, волшебный.
Слайд: 2 Шум дождя (звук дождя)
Воспитатель: Что вы слышите? Что это шумит?
Дети: Это шум дождя. Это идет дождь и т. д.
Воспитатель: Правильно! Это дождь.
В Фиолетовом лесу начался сильный дождь (на слайде- дождь)
Воспитатель: А что бывает после дождя?
Ответы детей: Радуга
Слайд: 3 Появляется радуга (серого цвета, без красок)
Воспитатель: Что появилось на небе?
Ответы детей: Радуга
Воспитатель: Ребята, что произошло? Это правильная радуга? Что с ней не так?
Ответы и предположения детей – нет цветов, она не разноцветная, не цветная…
Воспитатель: Что же могло произойти? Наверное, это сказочный волшебный дождь смыл все краски. Что нам делать?
Дети: высказывают предположение. (Раскрасить самим радугу).
Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, а какие цвета у радуги и сколько их?
Дети: 7 цветов
Воспитатель: Кто может их назвать?
Дети называют цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, кто может нам помочь найти (вернуть) цвета радуги? (Дети вспоминают гномов).
Если дети не называют гномов, то рассказываю: Ребята, а у меня есть знакомые гномы. Хотите с ними познакомиться? (да)
Слайд: 4 с изображением 7 гномов
Воспитатель: Конечно гномы! Правильно! А почему вы так решили?
Как вы думаете, почему гномы могут нам помочь?
Дети: Потому что гномы раскрашены в цвета радуги.
Воспитатель: А вот и наши гномы. Давайте вспомним, как их зовут. (Давайте узнаем, как их зовут, а имена у них смешные и забавные) Давайте я вас с ними познакомлю:
Кохле –красный, Охле –оранжевый, Желе –желтый, Зеле –зеленый, Геле –голубой, Селе –синий, Фи –фиолетовый.
Воспитатель: Хорошо, тогда нам пора отправиться в Фиолетовый лес где нас ждут. Согласны?
Дети: да.
Воспитатель: Но чтобы нам попасть в Фиолетовый лес, необходимо произнести волшебные слова:
Кохле – охле – желе – зеле - геле - селе - фи. (Повтор 2-3 раза, дети делают плавные движения руками перед собой, над головой)
Слайд: 5 Фиолетовый лес
Воспитатель: Вот мы и в волшебном лесу! Поздороваемся с Фиолетовым Лесом. (слайд Фиолетовый лес)
Здравствуй, лес!
Фиолетовый наш лес.
Весь из сказок и чудес!
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, гномы оставили вам краски. Какие? (на столике стоят три краски)
Дети: красный, жёлтый, синий.
Воспитатель: Три цвета для радуги у нас есть.
Слайд: 6 (слайд радуга - на радуге появляются 3 цвета.)
Воспитатель: А, в радуге то сколько цветов?
Дети: 7 цветов.
Воспитатель: Каких цветов не хватает?
Дети: оранжевого, голубого, фиолетового, зеленого
Воспитатель: Что же нам делать? Как получить недостающие цвета? Тремя красками мы не сможем разукрасить радугу.
(Дети предлагают несколько вариантов решения проблемы)
(Если дети затрудняются, воспитатель предлагает смешать разные краски.)
Слайд: 7 (схема смешения красок)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, гномы оставили для вас какие-то карточки (подсказки? Схемы) Как вы думаете, что это? (схемы смешивания красок)
Дети: дети высказывают предположения
[b]Воспитатель:Нельзя терять ни минуты. Приступаем к смешиванию красок.
(На слайде схема смешения красок)
(на столах стоят баночки с красками: синяя, красная, жёлтая, листы бумаги, кисти, баночки с водой)
А кто какой цвет будет смешивать, мы сейчас узнаем. Посмотрите, на столе лежат квадратики, выберите себе любой.
(На столе лежат цветные квадратики –голубой, оранжевый, фиолетовый, зеленый- каждого по два).
Дети выбирают квадратик и смешивают соответствующий цвет (дети объединяются парами, смешивают краски: два ребёнка смешивают оранжевый цвет, два – зелёный, два – фиолетовый, два – голубой; для голубого цвета оставить на столе 3 краски)
(На столах стоят схемы смешивания цветов. По схеме еще раз вспоминаем как получить нужные цвета).
(В процессе самостоятельной деятельности детей, проверяю как смешивают краски, задаю вопросы).
Воспитатель: Давайте посмотрим, какие краски у вас получились. (вместе с детьми подходим сначала к одному столу, смотрим, какую краску смешали дети, так по очереди смотрим всех детей)
Слайд: 8
У вас – оранжевая (на радуге появляется оранжевая дуга)
У вас – зелёная (на радуге появляется зелёная дуга)
У вас – фиолетовая (на радуге появляется фиолетовая дуга)
(Так появляются все цвета радуги, кроме голубой)
Воспитатель: Ребята, на нашей радуге появились почти все цвета, а какого не хватает?
Дети: голубого
Воспитатель: Ребята, у вас получился голубой цвет? (спрашиваю у детей, которые смешивали сразу три краски)
Дети: нет
Воспитатель: Почему? Как вы думаете, как можно получить голубую краску?
Дети: белый смешать с синим.
Воспитатель: Ребята, а белой краски у нас нет, что нам делать, как получить голубой цвет?
Дети: высказывают варианты
Воспитатель: А может нам смешать все краски, и у нас получится белая краска?
Дети высказывают свои предположения
Воспитатель: Давайте попробуем, что у нас получится. (смешиваю в банке с водой все краски). Ой, что получилось?
Дети: грязная, коричневая вода.
Воспитатель: А нам нужна белая.
Воспитатель: А вы любите волшебство?
Дети: Да.
Воспитатель: Гномы оставили вам еще одну волшебную подсказку. (вентилятор с цветовым кругом)
Готовы? У меня есть волшебное устройство. Что вы видите? Какого цвета «круг» на волшебном устройстве?
Дети: Разноцветный
Воспитатель: Тогда волшебство начинается. (включаю вентилятор, диск вращается и в процессе вращения появляется белый цвет)
А теперь он быстро вращается, какого цвета круг? (стал казаться белым). Действительно, разноцветный круг при быстром вращении кажется белым.
Дети: Получился белый круг.
Воспитатель: Краски соединились, и появился белый цвет. Вот это волшебство!
(Появляется баночка с белой краской).
Давайте сделаем голубую краску. Какие две краски нам нужно смешать?
Дети: белую и синюю.
(Смешиваем две краски)
Дети получают голубой цвет.
Воспитатель: Вот у нас и получится голубой цвет.
Посмотрите, на радуге появились все цвета. (на слайде: 8 радуга со всеми цветами)
Слайд: 9 (с настоящей радугой в природе)
Физкультминутка
Гляньте: радуга над нами, (Нарисовать рукой над головой полукруг)
Над деревьями (Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты).
Домами (Руки сложены над головой крышей).
И над морем, над волной (Нарисовать волну рукой).
И немножко надо мной. (Дотронуться до головы).
Воспитатель: Вот было бы здорово, чтобы у нас появилась своя радуга, а лучше у каждого из вас. Хотите?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, а если постараться и запастись необходимыми принадлежностями, то радугу можно сделать самому! Не верите? Проверьте!
Давайте сотворим радугу с помощью диска, света фонарика. (каждому даю диск, фонарик)
Опыт «Творим радугу».
Воспитатель: Итак, волшебство начинается
Возьмем: CD-диски, направим луч от нашего фонарика. Берем диск и держим его так, чтобы на его зеркальную поверхность попадал луч от фонарика. Меняем наклон CD-диска, и видим множество радужных узоров. Получается радуга по кругу.
(Дети берут диски, фонарики и выполняют инструкцию воспитателя.
Рассуждают, делают выводы, делятся впечатлениями, удивляются, радуются)
Воспитатель: Ну, что же, мы с вами вернули радуге все цвета. А нам пора возвращаться в обратный путь. Но прежде необходимо произнеси волшебные слова: Кохле – охле – желе - зеле- геле- селе- фи.
(Дети вместе с воспитателем произносят заклинание).
Воспитатель: Вот мы и вернулись обратно в детский сад. Посмотрите, за вашу помощь радужные гномы еще что-то оставили.
(на столе появляется модель «Радуга» (в разобранном виде) и радужные гномы).
Воспитатель: Ребята, у нас в зале появилась радуга, но с ней что -то не так, все радужные дуги лежат в разнобой.
Дети: Надо собрать радугу.
Воспитатель: Давайте кто-то из вас соберёт нашу радугу, а вы рассадите на радуге гномов. (дети работают двумя подгруппами)
Не забудьте, что цвета должны идти друг за другом в определенной последовательности.
Заключительная часть
Воспитате
ь: Радугу вы собрали, и гномиков рассадили каждого на свою радужную дугу.
Вы все молодцы, мне очень понравилось с вами путешествовать.
А что вам запомнилось и понравилось больше всего?
- Может кому то, что-то не понравилось?
- Что вы нового узнали?
- Что вы сегодня расскажите дома маме и папе?
(Дети делятся впечатлениями)
А ещё вы можете у мамы или папы попросить фонарик и диск, и показать своим домашним волшебную радугу. Я думаю они будут рады.
А мне понравилось, что вы согласились помочь волшебному лесу, вместе работали парами, с интересом получали радугу и т. д. Спасибо вам за работу. Давайте попрощаемся с гостями.