Ольга Сергеевна Сизяйкина
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень» и рисование»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Тема: «Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень» и рисование»
Цель занятия : познакомить детей с творчеством художника-пейзажиста И. Левитана и помочь увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине; обобщить и закрепить знания детей по теме «Осень».
Задачи:
Развивающие:
• развивать художественное восприятие и воображение,
Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе „Рассматривание картины И, Левитана „Золотая осень“ и рисование“» размещена в разделах
- Животные Африки, жарких стран. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Левитан И. И. Картина «Золотая осень»
- Левитан И. И., художник, знакомство с картинами
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Рисование
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
• развивать описательную функцию речи, причинно-следственное и художественное мышление;
• развивать умение детей выбирать самостоятельно различные нетрадиционные изобразительные техники и использовать их в своей работе.
Образовательные:
• в воображаемом плане прослеживать возможный ход рассуждений автора при создании картины и возможные варианты;
• расширять знания детьми изобразительных задач, средств (цвет, перспектива; технические средства: мазки, рисование листьев, примакивание);
• определять (с помощью наводящих вопросов) средства выразительности, используемые художником, эстетическую ценность произведения;
• совершенствовать навыки и приёмы работы различными нетрадиционными изобразительными техниками.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к занятию художественно-речевой деятельностью;
• развивать чувство прекрасного при повседневном восприятии действительности;
• научить осознавать собственные чувства, определять, какие изменения в картине могли бы больше соответствовать их собственному вкусу;
• создавать радостную творческую атмосферу на занятии, стараться вызывать у детей желание самостоятельно рисовать с помощью нетрадиционных изобразительных техник;
• не препятствовать в высказывании своих мнений другим.
Использование современных образовательных технологий: Проблемное обучение, проектные методы обучения, исследовательские методы в обучении, игровые методы, здоровьесберегающие технологии.
Планируемые результаты:
- пополнение активного и пассивного словаря по теме «Осень»;
- дошкольник, проявляющий интерес к окружающему миру природы, с интересом участвующий в сезонных наблюдениях;
- дошкольник, умеющий понимать причинно-следственные связи и делать выводы;
- дошкольник, умеющий высказывать и отстаивать свою точку зрения, свое собственное мнение;
- дошкольник, умеющий работать в группе проявляя активность, инициативу, предприимчивость, контактность, дисциплинированность, критичность;
- дошкольник, умеющий договариваться и приходить к общему решению;
- дошкольник, применяющий различные нетрадиционные техники в рисовании.
Предварительная работа: наблюдение за явлениями природы на прогулке; рассматривание иллюстраций, осенних картин; разучивание стихотворений, песен, слушание музыки.
Материалы и оборудование: Ноутбук, проектор, экран, презентация, репродукция картины «Золотая осень» И. Левитана; тонированная бумага, гуашь, кисти, клей, кисти для клея, бумажные салфетки акварель (теплых тонов) акварельные краски, восковые мелки, музыка П. И. Чайковского «Времена года».
Ход занятия:
(Перед началом занятия дети заняты в различных уголках группы)
Организационный момент
Воспитатель собирает детей стихотворением: «Осень начинается» С. Ю. Подшибякина
Мы по улицам идём –
Под ногами лужицы.
А над нашей головой
Все листочки кружатся.
Сразу видно на дворе:
Осень начинается,
Ведь рябинки там и тут
Красные качаются.
Дети встают полукругом. (Слайд №1)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, гости решили посмотреть на вас еще и в конце занятия дадут оценку вашему творчеству. (Раздаётся стук в дверь)
Воспитатель: Кто-то ещё пришёл? А! Да это же Карандаш (Слайд №2). Я и забыла, Карандаш будет давать оценку вашим знаниям на протяжении всего занятия.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о самом унылом и в то же время прекрасном времени года - «Золотой осени». За окном осень, а как же называются осенние месяцы? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.)
Воспитатель: Какие изменения происходят в природе осенью? (опадают листья, улетают птицы в теплые края, дни становятся холодными, животные готовятся к зимней спячке, льют холодные дожди; люди собирают урожай овощей, фруктов, грибов и ягод и пр.)
Воспитатель: Что бы почувствовать осеннее настроение мы поиграем в игру «Придумай слово», а Карандаш покажет, как он оценил ваши ответы. (Образование родственных слов). Для этого, нам нужно подобрать родственные слова к слову «Лист» ( Ответы детей: листок, листочек, листопад, лиственный, листва, листик, лиственница). (Слайд №3)
2. Введение в тему занятия.
Воспитатель: Размялись? Сегодня мы увидим картину Исаака Ильича Левитана «Золотая осень». Как вы думаете, о чем она? (Ответы детей) Вот пришло время увидеть её. Присаживайтесь на стулья, не забывайте об осанке.
Демонстрация картины. Дети сидят на стульях (Слайд № 4). Звучит тихо музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года».
Воспитатель: Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но есть момент, когда вся природа окрашивается, и красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. И не случайно, глядя на картину Исаака Ильича Левитана «Золотая осень», мы вспоминаем слова А. С. Пушкина:
«Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса…»
В яркой и повышено декоративной работе чувствуется возбуждение и напряженное ожидание счастья.
Беседа по произведению.
Воспитатель: Я предлагаю вам полюбоваться этой картиной под музыку (звук прибавить) П. И. Чайковского из цикла «Времена года». (Дети слушают музыку).
Воспитатель: Подходит ли музыка к этой картине? Какое настроение возникает у вас, когда смотрите на эту картину? (Ответы детей).
Воспитатель: Какие чувства вызывает у вас эта картина?
Дети: У меня эта картина вызывает чувство света, покоя.
Дети: Чувство тоски по теплым летним денькам.
Воспитатель: Какие характерные особенности золотой осени передает художник?
Дети: Деревья пожелтели, от листьев как бы исходит солнечный свет, хотя солнца мы и не видим.
Дети: Трава на лугах желто-зеленая. И только оземь на полях выделяется ярко-зеленым пятном.
Дети: Вода в реке тихая, холодно спокойная, темная, кажущееся, бездонной как в омуте.
Воспитатель: И глядя на все это, хочется прочесть стихотворение «Унылая пора» А. С. Пушкин (Арина читает стихотворение) :
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятная мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Воспитатель: Как вы думаете, подходят слова стихотворения к этой картине? (Ответы детей).
Дети: Подходят.
Воспитатель: Верно. Два великих мастера: мастер кисти и мастер слова называют осень золотой. И действительно так. Обратите внимание, на картине изображен светлый день, небо голубое. Но везде ли они одинаковы? Чем они отличаются?
Дети: Небо голубое с белыми облаками. Голубой цвет плавно переходит в светло голубой.
Воспитатель: Как вы уже заметили особенно красиво на катрине изображены деревья, листья, от них как бы исходит солнечный свет, хотя солнца мы и не видим. Отдельных листьев не видно, но, кажется, если подует ветерок, то полетят они корабликами на увядающую траву, на холодную кажущиеся бездонную воду реки. Вода в реке тихая, холодно спокойная, темная, кажущееся, бездонной как в омуте. Мы видим в воде отражение прибрежных трав; небо, отражаясь в воде, делает воду более светлой. Глядя на картину как бы ощущаешь праздник увядающей природы.
Воспитатель: Чтобы по-новому взглянуть на картину сделаем гимнастику для глаз. (Гимнастика для глаз «Листопад») (Слайд № 5).
Воспитатель: Возвращаемся к картине. Не забывайте об осанке. Ребята, посмотрите и подумайте, что изображено на переднем плане?
Дети: Тонкие березки с пожелтевшими листьями, как будто золотыми.
Воспитатель: Всмотритесь в картину. Что еще интересного вы заметили?
Дети: В далеке художник изобразил дома рядом с посаженными полями.
Воспитатель: А какие чувства вызывает у вас картина? Какие звуки слышал художник при написании картины? (Используя прием «вхождения в картину», дети описывают свои ощущения). Ну что Карандаш как дети отвечали на мои вопросы? (Слайд №6)
Воспитатель: А теперь давайте немного разомнемся. Быстренько все прошли вместе со мной на ковёр.
Физкультминутка «Листики».
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (присесть)
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю лечь на ковёр, закрыть глаза (звучит музыка) и представить, что ночью, во сне, вы встали с кровати, подошли к окну, приоткрыли штору и увидели чудесную поляну, а на ней сказочной красоты деревья. Запомните свою картину, полюбуйтесь ею. Представили? Открывайте глаза и садитесь. Расскажите, что вы изобразили на ней. А следует начать словами: «На моей картине….» (Дети рассказывают о будущих картинах, используя прием «словесного рисования». При этом они рассказывают, какими средствами хотели бы передать свои настроение и чувства в картине. В частности, особое внимание уделяется вопросам, что расположено на переднем и заднем планах, почему? Что расположено в центре картины и сбоку, и почему).
Воспитатель: Перед тем как мы с вами начнём рисовать, давайте разогреем наши пальцы, что бы они хорошо потрудились (физкультминутка) :
Вот помощники мои, (руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать).
Их как хочешь, поверни. (ладони повернуть вниз, вверх).
Хочешь эдак, хочешь так (поворачивать ладони).
Не обидятся никак. (пальцы сжимать и разжимать в такт стиха).
Рисование. Воспитатель: Я назову техники нетрадиционного рисования, при помощи которых вы будете создавать свои картины : восковые мелки + акварель, пластилиновая живопись, рисование с элементами объемной аппликации. А теперь, давайте тихо пройдем за столы. Можете сесть на любое место. На каждом столе материал для определённой техники рисования. За вашим столом – рисование с элементами лепки из пластилина, а за вашим - восковые мелки с акварелью, а здесь –бумажные салфетки разных цветов для объемной аппликации. Представьте, что вы тоже художники и рисуете свой осенний лес, свою сказку о «золотой осени». В конце работы вы должны дать название своей картине. Задание понятно? (Ответы детей). (Рисуем в темпе, не сидим).
Во время работы звучит музыка И. П. Чайковского «Времена года».
Дети рисуют, обращать внимание на правильность изображения деревьев и кустарников, использование цвета красок, композицию рисунка, аккуратность в работе. В конце занятия одобряю старание детей, нахожу выразительные сюжеты и колоритные образы.
3. Итог занятия.
Воспитатель: Как вы сегодня замечательно изобразили золотую осень. Рисовали красками с элементами лепки и аппликации, восковыми мелками. Походите и просмотрите готовые работы (пауза) и скажите:
• У кого самая выразительная работа?
• Все ли картины похожи друг на друга? В чем их сходство?
Воспитатель: Вы просто настоящие художники. Когда работы подсохнут. Мы с вами оформим выставку.
Воспитатель: Тимофей подведёт итог нашей работе стихотворением (ребенок читает стихотворение «Осень» З. Федоровская).
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень :
- Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!
Воспитатель: Наше занятие окончено. Большое спасибо за прекрасные картины. А тебе Карандаш понравились картины, созданные мальчиками и девочками? (Слайд № 7)
Воспитатель: Дежурные мне помогут, а остальные поиграйте в уголках.
Дети расходятся по игровым зонам группы. Дежурные убирают со столов.