Приложение МААМ

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с мордовским фольклором «Весенняя ярмарка (Тундань ярмарка)»

Наталья Вельмяйкина
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с мордовским фольклором «Весенняя ярмарка (Тундань ярмарка)»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

-закрепить знания детей о различных жанрах устного народного творчества: песнях, сказках, загадках;

-развивать у детей умение выделять жанровые особенности фольклорных произведений;

- обратить внимание на красоту и особенности народного языка.

-вызвать интерес к мордовскому фольклору.

-вовлечь детей в совместную игровую - творческую деятельность.

-обогащать внутренний мир детей добрыми чувствами, прибегая к использованию фольклорного слова, на эмоционально-чувственной основе формировать доброе высоконравственное отношение к окружающему миру.

Публикация «Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с мордовским фольклором „Весенняя ярмарка (Тундань ярмарка)“» размещена в разделах

Предварительная работа:

знакомство с пословицами и поговорками, загадками, песнями и сказками мордовского народа; чтение художественной литературы; рассматривание книг, иллюстраций к мордовским народным сказкам.

Ход занятия

Воспитатель:- Ребята, сегодня мы с вами отправимся на веселую ярмарку. Когда люди ходили на ярмарку, они надевали самую лучшую одежду. Давайте и мы с вами нарядимся (девочки надевают яркие косынки, мальчики кепки) и возьмем корзину для гостинцев. А поможет нам туда добраться праздничная карусель.

Мы на ярмарке побудем,

Что мы только не увидим.

Карусель с секретом там,

Все расселись по местам,

Где остановка - там секрет

Загадки, сказки, песни, смех.

Наша карусель завертелась! Мы отправляемся в путешествие по ярмарке. (В течение нескольких минут звучит музыка). Под музыку дети занимают места на «карусели» и двигаются по кругу, держась за ленты.

Воспитатель: А вот и ярмарка!

Ребенок: Ярмарка! Ярмарка!

Весенняя ярмарка!

Милости просим Дорогие гости!

Ребенок: Наша ярмарка большая

И чего здесь только нет!

Не видать конца и края

Море сушек и конфет!

Воспитатель: Вот только гостинцы получит тот, кто назовет мордовские пословицы и поговорки. (дети называют пословицы и поговорки на мордовском, а затем на русском языке).

Дети: - Тундась мазы панчфса, сексесь- серонь тяньфса.

Весна красна цветами, осень – пирогами

-Тундась козя шиса, сексесь-кшиса.

Весна богата солнцем, осень хлебом.

-Тунда аф видят, сексенда мезевок аф пидят.

Весной не посеешь, осенью ничего не испечешь.

Ребенок, который назвал пословицу или поговорку берет со стола сувенир («сосулька) и кладет в корзину.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сколько мудрых пословиц вы назвали!

Закружилась карусель и зовет нас в путь скорей!

Ребята посмотрите, что продается в этой палатке? На столе книги с детскими мордовскими сказками

Дети: Здесь продаются книги с мордовскими сказками!

Воспитатель: Правильно, молодцы! Сейчас мы проведем викторину по мордовским народным сказкам. Я предлагаю вам разделиться на две команды. Дети делятся на команду девочек и команду мальчиков. Команду девочек назовем «мордовочки», а команду мальчиков - «весельчаки».

Воспитатель: Сейчас мы вспомним, какие мордовские народные сказки мы читали. Воспитатель выставляет на мольберт иллюстрации к мордовской сказке «Кот и Лиса»

Воспитатель:- Итак, вопросы для команды девочек.

-Персонажей, какой сказки вы видите на этом рисунке?

Ребенок: - «Кот и Лиса»

Воспитатель: -Как в сказке называют кота и лису?

Ребенок:- Котофей Иванович и Лисафья Ивановна.

Воспитатель:- Молодцы,все верно!

Воспитатель выставляет иллюстрации к сказке «Свинка».

Воспитатель: - А теперь отвечает команда мальчиков. Персонажей, какой сказки вы видите на этом рисунке?

Ребенок:- Эти персонажи из мордовской сказки «Свинка».

Воспитатель:- Сколько было у свинки поросят?

Ребенок:-12

Воспитатель: -Правильно, молодцы! Воспитатель задает вопросы поочередно.

Воспитатель:- Девочки, а ну- ка вспомните песню Козочки из сказки «Козочка».

Девочки (поют) Дверь откройте, деточки

Дверь откройте, маленькие

Теплого молочка несу

В землю молочко бежит

В травку льется маслице.

Воспитатель:- Ну а вы мальчики помните какую песенку пел мальчик из сказки «Бойкие саночки»?.

Мальчики (поют)Санки мои бойкие!

Санки мои быстрые!

Колобок медовенький!

Палочка бедовенька!

Воспитатель:- Молодцы, справились! Для следующего вопроса воспитатель ставит на стол две коробки. В каждой коробке лежат предметы из сказок.

Воспитатель:- Девочки, в ящике лежат предметы, которые навлекли беду на коровку - кормилицу детей. Что это за предметы?

Ребенок: -Три пуговицы (деревянная, костяная и медная,

Воспитатель:- И что это за сказка?

Ребенок: - Это сказка «Черная корова»

Воспитатель: -Мальчики, в ящике находятся предметы, с помощью которых девочке удалось спастись от злых стариков и старушек. Что это за предметы?

Ребенок: -Брусок, гребенка.

Воспитатель:- И что это за сказка?

Ребенок: - Это сказка «Девочка - серебряный зубок.

Воспитатель: -Как эти предметы помогли девочке?

Ребенок:- Из кленового гребня вырос густой лес, из бруска - высокая и крутая гора.

Воспитатель:- Умнички! Хорошо!

Воспитатель читает отрывки из сказок для каждой команды.

Воспитатель:- Ребята, будьте внимательны!

- Вышла из - под пола ласка и говорит: «- Сестричка, а сестричка, брось мне бусинку и бисеринку, а я тебе добро сделаю».

Девочка бросила ей бусинку, бросила бисеринку, ласка говорит ей: «-Как только закончишь нанизывать бусы и бисер спрячься за печку, а около Бабы -Яги положи липовый пенек» Из какой это сказки?.

Дети: -Это отрывок из сказки «Злая мачеха»

Воспитатель:- Что себе возьмешь, Мишенька? - спрашивает лиса.

- Корешки! - говорит медведь.

- Как хочешь соседушка, как хочешь - пропела лиса. - Сам видишь, я тебя не обманываю, а беру то, что остается.

Дети: -Это отрывок из сказки «Лиса и медведь»

Воспитатель:- Молодцы и здесь вы справились! И у меня осталось последнее задание.

-Как называется сказка, главный герой которого маленький гном, видимый только своему хозяину и обладающий невероятной силой.

Дети: - Эта сказка называется «Куйгорож».

Воспитатель:- Откуда он появился?

Дети: - Он появился из совиного яйца.

Воспитатель: - О чем не знал старик в сказке «Ведява»?

Дети:- Он не знал о рождении сына.

Воспитатель:- Кому он обещал его?

Дети: - Он обещал его отдать Ведяве.

Воспитатель:- Кто такая Ведява?

Дети: - Ведява- хозяйка воды.

Воспитатель: - Молодцы. Вы хорошо справились с заданиями.

Воспитатель: -Ребята, посмотрите, на столе лежат герои сказок. (Лиса в фартуке, медведь в рубахе.) Но только они какие-то не яркие. А давайте мы разукрасим наряды героев мордовским узором, и они будут вам гостинцами с ярмарки. Но прежде чем начать рисовать, давайте поиграем.

Физкультминутка: Утром солнышко встает (постепенно поднимают руки вверх)

Выше,выше,выше

К ночи солнышко зайдет (дети медленно опускают руки вниз)

Ниже, ниже, ниже.

Хорошо солнышко смеется (фонарики)

Нам весело живется (дети хлопают в ладоши)

Дети берут готовые штампы и украшают мордовским орнаментом фартук лисы и рубаху медведя. Затем выбирают одну работу и кладут в свою корзину.

Воспитатель:- Молодцы! Вот и герои сказки стали веселыми. Ну а нас заждалась наша карусель.

Закружилась карусель и зовет он в путь скорей! Под музыку дети занимают места на «карусели» и двигаются по кругу, держась за ленты.

Воспитатель: -Ребята, а в этой палатке загадывают загадки. Мы с вами тоже знаем много загадок на мордовском языке. Дети загадывают загадки, передавая бубен из рук в руки. За загадки дети кладут в корзину сувенир (цветочек).

Аш кургоц, аш пейнза, Нет рта, нет зубов

Масторть лангста ловть пори. (лямбось) Снег с земли съедает.

(весеннее тепло)

Тунда эряскоды, Весной спешит,

Тялонда таяскоды. (Ляйсь) Зимой каменеет. (река)

Лата пряста сиянь На краю крыши серебряные Кштирьхть нюрьгихть. (эйнь сюротне) веретена висят. (сосульки)

Воспитатель:- Молодцы ребята, много знаете загадок.

Закружилась карусель и зовет нас в путь скорей.

Воспитатель:- Ребята, посмотрите, в этой палатке скоморохи закликают

нас на праздник приглашают. А какие заклички вы знаете?

Дети читают заклички на мордовском языке. Получают сувенир (солнышко) и кладут в корзину.

Кеворек алня Кати яичко по блюдечку

Шаванять ланга Прикати весну красную.

Кевортьк тейнек

Мазы тундать.

Жаворонкат лиеда, Жаворонки прилетайте,

Пизонянтень тиеда, Свои гнезда делайте,

Пацянянтень лангса На своих крыльях

Мазы тундать кандость! Весну принесите!

Воспитатель: -Замечательно. Много знаете закличек. Звучит мелодия песни «Весенняя хороводная» Вы слышите знакомую мелодию? Интересно как она называется?

Дети:- Это песня «Весенняя хороводная»

Воспитатель:- Ведь на ярмарке все веселятся и водят хороводы. Давайте и мы споем. Дети исполняют хоровод под песню «Весенняя хороводная». Затем дети берут сувенир (веточка вербы)и кладут в свою корзинку.

Воспитатель:- Молодцы! И петь то вы умеете.

Недолог ярмарочный день,

Хоть веселиться нам не лень.

С вами ярмарка прощается,

Потому что закрывается.

Закружилась карусель, возвращает нас скорей.

Воспитатель:- Вот и вернулись мы с ярмарки. Набрали полную корзину гостинцев. Давайте мы ее разберем и вспомним, где мы были и что видели. Дети по очереди берут гостинец и говорят за что ее получили.

Занятие можно проводить не только весной, но и зимой, летом и осенью.

См. приложение.

Приложение

Пословицы

Кизось работай тялоти, тялось-кизоти. (Лето работает на зиму, зима-на лето).

Кизоть етафтсак работазь,тялонда моронят морат. (Лето в труде проведешь, зимой песни поешь).

Тялось сай эйть ланга, тундась ведьге. (Зима приходит по ледяному мосту, весна по воде).

Тялось кизефтянза тунда, мезе тиеть кизонда. (Зима спросит весной, что сделала летом).

Мезе видят, сянь и нуят. (Что посеешь, то и пожнешь).

Загадки.

Кизонда эжди, Летом греет,

Тялонда кельмофти. (шись). Зимой холодит. (солнце).

Аф кштирди,аф кодай Не прядет, не ткет,

Тялонда акша щамса, Зимой в белой одежде,

Кизонда пиже щамса. (масторсь) летом в зеленой. (земля)

Сонць пейфтома, Сам без зубов

А шамас суски. (морозсь) А в лицо кусает. (мороз)

Сай саворне, Приходит без шума,

Туй шумназь. (ловсь) Уходит с шумом. (снег)

Эсон учихть, Меня ожидают,

Саян-сюцихть. (пиземсь) Приду-осуждают. (дождь)

Пацяфтома лии, Без крыльев летит,

Кргапарьфтома ювади. (атямсь) Без горла ревет. (гроза)

Заклички

Кизоня,сак, сак! Лето,приди,приди!

Лямбе тунда тук,тук! Весна уйди,уйди!

Сетьме пизем кант,кант! Принеси нам теплый дождь

Сери серот макст,макст! Вырастет густая рожь!

Киза,киза,кизоня Лето,летечко

Лямбоне, да пиженя Теплое, зеленое

Сашентт сиденяста Ты почаще приходи

Аф най кизоняста. И не только летом.

Пиземня, пяконе! Дождик,сильней!

Модась ули ляпоня, Земля будет мягче,

Ласьконнтяма кяпоня! Будем бегать босиком!

Жаворонкат лиеда, Жаворонки прилетайте,

Пизонянтень тиеда, Свои гнезда делайте,

Пацянянтень лангса На своих крыльях

Мазы тундать кандость! Весну принесите!

Кеворек алня Кати яичко по блюдечку

Шаванять ланга Прикати весну красную.

Кевортьк тейнек

Мазы тундать.

Публикации по теме:

«Весенняя ярмарка» для подготовительной группы. Звучат фанфары Гости проходят в зал через ручеек, где их встречают скоморохи. Звучит фоновая музыка. Скоморохи (вместе) Здравствуйте, гости.

Фотоотчет о проведении фольклорного праздника «Весенняя ярмарка»Фотоотчет о проведении фольклорного праздника «Весенняя ярмарка» В стенах Детского сада № 450 города Нижнего Новгорода прошел фольклорный праздник «Весенняя ярмарка». Главной целью проведения этого мероприятия.

Конспект комплексного занятия «Ярмарка, ярмарка, широкая ярмарка!» Конспект комплексного занятия: «Ярмарка,ярмарка, широкая ярмарка!». Адресат: воспитанники подготовительной группы. Цель: обобщить имеющиеся.

Конспект занятия «Дымковская ярмарка» Тема. "Дымковская ярмарка" Задачи. Продолжать знакомить с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской игрушке.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Весенняя ярмарка»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Весенняя ярмарка» ЦЕЛЬ: Создание условий для проявления творческих способностей детей в процессе разных видов художественно-эстетической деятельности. ЗАДАЧИ:.

Сценарий праздника 8 марта в средней группе «Весенняя ярмарка» Зал оформлен под ярмарку, развешены платки, салфетки, на столах – музыкальные инструменты, самовары, народные игрушки, дети и воспитатель.

Сценарий праздника «Весенняя ярмарка» Сценарий «Ярмарка» 1. Внимание! Внимание! Открывается веселое гуляние Торопись, честной народ, В гости Ярмарка зовет! 2. Не стойте у дверей,.

Сценарий весеннего развлечения «Весенняя ярмарка» для детей подготовительных к школе групп СЦЕНАРИЙ ВЕСЕННЕГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ «ВЕСЕННЯЯ ЯРМАРКА» (для детей подготовительных к школе групп) Дети вбегают под русскую народную песню «Коробейники».

Сценарий «Весенняя ярмарка» Это сценарий для детей старшего дошкольного возраста. Он интересен тем, что знакомит детей с традициями русского народа. Вед. : В этот светлый.

Сценарий: «Весенняя ярмарка» Сценарий: «Весенняя ярмарка» (зал празднично украшен, входят клоуны Уля и Филя) Уля: Народ собирайся, ярмарка открывайся! Филя: Все на ярмарку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с мордовским фольклором «Весенняя ярмарка (Тундань ярмарка)»
Опубликовано: 9 ноября 2015 в 14:41
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с мордовским фольклором «Весенняя ярмарка (Тундань ярмарка)»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Вельмяйкина (УИ 340400) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД