Вера Акифьева
Конспект интегрированной деятельности в старшей группе «Путешествие в историю Сызранского Кремля»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие в историю Сызранского Кремля».
Воспитатель Акифьева В. В., учитель-логопед Сидорова Е. К.
Задачи:
Публикация «Конспект интегрированной деятельности в старшей группе „Путешествие в историю Сызранского Кремля“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кремль, Спасская башня, Красная площадь
- Старшая группа
- Сызрань, мой город
- Темочки
"Социализация": - формировать у детей представления об истории родного города, о его достопримечательностях, историческом памятнике Кремле; - продолжать учить исполнять роли (купца, экскурсовода, художника, путешественников).
"Познание":- продолжать учить определять материал, из которого изготовлены предметы (деревянные, чугунные, глиняные);
- упражнять детей в умении ориентироваться на ограниченной плоскости (карта города) с помощью фотографий, символов;
- развивать зрительно-моторную координацию.
"Коммуникация": - продолжать формировать навыки связной речи (составлять рассказ по картине, исполнять роль); - развивать выразительность речи; - упражнять в умении выражать свои мысли понятно для окружающих, используя в речи простые и развернутые фразы;- пополнить словарь качественными прилагательными (деревянный, глиняный, металлический, расширять словарь детей, ввести новые слова «лавка», «колокольня», «галерея»;- развивать фонематическое восприятие.
"Чтение художественной литературы": - продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, - воспитывать любовь к поэтическому слову.
"Музыка":- закреплять умение петь коллективно с музыкальным сопровождением (гимн о Сызрани)
Воспитательные задачи - воспитывать интерес и любовь и к родному краю;- активизировать мышление, память, внимание.
Материал: компьютерная презентация «История Сызранского Кремля», фото, картины, иллюстрации о Сызрани, карта-схема центральной части города, плакат с изображением силуэта Сызранского Кремля, костюмы Пелагеи, купца, старинная утварь, «волшебная палочка», листы бумаги с нарисованными точками и простые карандаши для каждого ребенка, мольберт, бахилы по количеству детей.
Ход:
Дети выходят и встают полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я приглашаю вас и наших гостей отправиться в путешествие в историю Сызранского Кремля.
Дети читают стихотворение Н. Панковой о Сызрани.
Сызрань - мой город родной!
Вьётся синей лентой
Волга средь полей
Дорогой и славной
Родины моей.
На холмах у Волги,
Где реки изгиб,
Долго, очень долго
Город мой стоит.
Небольшой, но славный
Город мой родной.
Кремль, как лебедь белый,
Виден над рекой.
Сколько мест красивых
В Сызрани у нас!
Драмтеатр, парки,
Монастырь и ЗАГС.
Поезда встречает
Городской вокзал,
В гости приглашает
Выставочный зал.
Сыз-рань! Сыз-рань! Сыз-рань! –
Бьют колокола.
Ма-ма, дет-ство, шко-ла –
Родина моя!
Воспитатель: - Ребята, все мы любим наш город и хотим знать, как же он появился. Строительство нашего города началось с Кремля. А чтобы узнать, как это произошло, нужно добраться до главной достопримечательности нашего города.
1. «Дорога к Кремлю».
Воспитатель: У нас есть карта, на которой отмечен маршрут от нашего детского сада к Сызранскому Кремлю и фотографии с достопримечательностями города. Чтобы не заблудиться, будем ориентироваться на места остановок, которые обозначены кружочками.
Ребята, давайте изобразим, как мы идем по городу.
Физкультминутка-логоритмика.
Мы по городу шагаем,
Много видим, называем:
Светофоры и машины,
Ярмарки и магазины,
Скверы, улицы, мосты,
И деревья и кусты.
Воспитатель: Маршрут нашего путешествия начинается с улицы Октябрьской, на которой находится наш детский сад. С улицы Октябрьской мы поворачиваем на улицу Московскую. Улица Московская переходит в главную улицу нашего города – Советскую, которая раньше называлась Большой, так как достаточно протяженная. Первая остановка на карте – «Драмтеатр». У кого фотография с его изображением?
Рядом с Драмтеатром находится детский парк «Гномик». Пройдем дальше – следующий кружочек обозначает остановку «ЗАГС». Напротив него расположена детская школа искусств. Продвигаемся вперед и следующая остановка – Главный почтамт города. И вот уже почти в конце нашей прогулки мы видим Центральный рынок. И, наконец, последний кружок – это и есть Кремль.
(Дети, по мере продвижения по маршруту, прикрепляют к карте фотографии с изображением театра, парка «Гномик», детской музыкальной школы, ЗАГСа, почты, рынка, Кремля).
3. Воспитатель: Вот мы добрались до Кремля. Предлагаю вам перенестись в прошлое с помощью волшебной палочки и превратиться в путешественников во времени. Закройте глаза -1,2,3!
Вот мы и оказали в старой Сызрани 330 лет назад. Нас встречает коренная жительница города Пелагея.
Выходит девушка Пелагея в русском народном костюме. На проекторе показывают фотографии с изображением Петра I, Козловского Г. А., Екатерины II, Сызранской Крепости, Сызранского Кремля в разные исторические периоды, а девушка рассказывает об истории города.
Пелагея (учитель-логопед): Город Сызрань - один из красивейших городов Поволжья. История Сызрани начинается с его основания. Основан город по указу царя Петра Алексеевича (портрет которого перед вами), сначала как крепость. Данное решение являлось частью плана постройки новых крепостей, призванных контролировать волжский торговый путь, защищать земли от набегов кочевников, ногайских и крымских ханов.
4 июня 1683 года был подписан царский указ, согласно которому симбирскому воеводе боярину Григорию Афанасьевичу Козловскому предписывалось с товарищами «Сызранъ строить». Основатель Сызрани князь Козловский имел немалый боевой опыт: служил воеводой, был участником войн с Польшей и Швецией.
Для строительства было выбрано место на холме в месте у слияния рек Волги, Сызранки и Крымзы, крепость строилась солдатами и была возведена за три месяца, в сентябре того же года.
Крепость была огорожена высоким земляным валом и обнесена, стеной из сосновых брёвен с бревенчатыми башнями. Внутри Сызранской крепости были построены дом воеводы, избы для стрельцов и других служивых людей, деревянная церковь, казна, тюрьма и другие строения. В Сызрани в те годы развивалась торговля и разные ремесла. Развивалась портняжное ремесло – ремесло портного. Портные шили одежду. Скорняжное, овчинное ремесла развивались, так как в городе разводили овец и выделывали их шкуры и использовали овчинный мех. Еще в городе переплетали книги - занимались переплетничьим ремеслом. (И здесь мы видим рынок, расположенный неподалеку от Кремля и улицу Большую, на которой размещались разные торговые лавки).
От Сызранского кремля, изначально деревянного и имевшего четыре деревянных и одну каменную башню, сохранилась до наших дней только каменная Спасская башня. Высота башни 27 м. Башня состоит из двух восьмиугольников и двух четырехугольников, внутри интересен шатровый свод, где располагается звонница. В дни праздников здесь исполняются колокольные концерты. (Раздается колокольный звон).
В 1780 году Императрица Екатерина II учреждает герб Сызрани - черный бык в золотом поле, что означает изобилие «сего рода скота» и плодородие земель.
4. Классификация посуды.
Пелагея: Недалеко от Кремля есть рынок. Давным-давно купцы здесь торговали рыбой, овощами, одеждой, мехами, посудой. Купцы – это люди, которые ездили по городам и продавали свой товар. А вот и гости.
Заходит купец (ребенок):
Сызранские жители,
Близкие и дальние,
Российские бояры
Поволжские татары
Наше вам почтение
Милости просим
К нашему шалашу
Посуда наша для щей
И для каши
Не бьется, не ломается
Порчи никакой не подвергается
Горшки! Горшки! Глиняные горшки!
Кому горшки!
Купец предлагает детям разгрузить его товар, который он привез на продажу. Для разгрузки товара в лавки (так назывались раньше магазины) У нас будут 3 лавки – с товарами из дерева, глины и металла.
Дети берут посуду у купца и относят на нужный стол –лавку, объясняя при этом какая посуда: деревянная, глиняная или металлическая.
Купец благодарит детей за помощь. Раздается колокольный звон.
5. Посещение картинной галереи.
Воспитатель: Недалеко от Кремля и центрального рынка находится Краеведческий музей, в котором есть картинная галерея. Давайте посетим ее, а нашими экскурсоводами будут Полина и Лиза.
Экскурсоводы рассказывают о картинах с изображением Кремля, нарисованных Сызранскими художниками, о названиях картин и их содержании («Сызрань. Ветер перемен» Шишкин Сергей Борисович, Пушков В П «Сызрань зимним вечером» 2002, Горячев Александр Анатольевич «Сызрань»)
Примерный рассказ Полины: Среди картин нашей галереи есть картины Сызранских художников с изображением Кремля. Посмотрите на картину Сергея Борисовича Шишкина «Ветер перемен». Художник нарисовал старинный Кремль, а рядом современные дома. Только во все времена такими же остаются облака, небо и красавица-река. А эта картина называется «Сызрань зимним вечером», ее нарисовал Валерий Пушков 10 лет назад. Зима сковала реку. Небо в тех же красках, что и река, покрытая снегом. И на этом бело-голубом фоне башня и собор Кремля.
Лиза: Вот картина Горячева Александра Анатольевича «Сызрань». На этой картине мы видим наш город с высоты птичьего полета. Кремль виден лишь вдалеке, на другом берегу. Художник изобразил город в летнее время. Он использовал много голубых и синих красок.
И последняя картина неизвестного художника. Художник писал картину, находясь на балконе. Он нарисовал то, что видел: два берега и между ними реку Крымзу. А там, подальше, справа от моста, видна Спасская башня.
Затем ребенок – художник рассказывает о своей картине.
Ася: Когда мы с семьей гуляли около Кремля, был праздник Сызранских помидор. Мы рассматривали башню. Она очень высокая. Внизу есть красивые железные ворота. Наверху – звонница с колоколами. А крыша башни похожа на шатер.
Воспитатель: Вот каким интересным получилось наше путешествие. А вам хотелось бы тоже стать художниками и нарисовать наш Кремль?
Детям предлагается нарисовать простым карандашом силуэт Кремля (по точкам).
Воспитатель: Вот сколько интересного о Сызранском Кремле мы сегодня узнали. В заключении нашего путешествия предлагаю всем исполнить песню-гимн о Сызрани, которую сочинила наш музыкальный руководитель Сурмина Наталья Петровна.
Дети исполняют гимн под аккомпанемент музыкального руководителя
Возвращение в детский сад. Детям раздают сувениры.