Жанна Думанишева
НОД по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по картине И. И. Левитана
(В помощь воспитателю)
ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ПРЕКРАССНОМУ
«Нельзя растить полноценного человека без
воспитания в нем чувства прекрасного». Р. Тагора
Человек может остаться равнодушным к искусству, если с детства его не приобщали к прекрасному.
Духовное развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства. Одна из отличительных особенностей ребенка дошкольного возраста – способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства, в том числе живописи. Ребенок открывает мир как радостное, прекрасное, полное красок целое.
Публикация «НОД по картине И, И, Левитана „Золотая осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Левитан И. И. Картина «Золотая осень»
- Левитан И. И., художник, знакомство с картинами
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Введение в мир искусства - важнейшая составляющая педагогической деятельности. Есть люди, которые даже не знают имена художников, не говоря об их работах и шедеврах.
В наше время важно приобщить детей к изобразительному искусству в раннем возрасте, привить им любовь к искусству.
Исходя из этого, окружающие ребенка взрослые (родители и воспитатели) должны объединить усилия для введения ребенка в мир искусства как можно раньше; необходимо так организовать предметно-развивающую среду и социокультурное окружение в ДОУ, чтобы они способствовали выявлению особенностей эстетического отношения и развития художественно-эстетического восприятия у дошкольников.
В соответствии с требованиями Программы воспитания и обучения в детском саду педагоги должны расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства.
Что даёт искусство детям?
Воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Искусство раскрывает богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений, с его помощью дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни, проникаются высокими идеями. Они испытывают радость, волнение, восхищение при восприятии прекрасного, созданного в картинах, иллюстрациях.
Дети мыслят конкретно. Зрительные образы, создаваемые художниками, легко запоминаются и остаются в памяти на многие годы, вызывают положительные эмоции и способствуют полноте восприятия жизни.
Краски осени в изображении художника, композитора и поэта.
НОД над картиной И. И. Левитана «Золотая осень"
ь».[/b]
Цель: Воспитывать эмоционально-эстетические чувств и ориентации на проявление прекрасного в явлениях природы.
Задачи:
1. На доступном для детей уровне дать представление о пейзаже как особом жанре живописи. Подводить детей к пониманию того, что художественная картина (пейзаж, есть отражение реальной жизни природы.
2. Совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать
целостное представление об изображенном на ней.
3. Развивать умение воспринимать цветовое богатство окружающего
мира и стремление передать его в рисовании.
4. Способствовать полихудожественному развитию детей, подводя их к установлению взаимосвязей между художественными образами изобразительного искусства, музыки, литературы.
Материал: Репродукции картин художников И. И. Левитана «Золотая осень», запись пьесы «Октябрь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.
Ход занятия
Вот и кончилось жаркое знойное цветастое лето. Следом за ней пришла осень. И вроде бы немного жаль лета, но «утешает осень — не жалейте лета. Посмотрите — роща золотом одета!»
Сейчас мы будем говорить об осени, о её замечательной поре. И в этом нам помогут поэты, композиторы, художники.
Вам надо быть внимательными наблюдательными и ответить на такой вопрос: как они относятся к природе к своей земле.
Осень мягко и неслышно ступает по земле.
В. – Почему, не слышно? Кто самый наблюдательный?
Д. –Ответы детей.
В. -Да листочки тихо, неслышно, падают на землю.
«Ступает осень осторожна. Она везде -в саду в лесу. И не влюбиться не возможно в её щемящую красу».
В. -Вот такие нежные слова нашёл поэт об осени.
В. - Но почему щемящую красу?
Д. - Ответы детей.
В -. Да всё очень красиво но быстротечно, ненадолго. Подуют сильные порывистые ветры и вся эта красота слетит с деревьев жёлтыми листочками, покроет землю густым слоем разноцветных шуршащих листьев.
Сейчас мы с вами посмотрим замечательную картину об осени, которую написал художник Исаак Ильич Левитан и назвал её «Золотая осень».
Послушайте ребята, звучит замечательная музыка написанная компаратором Петром Ильичом Чайковским. Она посвящена временам года, а именно золотой осени. Чайковский посвятил свою музыку каждому месяцу. И это звучит «октябрь».
Послушаем и представим себя золотыми осенними листочками, которые медленно в танце опускаются на землю.
Круг —«танец золотых листочков».
В. -Радостная или грустная звучала музыка?
Д. - Немного грустная.
В. - Мы услышали светлую,лёгкую грусть. Что композитор передал в музыке?
Д. - Нежность,лёгкую грусть.
В. –Так П. И. Чайковский чувствовал золотую осень.
Ещё раз посмотрим на картину русского художника Левитана. Своей картиной он что-то хочет нам сказать о своём отношении к природе.
В. -С помощью чего?
Д. - С помощью красок.
В. - А как?
Он должен передать на холсте красками то, что вызвало его восхищение радость, восторг. И нарисовать так, чтобы мы чувствовали радость от красоты, и в тоже время лёгкую грусть.
В. - Что чувствовал художнику когда рисовал картину?
Д. - Ответы детей (радость от общения с природой, любовь к природе).
А теперь внимательно смотрим на картину.
Когда просто смотришь на картину, очень трудно подметить то, на что обращает своё внимание художник. Поэтому рассматривая картину, принято обращать внимание на передний край, дальний край и то что ещё дальше.
давайте посмотрим, что мы видим на переднем плане в левой части, что ближе к вам.
Д. -Несколько деревьев.
В. - Что это за деревья?
Д. -Берёзки.
В. - Какие они?
Д. - Тонкие, с белым стволом. На двух передних облетели листья.
В. -А у тех что подальше?
Д. -Том есть ещё листва.
В. - А на дальнем плане мы видим берёзовую рощу.
В. -А что нарисовано в правой части картины?
Д. -Речка.
В. -А какая она?
Д. -Не широкая тёмно-синяя.
В. - Посмотрите ребята на то место где река делает поворот. Там на изгибе стоит одинокая яркая берёзка.
Дальше идёт дальний план. Там мы видим небольшие домики и поля. А ещё дальше много, много берёзок и лес.
В. – А какое небо?
Д. –Ответы детей.
В. - А что на земле?
Д. -Ответы детей.
В. -Какие краски использовал художник?
Д. –Ответы детей.
В. -А есть ли на картине солнце? Самые наблюдательные могут проголодаться.
Хотя мы солнышко не видим, но на картине нарисованы тени от деревьев. А тени бывают только в солнечную погоду.
Вот так художник рассказал о том что ему понравилось.
В. -Ребята, что можно сказать об этом художнике? Любит ли он природу, свою землю?
Д. - Ответы детей.
Сегодня мы послушали музыку, стихи об осени. Рассмотрели картину Левитана «золотая осень». Они подарили нам радость и лёгкую грусть. А давайте устроим салют в честь осени, которая жёлтыми,оранжевыми, рыжими,красными красками украсила землю.
(Подбрасывают охапки желтых листьев вверх)
Мне очень хотелось бы посмотреть как каждый из вас нарисует осень, так как это чувствуете вы. Для одних это серая тучка из которой льётся дождь, для других золотой ковёр под ногами, для кого-то это голые деревья а кто-то нарисует богиню Осень с золотыми листочками в волосах.
В. -Расскажите -кто что нарисует?
Д. -Ответы детей.
В. -Ребята, я знаю, я точно знаю что у всех у вас рисунки получаться добрые, тёплые, потому что вы тоже очень любите природу, вам обязательно захочется беречь её, чтобы и другие могли любоваться этой красотой.
Сегодня вы были очень внимательны, наблюдательны и правильно ответили на мой вопрос.
Да, своими произведениями и поэт, и композитор, и художник показали свою любовь к природе к своей земле.