Ирина Каменская
Конспект интегрированного занятия в НОД «Звучащая картина»
▼ Скачать + Заказать документы
по картине «Масленица» Б. М. Кустодиева
Цель: Способствовать развитию познавательных процессов с помощью интеграции музыкального и художественного искусства
Задачи:
-развивать слуховое внимание, тембровый, звуковысотный слух
-формировать умение различать силу звучания
- продолжать знакомить с музыкальными инструментами и их звучанием: колокол, колокольчик, бубенчик
-развивать умение выполнять танцевальные движения с предметом, согласовывая их с музыкой
-развивать пластическую выразительность, координацию движений
- способствовать развитию выразительности мимики, пантомимики, речи
Публикация «Конспект интегрированного занятия в НОД „Звучащая картина“» размещена в разделах
-развивать умение договариваться со сверстниками, учитывая обоюдные интересы
-способствовать формированию гендерной принадлежности
-воспитывать у детей стремление к достижению положительных результатов
-развивать образное мышление, воображение, творческие способности
-формировать способность устанавливать причинно-следственные связи
Педагогические технологии
-исследовательские методы в обучении
-информационно-коммуникационные технологии;
-использование музыки при восприятии детьми художественного произведения
-эйдотехника
-ритмопластика
Ход занятия
Дети заходят в зал, садятся на стулья.
Музыкальный руководитель Ребята, закройте глаза, послушайте, пожалуйста.
Аудиозапись «Колокольный звон»
Музыкальный руководительОткройте глаза, кто хочет показать электронной указкой музыкальный инструмент, который сейчас прозвучал.
На экране слайд с разными музыкальными инструментами
Музыкальный руководительА теперь покажите рукой, какой был звук высокий или низкий
На экране появляется слайд с картиной «Масленица» Кустодиева
Музыкальный руководитель Посмотрите на эту картину, как вы думаете, откуда может быть слышен этот звук? Где могут быть колокола на этой картине. Да вот с этой церкви.
Ребята, посмотрите, там вдалеке есть ещё одна маленькая церквушка. С неё колокола будут слышны лучше или хуже? (Их звук нам будет казаться тихим или громким).
Ребята, а для чего звонили в колокола? (По праздникам, к церковной службе,
чтобы люди слышали и собирались, если случилась беда (пожар и т. д.)
Чтобы люди издалека слышали церковный звон, он должен быть громким или тихим? А сам колокол должен быть большим или маленьким?
У меня есть маленький колокольчик (показываю маленький колокольчик, звоню), а у него какой звук :высокий или низкий (покажите рукой). Как вы думаете, таким колокольчиком можно собрать много людей. Можно, но в небольшом помещении, например в группе воспитатель так привлекает ваше внимание. Ребята, посмотрите на картину, где ещё, в каком помещении здесь может прозвонить колокольчик (помните, на прошлой неделе у нас было театральное представление, вы смотрели сказку «12 месяцев».) В театре. Смотрите надпись театр, а под ней театральная афиша, кто там нарисован (силачи).
А у меня есть гири (выношу бутафорские гири), кто хочет показать, как силачи выступали, поднимали тяжёлые гири.
Импровизация с гирями под музыку
Музыкальный руководитель Ребята, а на улице таким колокольчиком можно собрать много людей. Нет. А что-нибудь можно придумать, чтобы маленький колокольчик звучал громче. Можно взять их несколько.
Звучит аудиозапись бубенчиков
Музыкальный руководитель Ребята, что это звучит. Посмотрите на картину, откуда может быть этот звук. Да это у лошадей под дугой. Это звон простого колокольчика? (Звоню колокольчиком). Нет. Колокольчики под дугой лошади называются бубенчиками и выглядят они по-другому (показываю бубенчики). Смотрите, (рассматриваем сначала колокольчик) у колокольчика язычок ударяется о боковые стенки, звук его проще, звонче, более резкий. А у бубенчиков маленькие шарики катаются внутри большого и звук у него более мягкий, ласковый, нежный, недаром раньше их называли «воркунами, позвонцами, балабончиками и гормотунчиками. Их под дугой несколько, чтобы было слышно на улице. Когда едут лошади с санями, люди слышали звон бубенчиков, расходились и не попали под лошадь.
Музыкальный руководительРебята, смотрите, как много музыки в этой картине: и звон колоколов, и звук театрального колокольчика и бубенчики под дугой. Мы говорили, что колокола на церкви собирают людей на праздник, церковную службу, если случилась беда. Вы думаете, зачем они могли звонить на этой картине? Правильно- праздник, а как вы догадались? (Дети отвечают) Совершенно верно: картина написана яркими красками, у людей весёлые румяные лица, мы видим связки воздушных шаров, люди катаются на санях. А какой же праздник без весёлой пляски. Ребята, мы сейчас будем превращаться в героев этой картины.
Распределяем роли по желанию : лошади в упряжке и извозчик, продавец с коробом, который выкрикивает «Пряники, калачи, баранки», ребята, танцующие с ленточками у карусели.
Танцевальный этюд «Ожившая картина»
Под песню «Ярмарка»
с дугой, коробом, каруселью с лентами