Гузель Вечканова
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Русские платки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дать детям представления об искусстве и традициях русского народа.
Задачи:
Образовательные:
Приобщить к культуре своего народа, воспитывать уважение к наследию родного края. Познакомить детей с деталью женской одежды – платком. Дать представление об истории возникновения русского платка, в том числе оренбургского пухового. Учить детей использовать платок, как модный современный аксессуар одежды.
Развивающие:
Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе „Русские платки“» размещена в разделах
Развивать правильную грамматическую речь, расширять словарный запас, игровые качества. Развивать мелкую моторику детей, закрепить умение рисовать в нетрадиционной технике «штамп по трафарету»; умение выполнять танцевальные упражнения под музыкальное сопровождение
Воспитательные:
Воспитывать патриотические чувства и любовь к родной стране. Активизировать познавательный интерес к творчеству своего народа. Воспитывать творческие способности, фантазию, эстетический вкус детей
Используемые технологии: информационно- коммуникационные, личностно-ориентированные, игровые, здоровьесберегающие.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, столы, накрахмаленная ткань белого цвета, трафареты, гуашевые краски, поролон, музыкальные инструменты, композиции из разных платков, ширмы, народные костюмы музыкальное сопровождение.
Предварительная работа включала в себя различные направления: чтение и просмотр русских народных сказок, пословиц, поговорок; слушание народных песен; рассматривание альбомов, презентаций о традициях и обычаях русского народа; знакомство с деталью женской одежды – платком, с историей возникновения русского платка, просмотр видеофильма «Плат узорный» (о Павлово-Посадских платках, беседа «Русские платки», книги о шалях и платках, знакомство с элементами декоративного рисования, показ иллюстраций и картин, знакомство с народной игрой, посещение мини - музея, знакомство с народными играми, с пальчиковыми играми.
Ход занятия:
1* -Видеофильм «Россия»
2* - Дети выходят хороводом, становятся полукругом
Приветствие:
День вам добрый
День вам чистый,
День без боли и без зла,
И от добрых всех людей
Шлем поклон мы вам, друзья!
Ребенок: - Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные.
Раздольные, русские песни поют.
Воспитатель: Но не только песнями славилась наша земля, но и чудо -мастерами и их золотыми руками. Это они прославили Россию знаменитыми во всем мире сувенирами: русскими матрешками, глиняной игрушкой, расписной посудой, коврами и русскими платками.
3* - Шкатулка
Воспитатель: - Ребята, эта шкатулочка тоже работа русских мастеров и в ней спряталась интересная вещица. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое.
Загадка: Это предмет одежды – кусок ткани квадратной формы. Он бывает большой и маленький, мужчины носят в кармане, а женщины повязывают голову. Он бывает шелковый, шерстяной. Пуховый. Что же это?
Воспитатель: Да, это платок.
1 ребенок: Издавна на Руси все платки любили,
Ну а Русские платки среди лучших были.
Не платок, а словно сад – розы и тюльпаны,
И цветочек каждый рад подружиться с нами.
2 ребенок: Сколько зелени в платках, что трава весною,
По кайме идут цветы дружной чередою.
Завитушки, розы тут и цветы рябины,
А подумать на платке уголок родимый.
3 ребенок: Мы гордимся стариною,
Стала нам она родною,
Вечно радует кого-то
Русских мастеров работа.
Из истории русского платка. Беседа:
Воспитатель: - Ребята, какой город России славится своими красочными узорчатыми платками? /Павловский Посад/
-Издавна Россия славилась своими платками. Появились они у нас впервые почти 200 лет назад. А из каких стран были завезены первые платки в Россию? /Из Турции, Индии Персии/
- Еще в глубокой древности женщина покрывала голову куском ткани – платом, это белое льняное полотенце с вышивкой. А какую форму имеют современные платки? / Современные платки имеют квадратную форму/
- Какой узор наносят на платки?/ растительный - цветы, листочки, завитушки и др/
- Что значит «набивной платок» или «набивка»?
А какие платки бывают? /ситцевые, шерстяные, шелковые, атласные, капроновые, газовые, пуховые/
-Фон платка не всегда белого цвета, каким цветом бывает фон платка?
- Для чего нужны платки?
-Какой платок можно носить в кармане и использовать как предмет гигиены? /носовой/
Воспитатель: Ребята, а сейчас настало время для сказки
4* - МУЗЫКА ИЗ СКАЗКИ
Дети садятся на стульчики
Сценка «Прощание»
Воспитатель:
Во времена былинные, стародавние,
Собирался купец в страны дальние
За товарами за чудесными.
С дочерью прощался,
И с такими речами обращался:
Купец: Ой, ты доченька родная,
Уезжаю я в страны заморские,
Страны дивные,
Долго ль буду там, недолго –
Того не ведаю.
А думаю тебя порадовать –
Подарки привезти
Шёлковые да серебряные.
Воспитатель: Отвечает ему дочь:
1-дочь:Чтоб ни буря, ни булат,
Или чей-то чёрный взгляд
Не могли тебя сразить,
Чтоб тебе живому быть!
2-дочь:Ну, а коли про подарок…
То купи, пусть и не ярок,
Нам платок всех красивей –
Как у царских дочерей!
Воспитатель: Месяц прошёл, другой,
Следует отец домой.
За семью морями был
Земли все исколесил…
Лишь платочек из России
Всей душою полюбил
И дочуркам угодил.
Купец:
Доченьки подходите!
Платки поглядите.
Один красный, другой синий,
А уж третий то хорош,
Становитесь в ряд,
Рассмотрите всё подряд.
1 – я дочь: Посмотрите на платок,
На платке расцвёл цветок!
Красный, жёлтый, голубой-
удивительный такой!
2-я дочь: А вот это мой платок :
Вот зелёненький листок,
Завитки как кружева,
Словно мягкая трава.
На платке богат узор -
Цветом красок ярких, ярких
Лучше не найти подарка!
3-я дочь: Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
И что здесь только нет:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Купец: А этот подарочек для тебя, хозяюшка!
Пусть мороз плетет узоры,
Буран бушует за окном.
Ты согрейся Оренбургским
Пушистым, беленьким платком!
5* - Песня: «Оренбургский пуховый платок».
Воспитатель:
Мне платок подарили пуховый,
Оренбургский пуховый платок.
Он согреет, как теплое слово,
Даст мне силы, как влаги глоток.
Этот пух, оренбургские козы
Нарастили в степях среди гор,
Где гуляют ветра и морозы,
Чтоб сплела мастерица узор.
Чтоб тончайшую нить отбелила,
Расчесала искусной рукой,
Людям сердце свое подарила,
И тепло, и уют, и покой….
Воспитатель:
- Оренбургский пуховый платок является символом России, наряду с тульским самоваром, матрешкой, хохломской росписью, гжелью, палехом, вологодскими кружевами, дымковской игрушкой и уральским малахитом.
Они красивые, нарядные, лёгкие, пушистые, тёплые. А ещё говорят, что оренбургскую паутинку можно протянуть через обручальное кольцо.
Презентация
Воспитатель:
- Это просто шедевр искусства.
Уникальность узоров не счесть -
Палантин, паутинка, платочек,
В Оренбургской губернии есть.
Воспитатель: - Платок является не только головным убором, с ним можно и поиграть
Сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Наш платочек голубой» :
6* - игра с платочком
Играющие образуют круг, передают платок по кругу, произносят слова игры:
Наш платочек голубой
Поиграть хотим с тобой
Ты беги, платок, по кругу,
Выбирай скорее друга!
Покружись, попляши
И платочек покажи.
У кого платок окажется на последнее слово, выходит в круг и пляшет.
После игры модели выходят переодеваться
Воспитатель: Нарядные платки стали в наши дни модной деталью одежды. Платок придает привлекательность и неповторимость. Ребята наш модельер подскажет нам, как можно носить современные платки.
7* - Музыка из модного приговора.
Выходит модельер ребенок
- Добрый день! Я Иван Ш. - ученик Вячеслава Зайцева.
Сегодня считается, что истинная женщина всегда имеет наготове платок, а настоящая модница даже не один. В одно мгновение платок преображает костюм или платье. Платки бывают классическими и кокетливыми, нарядными и необычными, теплыми и легкими, но они всегда делают вас, милые девушки и женщины, более прекрасными и выразительными.
Сейчас наши модели покажут, как можно использовать платки в современной моде
8*- показ моды
Дети моделируют платки :
• «Нарядный бант» - придает вашему облику особую привлекательность и неповторимость
• «Платочек шарфик» - всегда модный и актуальный
• «Ожерелье» - изящное дополнение к вашему наряду.
• «Головной убор» - Эта модель подчеркнет ваш профиль.
• «Галстук» - повязанный узкий шарф можно носить вместо галстука, это подчеркнет вашу индивидуальность.
Воспитатель:
Спасибо, Иван, благодаря тебе мы научились модно, современно, красиво повязывать платки.
Воспитатель:- А теперь ребята, я хочу пригласить вас в мастерскую, и побывать в роли рукодельниц, мастеров по росписи ткани.
Создание платков — дело творческое. Кому принадлежит главная роль? (художникам)
Ваш платок будет единственный и неповторимый.
Кто знает, может, и наши платки прославятся на весь мир.
-Ребята, посмотрите, у нас на столах лежат платочки без узора.
Сегодня мы с вами украсим платок цветами. Нужно с помощью трафаретов и краски нанести узор на ткань.
Все, что понадобится для работы - ткань, трафареты и краски, и волшебный поролон находится на столах.
Воспитатель: - Ребята, а теперь подготовим наши пальчики к работе!
Пальчиковая гимнастика:
- Наши алые цветки распускают лепестки.
(раскрываются пальчики, кисти рук поворачиваются вправо- влево)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
(потихоньку пошевелить пальчиками)
Наши алые цветки, закрывают лепестки,
(сомкнуть пальцы вместе в бутон)
Тихо засыпают, головками качают.
(кисти рук опустить вниз, круговые движения кистями рук)
- Хочу вам напомнить, что при рисовании на ткани мы набираем краску на поролон и штампуем по трафарету на ткани, заполняя краской только вырезанные цветы, не выходя за края трафарета, придерживая трафарет рукой. Приступаем к работе и помним «Дело мастера боится»
9* - на рисование
Дети рисуют (звучит русско-народная музыка).
По завершению работы, дети делятся впечатлениями.
- Ребята, вам нравится платок? У вас получился яркий, красивый платок.
-Какое у вас настроение, смотря на этот платок? (весёлое, радостное)
- Вам хотелось бы его подарить?
-Вы превратили обычные лоскуты ткани в произведение искусства. Ведь таких платочков больше вы нигде не найдете. Яркие, нарядные вещи, сделанные своими руками, несут добро, красоту и хорошее настроение и творцу, и всем
Воспитатель: Не зря в народе говорится, что конец-всему делу венец. Поэтому пусть наше занятие получит достойное завершение. Ничто так не поднимает настроение как заводной танец
- Эй, ребята, выходите!
И яркие платки с собой берите
Красивый танец покажите.
10*- Танец «Русские платки».
Воспитатель: Издавна по народной традиции платок был самым желанным подарком. Платок – не просто головной убор, а символ любви и красоты. И всегда считалось, что если мамам, сёстрам и любимым дарили русские шали, расписные платки, это значит, что им дарили радость, любовь. Не забывайте русские традиции! Носите русские платки : в них и в пир, и в мир, и в добрые люди.
Рефлексия:
-Ребята, что сегодня вам особенно запомнилось?
-Что вам было интересно?
-Делу время - потехе час,
Надеемся, что не скучали у нас!
-Ребята, вы сегодня были все большие молодцы, мне с вами так было интересно, но нам пора попрощаться с гостями, скажем всем: До свидания!