Галина Меньшенина
Конспект интегрированного занятия «Знакомство с прялкой семейских»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать положительной мотивации к изучению традиций и культуры, трудовой деятельности семейских. Создание условий для развития представлений детей о семейской культуре. Приобщение детей к семейным ценностям и традициям.
Задачи:
Познакомить детей с прялкой. Развивать познавательный интерес. Прививать интерес к культуре народного края.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Знакомство с прялкой семейских“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, трудовая деятельность.
Предварительная работа: Беседа: «Семейские», рассматривание иллюстраций «Костюм семейских», «Предметы быта семейских», экскурсия по селу, экскурсия в музей семейских. Разучивание хороводной игры «Дрема».
Оборудование и материалы: Прялки, самопрялки, комната с предметами быта семейских, русские, семейские народные костюмы, цветные карандаши, фломастеры, восковые карандаши, шаблоны из бумаги «прялки».
Ход занятия : Дети вместе с воспитателем переодеваются в русские народные костюмы.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся поближе с предметом народного быта семейских, орудием труда - прялкой.
А как вы думаете, для чего же предназначалось прялка?
(Ответы детей.)
Воспитатель: В суровые сибирские морозы нельзя было обойтись без теплой одежды. Да и семьи были большими, всех нужно обеспечить необходимыми вещами. Вот и старались женщины, пряли пряжу. Пряли в основном в осенне-зимний период, вечерами.
На прялке пряли овечью шерсть, которая затем использовалась для изготовления рукавиц, их семейские называли «варьги», носков и других предметов одежды. (Показ, рассматривание).)
Прялки были двух видов. Ручная прялка. Она состояла из донца (сиденья) на которую садилась пряха. (Показ, рассматривание.). И лопаски (столбик с расширением наверху, к которой привязывалась шерсть. (Показ, рассматривание). Пряха крутила веретено одной рукой, а другой вытягивала нить из шерсти, которую подвязывала к лопаске.
К веретену девочек приучали рано, с 5-7 лет.
А вот и другой вид-самопрялка. Ее семейские еще называли «самопрядка».
(Показ, рассматривание).
Воспитатель: Как вы думаете, почему она так называлась?
(Ответы детей).
Основные части самопрялки-это колесо, веретено, подножка.
(Показ, рассматривание).
Воспитатель: Конечно, при помощи самопрялки можно было быстрее и больше напрячь нитей. Но и здесь приходилось много потрудиться, чтобы напрясть ниток на всю семью.
Как вы считаете легок ли был труд пряхи? (Ответы детей.)
Даже есть такая пословица у семейских. «Не ленись прясть, хорошо оденешься».
Воспитатель: Прялки были не только орудием труда, но и украшением дома. Ее украшали росписью и резьбой, для того чтобы скрасить нелёгкий, трудоемкий труд. (Рассматривание росписи на прялках).
Воспитатель: С некоторыми элементами росписей вы уже знакомы. Это и «Листья», «Ягодки». Узоры - круги, завитки.
Воспитатель: И сегодня я предлагаю вам выбрать и раскрасить свою прялку.
(Дети украшают узорами бумажные шаблоны прялок).
Дети рассматривают полученные работы.
Воспитатель: Вот какие яркие и нарядные «прялки» у нас получились.
А сейчас ребята, поиграем в хороводную игру «Дрему сажать»?
(Ответы детей.)
Текст игры: «Сидит Дрема, сидит Дрема, сидит Дрема, само дремет, само спит. Сидит Дрема, сидит Дрема само дремет, само спит. Вставай Дрема, вставай Дрема, к тебе людишки пришли. Вставай Дрема, к тебе людишки пришли»
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, что было самым интересным? А что было самым трудным? Что получилось у вас лучше всего? Что вам больше всего понравилось?
Список использованной литературы:
1.«Семейские»/БолоневФ. Ф. /-1992г. ,Улан-Удэ,Бурятско книжное издательство.
2.«Быт и искусство русского населения Восточной Сибири, Забайкалья» /Новосибирск. Наука /-1995г.
3.«Народное искусство семейских Забайкалья»- /Ильина-ОхрименкоГ. И. /-Улан-Удэ, Бурятское кн