Старовойтова Анастасия Владимировна
Конспект интегрированного занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАВИТСЯ ОН ПЕРВЫМ НА ЗЕМЛЕ
Интегрированное занятие в старшей группе
ЦЕЛЬ. Расширять представления о практической жизни человека, научить бережному отношению к хлебу. Познакомить с культурой русского народа, земледельческими обрядами, традициями. Познакомить с картинами русских художников. Развивать умение работать с тестом.
МАТЕРИАЛ: картины И. Шишкина, А. Венецианова. Различные сорта хлеба, колосья, зерно, тесто. Фартуки, бумажные полотенца, вода.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Дети входят в зал, садятся на стулья.
Воспитатель.
Ребята, послушайте загадку:
Рос сперва на воле, в поле,
Летом цвёл и колосился,
А когда меня смололи,
Темочки:
В муку я превратился. (Колос)
Правильно! Сегодня разговор наш будет о хлебе.
У народа есть слова:
«Хлеб – всей жизни голова».
Славиться он первым на земле,
Ставится он первым на столе!
Дети читают стихи.
1-й ребёнок.
Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятка рук.
2-й ребёнок.
Каждому знакомы
Мудрые слова:
Хлеб - хозяин дома,
Всему он голова!
3-й ребёнок.
Крепкою державой
Его звали встарь,
Хлебушек по праву
В государстве – царь!
Дети садятся на стулья.
Звучит музыка, входят дед и бабка.
Дед.
Ох, захотелось колобка,
У нас есть масло и мука? (Бабе)
Ты бы тесто замесила
Да детишек угостила.
Баба.
С охотой я возьмусь за дело,
Хоть задача нелегка:
Чтоб тесто сделать пышным, белым,
Нужна не только мне мука.
Вниманье нужно да уменье,
Про соль и сахар не забыть.
Чтоб лучше сделать угощенье,
Начну- ка тесто я месить.
Месят тесто.
Дед и Баба.
Тесто мы месили, масло добавляли.
Выбились из сил, ох, как мы устали!
Уходят.
Тесто.
Очень сдобное я тесто,
Усидеть здесь не могу,
Мне в кадушке мало места,
Тесно, тесно, убегу!
Воспитатель.
Ай-ай-ай! Куда? Куда?
Вот несчастье, вот беда!
Не уйти тебе от нас!
Будет колобок сейчас!
Воспитатель.
Укатился колобок от бабы в сказке, а от нас не укатится.
Отправимся мы вместе с ним в путешествие, узнаем, как хлеб растёт.
С древних времен люди берегут и уважают хлеб, без него нет жизни.
Давным-давно это было, когда люди жили ещё в пещерах. Случилось так,что людям нечего стало есть, и отправились они на поиски мест, где можно было прокормиться. Долго они шли, многие умирали от голода. Один человек упал, потерял сознание, а когда очнулся, рядом никого не оказалось.
Ему очень хотелось есть, и вдруг он увидел удивительное растение, из которого сыпались мелкие зёрнышки. Человек попробовал одно зернышко. Приятный вкус и запах оживили его, подействовали на него как лекарство. Человек стал есть эти зёрнышки и окреп, у него появились силы. С тех пор люди стали употреблять в пищу чудо - колоски.
Показывает детям колоски, зёрна.
Вот такие маленькие зёрнышки: из них растут хлебные колоски. Чтобы был хлеб, сеют рожь и пшеницу. А когда сеют хлеб? (Ответы детей.) Правильно, весной. На поля выезжают трактора, сеялки, во всю кипит работа. Посмотрите на картину Алексея Гавриловича Венецианова «На пашне». Так сеяли хлеб в старину. Тогда не было машин, и люди всё делали вручную.
Иллюстр. №1
А ещё на Руси пели особые песни, в которых звучали пожелания: чтоб колосья росли спелыми, наливными, чтобы урожай был богатым. Вы знаете такие песни? Давайте споём!
(Дети исполняют песни – попевки «Нива золотая», «Расти, рожь»)
(Воспитатель показывает иллюстрации № 2,3
Встаёт стеною золотой,
Волнуется пшеница,
И каждый колос налитой
К земле готов склониться.
Вот и созрели колосья. Посмотрите, какое поле ржи нарисовал художник Иван Иванович Шишкин: оно так и переливается на солнце, колышется на ветру!
Иллюстр. №4
Наступает пора жатвы. В наше время хлеб убирают огромные комбайны, машины, трактора.
Рожь наливается зерном
Тяжёлым, урожайным,
И солнечным, погожим днём
В поля идут комбайны.
А в старину колосья срезали серпами, жали, поэтому уборка хлеба и называется жатвой. Вот еще одна картина художника Венецианова – «На жатве»
Рассматривают картину. Иллюстрация № 5
А женщины, когда жали хлеб, пели песни…
Исполняется песня «Серпы золотые»
Иллюстр. № 6
- Колосья ржи или пшеницы везут на молотильню. Там их молотят, зерно высыпается, а потом его отправляют….куда? правильно, на мельницу. Сейчас построены большие заводы, где зерно перемалывают при помощи моторов.
Так из зерна получается мука ржаная или пшеничная
Рассматривают муку
А что можно испечь из муки? (ответы детей)
Рассматривают хлеб, из какой муки его пекут, сравнивают.
Воспитатель. Вот сколько мы с вами узнали сегодня интересного! А теперь я предлагаю вам самим сделать из теста колобков и разные печенья. Мойте руки, надевайте фартучки, подходите к столу.
Дети по показу воспитателя лепят из теста колобков, калачики, крендельки и др.
Затем раскладывают выпечку на противень, смазанный маслом. Моют руки, снимают фартуки.
Воспитатель. Ребята, вам было интересно? Я надеюсь, вы будете беречь хлеб, потому что уже знаете, как непросто его вырастить. А еще потому, что хлеб – наше богатство, здоровье, сила. Ну, а теперь…мы пойдем на кухню, отнесем наши печенья и попросим поваров испечь их. А после сна все вместе будем пить чай с нашей выпечкой!