Ирина Бедина
Конспект интегрированного занятия «Застолье по-карельски»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ Боровская СОШ
«Фестиваль методических идей - 2016»
«Застолье по – карельски»
Конспект открытого интегрированного занятия
Дата 5 февраля 2016 года
Место 13 кабинет
Время 4 урок
Дети - участники 3 класс МБОУ Боровская СОШ – воспитанники ДО «Из колыбели на пол»
Тема занятия Карельская кухня. Застолье по - карельски
Образовательная область Краеведение, этнография
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Застолье по-карельски“» размещена в разделах
Оборудование Столы, скамейки, скатерть, иконка, полотенце, чайные сервизы, лоскутное покрывало, тарелки, ложки, половички, экспонаты музея, костюмы педагогов, сундучок, сушеная рыба, клубок, карточки с заданием, ноутбук, колонки, проектор, экран, две палочки, угощенье на стол.
Цель: Дать учащимся представление о карельском застолье, столе;
добиться осознанного восприятия материала;
вызвать интерес к теме и содержанию занятия;
воспитывать положительное отношение к прошлому нашей Родины способствовать сплочению коллектива через групповую работу по предмету.
Развивать логическое мышление;
Совершенствовать умение отвечать на вопросы связными, полными предложениями;
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;
(Встаем кружком)
-Ребята, сегодня нам предстоит встретит гостей. Встретить и, конечно, угостить их, а это значит посадить их за стол. Но застолье сегодня будет не обычное. А как вы уже догадались по – карельски. Карелы славились всегда особым гостеприимством и сейчас мы будем верны традициям своих предков. Наш современник, поэт Армас Мишин в стихахвоспевает это традиционное гостеприимство карелок:
В карельских селах добрые хозяйки.
Откуда б ни был – в избу проведут,
к гостям усадят и на случай всякий
печь пироги – в который раз! – начнут.
-Посмотрите вокруг – гости скоро на пороге, а у нас с вами еще ничего не готово. Стол не накрыт, угощенье не приготовлено. Чтобы все успеть, необходимо поторопиться. Думаю, если мы дружно возьмемся за работу, все успеем! Согласны? Ну что? Каков план? Предлагайте, с чего начнем? (ответы детей)
Приходим к выводу, что сначала необходимо накрыть на стол.
Сообщение о столе: Стол, скатерть – святые предметы в карельском доме. Стол в доме карела - Божья ладонь, поэтому карел никогда не ударит кулаком по столу, ибо это – великий грех. В Карелии долгое время столы были со съемной столешницей и, при отсутствии в семье скатерти, стол после еды тщательно мыли, а если начинали стряпать, столешницу переворачивали, все делали на ее обратной стороне. Столешница наша без углов – карел исстари углов не любит
А для этого выбрать скатерть. Предлагаем выбрать скатерть. Подходим к столу, на котором лежат скатерти на выбор. Выбираем льняную. Обосновываем свой выбор. Вспоминаем поговорку: «Домотканая браная скатерть дом украсит и от беды убережет»
Читаем стихотворение Василия Бочарникова:
Скатерть строгая, скатерть нежная…
Ты сработана мастерицами
Белозубыми, белолицыми.
Не жалея сил,
Тебя выткали,
Разукрасили
Птицей, рыбками
Да цветочками,
С детства милыми,
Что в лугах цветут
И под ивами.
Накрываем стол
Для своих друзей,
Просим: «Хлеб да соль!
Ешь досыта, пей!»
Ну и скатерти под закусками!
В них раздолье есть…
Чистота снегов,
Красота полей
Аромат лугов
Ширь весенних дней.
Скатерть строгая, скатерть нежная…
Чуть больше о скатерти знает ….
Сообщение о скатерти: «Скатерть в Карелии использовалась в свадебном и похоронном обрядах Карелии, в лечении детей и, конечно же, ею покрывали стол. Все мы знаем выражения: «хлеб да соль», «чай да сахар». А на севере существовало свое выражение «Стол да скатерть». У карел ни в будни, ни в праздники недопустимо было садиться за стол, не покрытый скатертью. Существовал запрет класть еду на голый стол: «Нельзя божьи дары класть на голый стол. Скатерть обязательно стелили к завтраку, обеду, ужину, а на остальное время снимали. Если семья была большая да бедная и в доме не было скатерти, то еезаменяли столешницей. Скатерть никогда нельзя чинить. Используй без починки, сколько можешь, затем – в огонь, но не на тряпки. Ею дорожили.
- Что же дальше?
Самовар. самовар – солнце в доме – угол занимает. Любили карелы почаевничать. Особенно после бани. Чай пили в прикуску, с сахаром. А в богатых домах с вареньем или медом.
- Но нет посуды на столе! Сегодня ребята у нас дома большое количество разной посуды, а что же раньше. Какой посудой пользовались наши бабушки и дедушки?
-Давайте попробуем разобраться. Подходим к столу с посудой.
-Перед вами посуда. Скажите, пожалуйста, из чего она сделана.
(Металл, глина, дерево).
- А какая посуда на ваш взгляд появилась раньше? Какая посуда самая древняя? Расположите карточки в хронологической последовательности. Расставляем посуду возле карточек.
(Дерево, глина, металл)
- А теперь давайте рассмотрим – каким способом изготовлена эта посуда.
(точеная, долбленая, из бересты, бондарная, из лыка)
Расставляем посуду к карточкам.
Давайте теперь ребята, разберемся. Что хранили в этой посуде? Для чего она была предназначена?
,
Бутылочки для соли – загадка для детей (охотники в лес брали соль).
Солонки – соль на столе у карела была всегда к соли все домашние в избу возвращаются, только на свадьбе её чепцом закрывают – чтобы на соль никто ничего наговорить или нашептать не смог. Мы тоже соль на стол поставим.
- Чем же мы будем гостей угощать?
-Кое – что о карельской кухне вы уже знаете. Сейчас мы вас проверим.
Игра «Верите – не верите».
Игра «КАРТОШЕЧКА В ГОРШОЧКЕ» карельская игра
Дети образуют два круга: внешний – горшочек, внутренний – картошка. Под музыку дети начинают двигаться: внешний круг идут по кругу, внутренний двигаются «гуськом» противоходом (картошка вариться). На последнюю фразу дети из внешнего круга останавливаются, а дети во внутреннем кругу постепенно встают (картошка сварилась) и поворачиваются к детям из внешнего круга. На последний аккорд дети - картошка надувают щеки, а дети – горшочек протыкают их (проверяют, «сварилась ли картошка»). Чьи щечки не сдулись, та картошка «доваривается» - пляшет.
- Чудесна картошка сварилась, рассыпчата, для начинки в самый раз.
Я б калиточек картофельных поел,
Что б лежали на тарелочке горочкой,
Что б румяны, что б хрустели корочкой!
(Сюжет о калитках)
Вопрос детям (объясни пословицу)
В Карелии говорят – от хозяина должно пахнуть ветром, а от хозяйки – дымом.
-А что же еще на стол поставим?
Ответы детей: Конфеты, пирог с ягодами, сахар, варенье, чашки.
-Кажется, наши гости уже на пороге!
Из палочек делаем импровизированную дверь. Гости проходят – наклоняются, перешагивают через порог.
Здравствуйте, гости дорогие!
Никак по деревенской жизни заскучали?
На порог ступать – беду себе накликать. Его девки подолом не метут, на пороге сидеть негоже, через порог не здороваются, порог удерживает за дверью порчу, сглаз и нечисть.
Пусть тебе не покажется низкой притолока – небольшая дверь много тепла из избы не выпустит…
Ну что же вы остановились возле двери? Место около двери – для лихих да чужих. А вам, каждая половица в большой угол пройти приглашает!
Дорогому гостю – почетное место. В русской избе в «красный» бы угол провели, в карельской – в большой угол посадят.
Здесь у нас самовар – солнце в доме – угол занимает, над ним – икона, а над иконой полотенце, прабабушкой вышитое.
В «красный» или «большой» угол последний сжатый сноп ставят, огарок свечи рождественской, тут в шкатулке – коробейке дорогие семейные вещицы лежат…
Сиди, гость, да по сторонам смотри. У нас тут многое, как у русских соседей.
Садим мальчиков за стол вместе с гостями (взрослый - ребенок)
Дорогих гостей встречаем, калитками угощаем!
Они на блюде расписном с карельским рушником.
Калитки подносим, поклонясь отведать просим!
- Чай пить – приятно жить! Пустой пить неохота, я с калитками в самый раз!
-Гости дорогие, хозяев уважим?
Гости: Уважим!
- Калиточек поедим!
Гости: Поедим!
- Ароматным чайком запьем?
Гости: Запьем!
Пока наливаем чай. Вносим сундучок. Предлагаем всем присутствующим отгадать что в нем находится.
Лакомство для ребят сегодня – это, конечно, конфеты. А что было лакомством для детей в прошлом? В сундучке находится лакомство карельских ребятишек – сушеная рыба.
-Что говорите? Руки жирные после калиток? Салфеток у нас в избе не водится… Вот в прошлом парни такими руками на голове волосы приглаживают. А вы к рукомойнику ступайте!
Ну что, гости дорогие, станем новостями делиться, разговоры разговаривать - для нас, карел, живая речь – что птичья песня…
Задание : «Соединить части пословицы (о гостеприимстве)» – прочитать их.
- А вот и еще одно блюдо подоспело – кисель на тарелке – густой (угощаем гостей).
- Есть его надо ложкой. Прошу отведать. Каждый гость знал, если хозяйка кисель подавала – пора трапезу заканчивать – это последнее блюдо. Его так и называли – «кисель – выгонщик».
Итог:
-Ребята, а вы как думаете, все ли у нас получилось? Довольны ли гости? Наша с вами задача была устроить застолье по – карельски. Справились ли мы с ней? (ответы детей).
- Вопрос к вам, гости - понравилось ли вам, как ребята вас встретили? Понравилось ли угощенье? Уютно ли вам было. Похвалите хозяев. Придете ли еще раз?
Оленев И. В. в путевых очерках так написал: «Карел очень гостеприимен и считает непременным долгом угостить всякого, кто зайдет к нему в праздник. При этом у него проглядывает неподдельная приветливость и радушие: для дорогого гостя он ничего не пожалеет и вынесет на стол все, что только у него есть лучшего».
Пусть же в каждом доме будет скатерть-самобранка, которая и дом украшает, и душу радует, и друзей собирает, и к задушевной беседе располагает, а в нужную минуту и от беды убережет. А на столе вашем пусть всегда будет и хлеб, и соль, и все, что пожелаете!