Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Конспект интегрированного занятия в средней группе «В мире бумаги» ко Дню бумаги на МAAM
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в средней группе по образовательным областям «Ребенок и общество» (образовательный компонент «Рукотворный мир», «Развитие речи и культура речевого общения», «Изобразительное искусство» (образовательный компонент «Аппликация») по теме «В мире бумаги» ко Дню бумаги на МААМ
Цель: расширить представления детей о свойствах предметов рукотворного мира.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в средней группе „В мире бумаги“ ко Дню бумаги на МAAM» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Программные задачи: формировать преставления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах, истории ее создания. Развивать речь, обследовательские действия и умения выделять особенности и признаки бумаги: назначение, функция, умения устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением. Ввести в активный словарь детей слова, обозначающие виды, свойства и качества бумаги (берестяная грамота, пергамент, целлюлозно-бумажный комбинат, глянцевая, шершавая, мелованная, офсетная, самокопировальная, гафрированная,
Закрепить навыки пользования ножницами, способы вырезывания предметов квадратной и прямоугольной формы. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Материал: презентация «Путешествие в прошлое бумаги», кусочек бересты, разные виды бумаги, вода, карандаши, набор предметов (коробка, султанчик, газета, елочная игрушка, упаковочный пакет, кукла из бумаги, мяч, микрофон, ножницы, клей, кисти, лист ватмана.
Начало занятия:
1. Приветствие «Круг радости»
Задача: формировать положительные эмоции, доброжелательное отношение детей друг к другу, создать теплую, дружескую атмосферу в группе.
Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне этот волшебный цветок. Я приглашаю всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки «волшебный цветок». Воспитатель начинает первым и говорит: «Желаю счастья и добра всем детям с самого утра!»
Дети передают друг другу цветок и произносят свои добрые пожелания.
Ход занятия:
1. Загадка про бумагу
Задача: закрепить умение выделять существенные признаки предмета, развивать любознательность.
Воспитатель загадывает загадку:
Белая, как снег,
Дружу с карандашом.
Где карандаш пройдет,
Там заметку кладет. (бумага)
2. Беседа в сопровождении презентации «Путешествие в прошлое бумаги»
Задача: формировать представления об истории создания бумаги.
Воспитатель задает детям вопросы:
Для чего нужна бумага?
Как вы думаете, бумага была всегда?
Воспитатель: Древние люди писали на камнях.
Воспитатель показывает детям бересту.
Вопросы:
Что это за предмет?
Из какого материала изготовлен?
Чему принадлежит?
Воспитатель: Это береста – наружная часть березовой коры. Люди на Руси составляли на бересте грамоты, писали письма, выцарапывая буквы костяными инструментами.
Воспитатель: Удобен ли был такой способ письма? (ответы детей) Тогда люди придумали лист из тонкой кожи животных и назвали его «пергамент». Пергамент очень прочный материал, но на тем тяжело писать текст, трудно делать переплет, соединять страницы. Книги со страницами из пергамента были очень толстыми. Тогда люди придумали материал, которые тоньше пергамента и более удобный, - бумага.
Воспитатель: Из чего делают бумагу? (из дерева) Бумагу изготавливают на целлюлозно-бумажном комбинате.
3. Экспериментальная деятельность «Волшебная лаборатория бумаги»
Задача: формировать преставления детей о разных видах бумаги, ее качествах и свойствах.
Воспитатель: Бумага бывает разной. Предлагаю пройти в «Волшебную лабораторию бумаги».
Перед детьми на подносях кусочки разных видов бумаги (бархатная, цветная, газетная, наждачная, картон, самокопировальная, офсетная, самоклеющая). Дети рассмартривают их.
Воспитатель: Определите, какая бумага гладкая, какая шершавая, какая тонкая, какая толстая, какая мягкая, какая жесткая.
Дети проводят обследовательнские действия с бумагой разного вида и определяют свойства бумаги.
Опыты:
«Бумага намокает»
В таз с водой положить салфетку, потом тетрадный лист. Какая бумага быстрее намокнет?
«Бумага рвется»
Попробовать порвать руками целлофановый пакет, а потом бумагу. Что произошло? Какая бумага лучше рвется?
«На бумаге остаются следы»
Проведем ватной палочкой смоченной в масле по бумаге, затем карандашом, ручкой. Что мы видим?
«Бумага издает звуки»
Возьмем бумагу и будем выполнять движения «Стирка одежды». Что слышим?
«Бумага мнется»
Возьмем ложку и попробуем ее смять в кулаке, а потом сожмем в кулаке бумагу. Что произошло? Какая бумага быстрее мнется?
Дети делают выводы о свойствах бумаги: она мнется, рвется, намокает, непрочная.
4. Дидактическая игра «Из чего сделан предмет?»
Задача: закреплять умение выделять материал, из которого изготовлен предмет.
На столе у воспитателя находятся различные предметы: коробка, султанчик, газета, елочная игрушка, упаковочный пакет, кукла из бумаги.
Воспитатель показывает предмет, а ребенок должен найти вид бумаги, из которой он изготовлен (картон гофрированная бумага, газетная бумага, глянцевая, фольга, упаковочная, альбомная).
5. Игра с мячом «Скажи наоборот»
Задача: упражнять в подборе слов, противоположных по значению, обеспечить смену видов и оптимальный двигательный режим.
Воспитатель бросает детям мяч и просит назвать противоположное слово: «Бумага бывает тонкая, а бывает…»
«Бумага бывает гладкая, а бывает…»
Бумага бывает блестящая, а бывает…»
«Бумага бывает мягкая, а бывает…»
«Бумага бывает однотонная, а бывает…»
«Бумага бывает сухая, а бывает…»
«Бумага бывает легкая, а бывает…»
6. Логическая игра с микрофоном «Ассоциации»
Задача: развивать логику, внимание, речь, формировать ассоциативные связи.
Дети стоят в кругу. В руках у воспитателя микрофон. Она начинает: «Бумага белая, как…» и предает микрофон ребенку.
Бумага тонкая, как…
Бумага гладкая, как…
Бумага блестящая, как…
Бумага легкая, как…
И т. д.
7. Пальчиковая гимнастика «Бумага»
Задача: развивать мелкую моторику рук.
Дети произносят слова и выполняют действия в соответствии с текстом:
Долго мы бумаги рвали, (показывают, как рвут бумагу)
А потом ее мы мяли, (сжимают и рахжимают пальцы)
Так, что пальчики устали. (шевелят пальцами)
Мы немножко отдохнем (хлопают в ладоши)
И опять ее порвем. (показывают, как рвут бумагу)
Будем клеить, будем жать, (показывают, как намазывают бумагу клеем)
Дружно руки разминать. (сжимают и разжимают пальцы)
8. Творческая коллективная работа «Бумажная страна»
Задача: закрепить навыки пользования ножницами, способы вырезывания предметов квадратной и прямоугольной формы, развивать умения устанавливать межличностные контакты со сверстниками.
Воспитатель предлагает изготовить бумажную страну. Каждый ребенок выбирает понравившийся ему вид бумаги вырезает детали домика.
Затем все дети по очереди наклеивают свои домики на общую бумагу.
Окончание занятия:
Дети по очереди рассказывают, из какой бумаги они вырезали свой домик.
Итог занятия. Вопросы к детям:
- О чем говорили?
- Что нового узнали?
- Какая бумага бывает?
- Какими свойствами обладает бумага?