Елена Волкова
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Люблю я русскую березку»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения знаний о березе.
Задачи: воспитывать патриотические чувства через знания и представления детей о березе как уникальном дереве;вызвать эмоционально- положительное отношение к березе, желание любоваться ею, заботиться о ней и беречь; воспитывать интерес к разным видам художественной деятельности; подводить к к созданию выразительного образа при помощи обрывной аппликации; развивать мелкую моторику; учить передавать характерные особенности в изображении березы, работать коллективно.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе „Люблю я русскую березку“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: Чтение и заучивание стихов русских поэтов о березе, прослушивание русской народной песни "Во поле березка стояла", Рассматриваие картин Левитана, Шишкина, Саврасова с изображением берез;
рассматривание берез во время прогулки в парке и на участке детского сада.
Оборудование: макет березы,слайды с изображением берез и поделок из древесины и коры березы, аудиозапись "щебет птиц" и музыка для хоровода-цепочки "Береза", шкатулка с разноцветными лентами, березовый веник, лапти, береста, два ватмана с изображением стволов берез, листы цветной бумаги зеленого и желтого цвета 10 на 10см на каждого ребенка,клей карандаш.
Ход занятия:
Звучит аудиозапись "Щебет птиц".
-Ребята, сегодня мы познакомимся поближе с одним деревом, а вот с каким именно вам нужно будет отгадать. У меня в руках шкатулка. В ней находятся предметы, которые имеют отношение к этому дереву. Ну что, посмотрим? (открываю шкатулку, достаю лапти, березовый веник и бересту).
-Как вы думаете, какому дереву принадлежат эти предметы (березе)
-Правильно, сегодня мы познакомимся поближе с березой.
(выставляется макет березы).
Это дерево настолько любимо нашим народом, что про него с самых давних времен и до наших дней слагают песни, стихи, пословицы и поговорки. Как вы думаете, почему (ответы детей) Конечно, ведь береза является одним из символов нашей страны.
-А вы знаете в какой стране мы живем? (в России) Если мы живем в России, то как мы называемся? (россияне)
Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за ее красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной Родины.
А что такое Родина (ответы детей)
-Родина-это место,где человек родился и живет. В каждой стране мира есть свое священное дерево. В Америке клен, в Африке пальма, в Японии сакура. А в России -это береза. (показ слайдов).
Белоствольная береза- символ Родины моей.
Нету деревца другого сердцу русскому милей.
Для русских это уникальное дерево. В древности считалось, что она защищает семью от горя и бед, является символом нравственности и чистоты. Березу воспевали в песнях, упоминали в сказках.
У всех берез очень необычная кора, которую не спутать с другими деревьями. Как вы думаете, почему (она белая)
Березу за ее кору называют белоствольной. (повторяем с детьми)
Белая кора березы называется берестой. (повторяем с детьми)
Береста- это защитный покров дерева. Но в белой бересте есть довольно крупные черные пятна и черточки, идущие по стволу. Это - чечевички, через них береза дышит.
Береза- любимый материал у народных мастеров. Дерево мягкое и податливое. Каждая губерния имела своих мастеров и отличительные особенности ремесла. Делали и обувь, и посуду, и много всего другого. (показ слайдов) К примеру, в туесках из бересты можно было хранить молоко и воду, и это было не только емкостью для жидкости, но и своеобразным термосом. На бересте писали, делали поделки, сосуды, туески, огромные коробы, могли оплетать глиняные горшки, если они трескались.
Дерево, символизирующее счастье и красоту, нашло свое место и в изобразительном искусстве. (показ репродукций картин И. Грабаря "Февральская лазурь",А. Саврасова "Грачи прилетели",И. Шишкина "Березовая роща").
(Включается негромко аудиозапись музыки для хоровода-цепочки "Березка")
Художники не могли не вдохновиться ее красотой. Посмотрите, ребята, с какой любовью русские художники изображали уголки своей родной природы. На всех картинах здесь изображены русские березки. А как вы думаете, о чем хотели нам рассказать художники (ответы детей). Наверное о том, как красивы березы в разное время года. А какое могло быть настроение у художников, когда они рисовали свои картины (ответы детей) Почему? А как вы думаете, музыка, которую вы слушаете передает настроение художника? Какая она была? (плавная, спокойная,мелодичная).Да, музыка такая же светлая, прозрачная, мелодичная как эти удивительно красивые березки. Предлагаю отдохнуть и под красивую мелодию поводить хоровод -цепочку вокруг нашей березки.
А сейчас послушайте, как рассказал о березке один поэт :
Словно девица русская, приумолкнув,стоит.
Над речушкой березка листвой шелестит.
Только ветер играет в косах длинных листвы,
Только звезды мигают ночью ей с высоты.
Рано утром встает она солнце встречать.
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И,наверно,на свете нет березы родней.
Ведь березка- частица России моей.
-С кем сравнивает поэт березку (с девицей).Почему он сравнивает ветви березы с длинными косами (ответы детей).Да, они длинные, тонкие, плавно спускающиеся вниз, как распущенные волосы у девушек. Как вы думаете, какие чувства автор стихотворения испытывает к березке? Почему он называет ее частицей России (ответы детей)
Вот видите, ребята,и художники, и поэт, и музыканты по-разному, но удивительно красиво рассказали нам о красоте русской природы, о красавице березке.
А сейчас я предлагаю вам разбиться на две команды. На доске два плаката с изображением берез. На столах лежат листочки цветной бумаги и клей. Каждая команда должна красиво и аккуратно одеть свою березку. А что для березки одежда (листья) Правильно. Поскольку сейчас у нас осень, то листья могут быть как зеленые, так и желтые. Вы аккуратно отрываете кусочек от цветной бумаги и приклеиваете его на вашу березку. (показ обрывания бумаги нужной формы).Начинайте. Посмотрим,чья команда лучше справится с заданием.
(Дети выполняют коллективную обрывную аппликацию)
Ну что ж, ребята,обе команды отлично справились с заданием. Вы просто молодцы. Таких красивых берез я еще не видела. Мы их обязательно оставим в нашей группе.
Рефлексия: -Ребята, о чем мы сегодня говорили?
Какое дерево является одним из символов России?
Какие задания были особенно интересными?
Что вы сможете рассказать родителям о березе?
А у меня для вас остался еще один сюрприз. В моей шкатулке есть разноцветные ленты. знаете для чего они? Нет? Дело в том, что в старину был такой обычай : люди завязывали на ветках берез тряпочки или ленточки и загадывали желание. Вот и я предлагаю вам взять по одной ленточке, загадать желание и завязать эту ленточку на нашу березку. И оно обязятельно сбудется.